Рядом с Пассажем Поповых-Джамгаровых вверх по Кузнецкому мосту теперь стоит большое красивое здание, больше полувека связанное с Российской модой. А раньше там были маленькие строения. Это хорошо видно на старой фотографии 1883 г.
В XVII веке на этом месте располагалсь дворы стольника И. М. Ведеревского, как и на месте пассажа.
В 1763 году - регистратора Ключарева, в 1778 - иностранца Ивана Тардье.
В начале XIX века - купца Франца Гутта, а потом его жены.
В марте 1813 года в “Московских ведомостях” было опубликовано следующее сообщение: “Елисавета Гутт, по возвращении своем в Москву, живущая на Кузнецком мосту, в собственном доме, в западном флигеле войдя на двор, продолжает делать разные дамские уборы. Претерпев также разорение при нашествии неприятеля, она покорнейше просит господ должников об уплате ей долгов в непродолжительном времени”.
До 1812 года в доме был магазин купца Г. Теодора, продававшего мебель красного дерева немецкой работы. В доме был магазин братьев Дюлу с большим выбором мужской одежды, головных уборов.
Братья имели свою мастерскую и приглашали отдать в учение мальчиков для изготовления шляп и картузов, а девочек для шитья белья. Владелец Юлий Дюлу часто ездил в Германию, Бельгию, Англию для пополнения своего магазина иностранным товаром.
В 1840 годах дом принадлежал Елизавете Лакомм и был известен магазином купца Гальнбека под вывеской “Депо спичек”. Спички без серы здесь продавались за 15 коп. 1000 штук.
В 1848 году в дворовом флигеле находился так называемый “Литографический институт” при второй школе рисования, учрежденной графом С. Г. Строгановым.
Здесь выполнялись заказы на исполнение разных художественных работ - выполнение портретов и рисунков пером, кистью, иглой, изготовление визитных карточек и пригласительных билетов, иллюстраций к книгам. Директор этого заведения приглашал молодых способных рисовальщиков, желающих посвятить себя литографированию на камне, на работу с жалованьем.
В 1850 году дом покупает поручик, а потом гвардии полковник Север Алексеевич Ермолов(1824-1894), сын знаменитого полководца А. П. Ермолова, позднее дом переходит к его жене.
В конце 1850-х годов здесь снимает квартиру главный машинист императорских театров Федор Карлович Вальц, талантливый изобретатель-самоучка, обладавший незаурядными познаниями в области пиротехники, светотехники, механики. Его сын, продолжавший деятельность отца в Большом театре, оставил свои воспоминания, которые вышли в свет в 1928 году.
В 1883 году дом Ермоловой арендует, а потом приобретает 1-й гильдии купец-меховщик Алексей Михайлович Михайлов.
Он строит во дворе четырехэтажное здание (архитектор В. Барков) для фабрики меховых изделий.
В 1902-1903 годах на месте двухэтажного, выходящего на улицу дома архитектор А. Эрихсон построил современный дом.
Основа фасадной композиции - ритмика крупных оконных проемов, занимающих почти все пространство между устоями вертикальной структуры и тягами междуэтажных перекрытий. Несмотря на кажущуюся лапидарность, зодчий проявил большую изобретательность в декорировании фасада.
Интересно его цветовое решение. Нижний этаж, облицованный полированным темно-красным гранитом, дополненным тосканскими колоннами из черного лабрадорита и накладными, некогда тускло желтевшими бронзовыми декоративными деталями, создает прочное основание композиции. Два следующих этажа умеренно оформлены лепниной в стиле декоративного модерна, расположенной в филенках, покрытых мозаикой из золотой смальты.
Четвертый этаж под глубоким карнизом раскрепован полуколоннами характерного для Эрихсона ордера (схожего по общему абрису с коринфским), стволы которых выкрашены в терракотовый цвет. Если учесть, что мастерски нарисованные решетки балконных ограждений (одни из лучших в этой стилистике в городе) были, по-видимому, также покрыты «под золото», то можно себе представить впечатление, производимое этой постройкой, сверкающей позолотой и полированными поверхностями.
В 1906-1907 году А. Э. Эрихсоном была осуществлена надстройка пятого этажа. Нижний этаж здания оформлен колоннами тосканского ордера и облицован полированным тёмно-красным гранитом. Два следующих этажа оформлены лепниной и мозаикой из золотой смальты в стиле декоративного модерна. Балконные ограждения на фасаде здания, по мнению некоторых исследователей архитектуры, относятся к одним из лучших, выполненных в Москве в этой стилистике. Интерьер торгового зала был оформлен художником-графиком В. А. Фаворским.
Владелец этой известной московской фирмы, основатель Сибирского торгового дома по продаже меховых товаров первоначально служил “мальчиком” при магазине, стал приказчиком, а потом рискнул открыть собственную торговлю.
На Всероссийской выставке 1882 года получил высшую награду.
Умирая в 1916 году, Михайлов-отец по духовному завещанию оставил около 400 тысяч рублей на создание школы скорняжно-сырейного и красильного дела, на стипендии в Московском Мещанском училище, а Обществу купеческих приказчиков - 25 тысяч рублей. На благотворительные расходы Михайлов завещал 200 тысяч рублей.
Меховая фабрика на Кузнецком мосту продолжала работать и в советское время.
В середине 1940-х годов в здании разместился Общесоюзный дом моделей одежды, позднее получивший название Дом моделей «Кузнецкий мост». Верхний зал дома моделей был украшен 50 деревянными фигурами, представляющими историю костюма
Дом моделей создавал коллекции одежды для 300 швейных фабрик СССР, проводил обучение, методическую работу, здесь продавались готовые выкройки и проводились показы моделей, одной из манекенщиц здесь работала жена Н. С. Михалкова Татьяна[90]. Дом моделей исполнял и индивидуальные заказы по пошиву одежды для многих известных актёров и политиков[91]: так, у известного модельера А. Игманда шил костюмы Л. И. Брежнев, у Т. Макеевой - Р. М. Горбачёва.
В 2002 году владельцем Дома моделей стала группа МДМ. Большинство из 150 сотрудников Дома моделей было уволено, а спустя год здание было выставлено на продажу. В настоящее время в доме располагается самый большой магазин российской сети одежды премиум-класса «Подиум».
Источники: Сорокин, Нащокина.