Соборная мечеть

Sep 12, 2011 12:49



Фото 1980-х гг.
Соборная мечеть была построена в 1904 году по проекту архитектора Николая Константиновича Жукова и являлась одним из двух образцов дореволюционной исламской храмовой архитектуры в Москве.

Вторая после мечети в Замоскворечье мечеть Москвы, расположена в Выползовом пер. После образования Второго мусульманского прихода Москвы 1894-1904 гг. члены новой общины решили изыскать возможности для строительства новой мечети. В прошении муллы этого прихода Бедретдина Алимова, мещанина С. Бакирова, касимовского купца Х. Акбулатова и др. на разрешение строительства второй мечети от 1894 г. (в год вступления на престол императора Николая II) сказано о «малой вместимости до 1500 человек» мечети в Замоскворечье.




Фото 1997 г. из архива Мосгорнаследия.

Тем не менее, несмотря на либерализацию общественной жизни в России в начале ХХ в., прошло почти 10 лет, прежде чем в районе Марьиной рощи появилась вторая московская мечеть (с конца 1930-х гг. именуется С.м.). Участок по Выползову пер. в Мещанской части города перешел в собственность московского купца Хусаина [в док-те ЦАНТД - Хасана] Мусяевича Байбекова не позднее января 1902 г. В июле 1903 г. в Московскую городскую управу пришло прошение Х.М.Байбекова «разрешить мне в [моем] владении построить каменное трехэтажное жилое строение… и деревянное жилое строение…»; при этом ни о какой мечети или молельном помещении даже не упоминается, а чертеж, приложенный к прошению 1903 г. и подписанный архитектором Н. Струковым, не является планом мечети, сохранившейся до сего дня почти в первоначальном виде.

Очевидно, что мусульмане решили «обойти» многочисленные бюрократические препоны, не позволявшие им в законном порядке построить мечеть. Для этого с согласия собственника участка Х.М. Байбекова два других лица - мещанин Сабирзян Бакиров и касимовский купец Хабибулла Акбулатов - стали совладельцами зданий на участке.

02.12.1902 г. С. Бакиров и Х. Акбулатов подали московскому обер-полицмейстеру ходатайство о передаче участка со всеми строениями («два строения жилых двухэтажных, низ каменный, верх деревянный, и шестнадцать построек и пристроек нежилых») в пользу Оренбургского магометанского духовного собрания. После того как официальным собственником участка сделалось ОМДС, вопрос о строительстве новой мечети вместо намечавшегося в прошении Байбекова жилого дома фактически был предрешен. В истории Москвы немало аналогов такого рода легализации мусульманских учреждений «постфактум». Так, в 1912-13 гг.община просила разрешение властей построить во дворе С.м. двухэтажное деревянное здание «под квартиры»; в действительности же в новом здании, помимо жилых помещений, начало работу и религиозное училище (после революции, вероятно, именно здесь расположилась татарская школа № 48; см. Татарские детские образовательные заведения в Москве). В журнале «Зодчий» № 32 от 1904 г. появилась справка: «Магометанская община в Москве приступила к сооружению второй мечети, приобретя за 35 000 руб. участок земли. Проект выполнил архитектор Николай Алексеевич Жуков в византийском стиле с хорами на 2000 молящихся». Строительство С.м. финансировал Ерзин Салих Юсупович (при участии касимовских купцов Х. Байбекова, Вагаповых, Кашаевых и др.).Прошение о разрешении открытия молитвенного дома для мусульман было подано Московским магометанским обществом в мае 1904 г., в июне уже был утвержден проект, сделанный техником архитектуры Н. Жуковым, а в ноябре того же года мечеть была готова к началу богослужений. 27 ноября 1904 г. первый имам-хатыб новой мечети Алимов Бедретдин-хазрат подал прошение совершить в ней первый намаз.
В описи владения за 1906 г. значится "каменная 2-этажная с подвальным этажом мечеть". К 1913 г. во дворе были построены два двухэтажных дома: в одном размещалось духовное училище, в другом - квартиры духовенства.
Сохранилась переписка ведущих прихожан С.м. с муфтием ОМДС с просьбой разрешить возглавить новый приход вышеназванному имаму. Его помощником и вторым имамом С.м. являлся сын Бедретдина, Сафа Алимов, после ареста которого в 1920/21 гг. мечеть возглавил Абдульвадуд Фаттахетдинов. Репрессии кон. 1920-х гг. привели к скоропостижной кончине муэдзина Абдурахмана Алимова (второй сын основателя мечети) и аресту имама А. Фаттахетдинова в 1928 г., после чего мечеть возглавил бывший имам Нижегородской Ярмарочной мечети и казый ЦДУМ Габдулла Сулеймани (1929-30).Муэдзином при нем был Муса Вахитов, который затем стал имамом-хатыбом мечети (1930-36). В 1936 г. сотрудниками НКВД было инспирировано «дело о заговоре руководителей ЦДУМ» (см. К. Тарджемани), по которому Г. Сулеймани, Муса Вахитов, имам Исторической мечети А. Шамсутдинов и др. были репрессированы в 1936-37 гг. Тогда же мечеть в Замоскворечье была закрыта властями, и мечеть в Выползовом переулке, ставшая «Соборной» (до того этот статус принадлежал мечети на Бол. Татарской ул.), осталась единственной функционирующей на тер. центрально-европейской части СССР. Московскую столичную общину в 1936-53 гг. возглавлял Халил Насриддинов, при котором отношение властей к религии поменялось в связи с началом Великой Отечественной войны с фашистской Германией (см.Мусульманская община Москвы в годы советской власти). После прихода к власти Н.С.Хрущева имамам С.м. Исмаилу Рахматуллину (1953-54) и Исмаилу Муштари (1954-56) пришлось выдержать прессинг нового наступления на религию (Подробнее здесь).



Фото 1958 г. С.Преображенского из архива Мосгорнаследия.
Праздник Рамазан.

В 1950-е гг. Московскую соборную мечеть посещали лидеры национально-освободительных движений и главы дружественных по отношению к СССР афро-азиатских государств: первый президент Индонезии Сукарно (1956), наследный принц Йеменского королевства эмир Сейф аль-Ислам Мухаммед аль-Бадр (1956), президент Египта Гамаль Абдель Насер (1958), а также парламентские делегации Ирака, Судана и Сирии.



Фото 1956 г. Колесникова из архива Мосгорнаследия.
Посещение мечети наследным принцем Йеменского королевства эмиром Сейф аль-Ислам Мухаммед аль-Бадром.

Особая страница истории Соборной мечети связана с проведением в Москве Олимпийских игр и строительством в непосредственной близости от нее спорткомплекса на проспекте Мира. В Моссовете и горкоме партии в 1975 году обсуждался снос мечети, как "портящей впечатление о спортивном празднике и создании у гостей невыгодный образ столицы как образцового коммунистического города". Судьба мечети, по словам людей, прямо вовлеченных в это дело, действительно висела на волоске. Планам ее сноса помешала твердая позиция мусульманской общественности, во главе которой стали московские имамы Мустафин и Басыров. Свой протест также недвусмысленно выразили послы Египта, Ливии, Сирии, Иордании, Сайдовской Аравии, других арабо-мусульманских стран. Общими усилиями мечеть удалось отстоять.



Фото 1978 г. Вид от улицы Дурова на начало Выползова переулка. Перед строящимся Олимпийским спорткомплексом видна Соборная мечеть.

30 июня 2008 года Москомнаследие приняло решение о наделении мечети охранным статусом выявленного объекта культурного наследия. Однако уже 21 января 2009 года при противоречивых обстоятельствах мечеть исключили из перечня охраняемых памятников. Решающим стал голос тогдашнего председателя Москомнаследия Валерия Шевчука.
В 2011 году её не стало.

мечети, Соборная мечеть, Выползов переулок, советские фото

Previous post Next post
Up