“В Москве в сущности нет такого квартала, который можно было бы назвать «старым городом», наподобие того, что имеются почти во всех европейских столицах. Поляки после войны вообще построили «старый город» в Варшаве заново, подняли из руин. В Москве таким кварталом могло быть Зарядье. Но, увы, об этом говорить уже несвоевременно.
Единственный в столице район, в котором старины пока еще больше, чем новоделов - это Сретенка с переулками (информация 2005г., на данный момент, к сожалению, устарела - от авт.).
Здесь еще остались от прежней провинциальной Москвы очаровательные колоритные трущобы. Если кто-то хочет посмотреть, какой была Москва в первой половине ХХ века, а может быть и раньше, тому нужно побродить по сретенским переулкам, особенно по тем, что идут от нечетной стороны улицы. Там сохранились те знаменитые московские дворы, в которые попасть можно только через арку, в которых развешено белье на веревках, а под окнами домов сохранились палисадники, огороженные убогими деревянными заборчиками, а в палисадниках иногда устроены грядки. И там мальчишки, как в песне, гоняют по крышам голубей. Рассказывают, что еще лет двадцать назад в этих дворах пели петухи. Но самое главное, здесь можно найти настоящих коренных москвичей. Не тех, что уже давно оплакали свои арбаты в новостройках, и не ту московскую элиту с ротвейлерами, что обитает в европейски отремонтированных шедеврах архитектуры Белого и Земляного города. Здесь - люди невеликие. У них, в их коммунальной «эклектике», протекает крыша, гуляет ветер на лестницах, в маленькие окошки едва пробивается свет, но они не нарадуются, что живут на самой Сретенке. А при случае еще и расскажут вам, о каком-нибудь купце - их бывшем соседе, или о том, что вот тут, неподалеку, в Большом Головине переулке, в студенческие годы жил Чехов. Именно тогда он сказал: «Я навсегда москвич».
Такое необычное и далеко не всем понятное название улицы - Сретенка - происходит от церковнославянского слова «сретать», что означает встречать, повстречать, идти навстречу. «Срете Мелхиседек Авраама» (Евр. 7:1). И названа так была улица по расположенному на ней Сретенскому монастырю. Монастырь же в свою очередь стал так называться в честь важнейшего события российской истории - избавления Москвы от нашествия Тамерлана в 1395 году. Не полагаясь на одну только силу оружия и на исконную доблесть русских ратников, великий князь Василий Дмитриевич повелел перенести в Москву из Владимира чудотворную икону Божией Матери. Вся Москва 26 августа (8 сентября по н.с.) вышла встречать верную Заступницу за землю русскую. И на том самом месте, где произошло «сретение» москвичей с Владимирской иконой, в 1397 году был основан монастырь. Действовал он до конца 1920-х годов и был одной из самых известных православных обителей. С 1991 службы здесь возобновились.
Нужно заметить, что ни Сретенский монастырь, ни собственно Сретенка не имеют никакого отношения к двунадесятому празднику Сретения Господня, отмечаемому церковью на 40-й день по Рождеству, то есть 2 (15 по н.с.) февраля.”
Юрий Рябинин,
отсюда.
А выглядит Сретенка с переулками очень строго, вот так:
Для начала вернемся на много лет назад. Раньше на этом месте стояла Сухаревская башня:
Сухаревская башня (также Сухарева башня) - архитектурное сооружение, располагавшееся в Москве на пересечении Садового кольца, Сретенки и 1-й Мещанской улицы в 1695 - 1934 годах, выдающийся памятник русской гражданской архитектуры. Башня была сооружена по инициативе Петра I:
Здесь, у Сухаревой башни когда-то находился знаменитый, самый большой в городе, рынок, на который, как писал Гиляровский, «как на праздник, шла вся Москва, и подмосковный крестьянин, и заезжий провинциал».
А в 1934 году башню снесли:
Мне жалко всю снесенную старую Москву, но особенно всегда мне жалко Страстной монастырь, Церковь Успения Пресвятой Богородицы на Покровке и Сухаревскую башню. Кажется, останься они с нами, жизнь была бы другой какой-нибудь…
Ну ладно, не будем о грустном…
Сразу хочу сказать, что мы исходили эти места вдоль и поперек: сами и с отличной экскурсией
Москвохода «Московские трущобы: Грачевка», которую вел всем известный Алексей
dedushkin1. Экскурсии Москвохода всем рекомендую, они очень живые и не утомительные.
Начинаем нашу прогулку по СРЕТЕНКЕ с ХРАМА ТРОИЦЫ ЖИВОНАЧАЛЬНОЙ В ЛИСТАХ, XVII-XVIII вв:
Фотография 1914г. с любимого сайта старых фотографий:
1914г:
За церковью Алексей заводит нас во дворы:
Как мы видели с вами выше, на Сухаревской площади располагался знаменитый Сухаревский рынок, но случилась революция, и изменение численного и социального состава населения, а также проводимая политика военного коммунизма и продразвёрстки изменили характер торговли на рынке, превратив его в барахолку с быстро возрастающим криминальным характером.
В связи с этим в 1924 году Моссоветом было принято решение об упорядочении частной торговли и создании нового сухаревского рынка.
В 1925-1930 годах к Большому Сухаревскому переулку примыкал Ново-Сухаревский рынок, построенный по проекту выдающегося советского архитектора Константина Мельникова.
Он располагался внутри квартала, Большой Сухаревский пер, 9. А сейчас от него осталось только здание конторы:
Так это выглядело:
Ново-Сухаревский рынок был закрыт в 1930 году.
А мы выходим на БОЛЬШОЙ СУХАРЕВСКИЙ переулок:
Большой Сухаревский назван в 1907 г. по соседней Сухаревой башне, разобранной в 1934 г. Старое название переулка - Большой Колосов. Тут был немалый по тем временам (конец XVIII - начало XIX в.) земельный участок вместе с шелковой фабрикой Панкратия Колосова. Она была заведена в 1717 г. по указу Петра 1 и отдана сначала купцу Федору Мыльникову, но "по притчине долгого им непроизводства той фабрики по определению мануфактур-коллегии" была отдана Колосову.
Этот переулок пользовался особенной известностью в Москве. Как писал П. Д. Боборыкин, "по всему переулку вверх, до перекрестка Грачевки, даже до вечерней темноты, идет, и в будни и в праздники - грязный и откровенный разгул. Ни в одном городе, не исключая Парижа, вы не найдете такого цинического проявления народного разврата, как в этой местности Москвы".
Доходный дом 1913 года издания:
Зайдем в его двор. Наша группа:
Дальше дворами Алексей выводит нас на ТРУБНУЮ УЛИЦУ (бывшая Драчёвская (Драчёвка, Драчи́ха) или Грачёвка (Грачи́ха).
Название «Драчёвка» связано с местностью Драчи (с XIV в., здесь жили мастеровые, «дравшие» - очищавшие зерно); «Грачёвка» - несколько более позднее, возможно, связанное с изготовлением снарядов для мортир, называвшихся «грачами». В XIX веке бытовали оба названия.
Во второй половине XIX в. Грачевка приобрела печальную и широкую известность в Москве. "Но знаете ли, что такое Грачевка?.. - спрашивал писатель М. А. Воронов. - Это исконная усыпальница всевозможных бедняков, без различия пола и возраста... На каждой сотне шагов вы непременно встретите полсотни кабаков, пивных лавок, ренсковых погребов и тому подобных учредедений, в которых ежедневно пропиваются и проматываются, вместе с старыми сапогами и негодными рукавицами, десятки жизней и легионы всевозможных умов, совестей, рассудков и иных атрибутов человека!" Особенной славой пользовался дом, стоявший в начале Трубной улицы, с ее левой стороны - он даже имел имя собственное: "Ад". По свидетельству того же Воронова, "между многоразличными московскими приютами падшего человека... нет ничего подобного грачевскому Аду. По гнусности, разврату и грязи он превосходит все пригоны..."
Выразительное описание его оставил В. А. Гиляровский в очерке "На Трубе".
В эти губительные места попал А. П. Чехов, переехав в августе 1879 г. из Таганрога в Москву. Дом, где жила тогда семья Чеховых, принадлежал церкви Николая, "что на Грачевке":
Точное место его не определено, он находился где-то рядом со школьным зданием (№ 36). Как вспоминал брат Антона Павловича Михаил, "...мы жили в тяжелой бедности, перебивались кое-как и не видели никакого просвета впереди. За три года жизни в Москве мы переменили двенадцать квартир и наконец в 1879 году наняли себе помещение в подвальном этаже дома церкви святого Николая на Грачевке, в котором пахло сыростью и через окна виднелись одни только пятки прохожих".
С сентября 1879 г. Чеховы переехали в другой дом на той же Трубной улице, но на противоположной стороне. "С этой квартиры началась литературная деятельность Антона", - писал его брат. В то время на участке (№ 23) находились два двухэтажных строения - одно деревянное на каменном первом этаже, а другое каменное, надстроенное третьим этажом в 1893 г., оно дошло до нашего времени.
Фотография называется «У Николы на Драчах»…. как-то так там было…:
С 1907 г. Драчевка после вывода всех заведений с сомнительной репутацией стала называться Трубной улицей. Она, как и соседние переулки, была переименована по просьбе местных домовладельцев, так как старые названия приобрели такую скандальную известность, что никто не хотел здесь селиться.
Рядом с этим зданием стоит школа, где учился Абрамович, а сейчас серьезно ей помогает (я ее не сфотографировала).
Трубная в сторону Бульварного кольца:
В сторону Садового кольца:
Зайдем во двор этого дома:
Тополь, что рос на этом месте был самым большим в Москве J :
Дом, в котором Абрамович жил у дяди J. Непростой был дядя, стало быть, дом стоит на Цветном бульваре:
А дальше через Малый Сухаревский:
выходим на Трубную:
и заворачиваем в ПОСЛЕДНИЙ ПЕРЕУЛОК.
В 1907 г. переименовали и Мясной переулок, в котором находились мясные лавки. Тогда ему возвратили название, которое бытовало в XVIII столетии: Последний переулок (он был в то время последним перед Земляным валом):
Дом середины 1990-х годов постройки:
Следующий на пути - БОЛЬШОЙ ГОЛОВИН ПЕРЕУЛОК.
Прежнее название - Соболев переулок - по фамилии домовладельца. Переименован в 1906 году по находившемуся в этом районе в середине XVIII века ведомству Московской полицмейстерской канцелярии капитана Головина. При этом переулок сразу получил определение Большой, чтобы отличить его от уже существующего Головина переулка, к которому добавилось определение Малый.
Переулок заслужил в дореволюционной Москве репутацию одного из самых злачных мест всего этого района, отнюдь не отличавшегося строгими нравами. А. П. Чехов, хорошо знавший окрестные места, описал его в рассказе «Припадок», а в письме к А. С. Суворину, владельцу газеты «Новое время», спрашивал: "...отчего у Вас в газете ничего не пишут о проституции? Ведь она страшное зло. Наш Соболев переулок - это рабовладельческий рынок".
В 80-е годы XX века здесь располагалась знаменитая пивная-автопоилка (приблизительно на том месте, откуда сделана фотография). Из-за нее переулок прозвали - «Больной Головин».
Беременные кариатиды:
Мы остановились у Пушкарева переулка, перекур.
P.S. Еще раз хочу поблагодарить Алексея
dedushkin1 за экскурсию, информацию из которой я здесь использовала.
Так же активно пользовала:
http://www.ru.wikipedia.orghttp://www.oldmos.ruРоманюк С. К. Из истории Московских переулков
МОСКВА. Все части.
Москва.Дом на Котельнической набережной. Лефортово. Рогожская слобода. Улица Школьная. Таганка. Таганка (окончание) Музей мебели. Таганка. Ивановская горка. Маросейка, Покровка и переулки.Ивановская горка. Хитровка. Немного Солянки и Китай-город: Варварка, Ильинка, Никольская и переулки (начало). Немного Солянки и Китай-город: Варварка, Ильинка, Никольская и переулки (окончание). Ворота Китай-города.Улица Мясницкая, Лубянская и Новая площади.Мосфильм.Новодевичье кладбище. Новодевичий монастырь.Огородная слобода и окрестности.