Фото 1903 г. Митрополичьи палаты на Троицком подворье.
Фото 1892 г.
Земли на берегу реки Неглинной царь Василий Иванович Шуйский пожаловал Троице-Сергиевой Лавре еще в 1609 году - в самый разгар драматических событий времен польско-литовского разорения.
Владение простиралось по обе стороны реки Неглинной, в длину с левой стороны 174, с правой 160 сажен, поперек с левой 80, а с правой 123 сажен:
"...По Государеву Цареву и Великаго Князя Василия Иоанновича всея Русии Указу, дано Троицы Сергиева монастыря Архимандриту Иоасафу с братиею, за деревянным городом, за Сретенскими вороты у Неглинной на берегу, от дороги, что подле городовыя стены, вверх Неглинной по левую сторону в длину сто семьдесят четыре сажени, а поперек восемьдесят сажен; а прежде сего то место было за переводчиком за Вельямином Стефановым, да за Кляусом Савосьяновым, а после их лежало впусте лет с семь. Да по другую сторону Неглинки от тояж дороги, что подле городовой стены, в длину сто шестьдесят сажен, а поперек сто двадцать три сажени, худыя земли с бугры, что в пашню не пригодятся.
<...> Царь Михаил Феодорович подтвердил тоже, и дана сему Архимандриту новая Данная, с показанием тойже меры, и чтоб владеть им по обе стороны реки Неглинны по прежним их дачам" (Священник Иоанн Орлов. Историческое описание Московской Троицкой Церкви, что в Троицкой, с ея приходом. Москва, в Университетской Типографии. 1844 г.).
В конце 30-х годов 17-го столетия сложилась здесь, за Земляным городом, на берегу Неглинки, лаврская слобода. Переписная книга Москвы за 1638 год, насчитывала в то время всего "56 дворов монастырских тяглых крестьян, да 3 двора тяглых посадских людей разных сотен"
А вот другая перепись, уже за 1846 год: "129 дворов безпашенных бобылей, а кормятся на Москве работою". Называлась слобода в официальных документах по своей принадлежности к Лавре и по расположению на берегу Неглинки "Троицкой Неглиненской".
Фото 1950-х - 1970-х гг. Надвратный корпус доходного дома и приюта (1915 г., арх.А.Латков). До надстройки 1920-х годов имел над вратами колокольню.
"Центром" ее в далекие эти годы являлась деревянная
церковь во имя Живоначальной Троицы с приделом преподобных Сергия и Никона, игуменов и чудотворцев Радонежских - приходской храм слободы.
Фото 1882 г. из альбомов Найдёнова.
Впервые церковь упоминается в документах 1632 г., в пожар 1689 г. ее деревянное здание сгорело, а каменное построено в конце XVII или начале XVIII вв. Возможно, что восьмерик основного здания церкви и завершение колокольни были перестроены в 1726 г. В середине XIX в. пристроили (архитектор А. А. Мартынов) придел иконы Владимирской Богоматери, оформленный с применением декоративных мотивов XVII столетия.
Непосредственно рядом с церковью располагалось и само лаврское подворье, первое упоминание о котором - в той же переписной книге Москвы за 1638 год: "...да на монастырском дворе прикащик, да два дворников, всего три человека; ружья у них: у одного человека пищаль, у дву человек две рогатины".
Фото 1977 г. из архива И.Петрова. 1-й Лаврский переулок. Вид со стороны Мещанских улиц. В настоящее время переулок застроен.
В 1950-х годах, проезжая часть переулка (мостовая) была булыжной и только вдоль домов проходила асфальтовая дорожка, по краю которой росла травка.
Ближний справа - дом № 9, а домик слева - это постройка 1960-х годов.(здесь и далее курсивом: воспоминания И.Петрова)
C каких пор начали останавливаться лаврские на "загородном" подворье, сказать точно уже нельзя, определенно только, что начало этому положено было до года 1650. В этом году по Указу царя Алексея Михайловича начали устраиваться так называемые "мещанские слободы" для переселения из города разных посадских людей, "взята на Государя" была и Троицкая Неглиненская.
Фото 1977 г. из архива И.Петрова. 1-й Лаврский переулок. Справа виден край дома № 9, далее - дома №№ 7, 5...
"Переулок тянулся вдоль Троицкого подворья и напротив торца дома № 11 к. 2 (пятиэтажка 1958 г.), сворачивал к 2-му Лаврскому (на современной карте он именуется как просто Лаврский переулок), но не под прямым углом, а с небольшим наклоном в сторону Мещанской. Дом №11- постройки 1974 года, №15 тоже, наверное, примерно такого же возраста. На их месте стояли такие же дома, что и на этой фотографии. А на месте пятиэтажки стоял невзрачный магазинчик без вывески, на его крыльцо, частенько, выходил солдат с карабином, покурить. Это был продовольственный магазин для «спецконтингента» МВД. Иногда, когда у них там было затоваривание, пускали туда и местных жителей".
.
Фото 1960 г. 1-й Лаврский переулок.
Дом справа - дом №7. Следующий деревянный дом, это дом №5, а кирпичная пристройка к нему жилой домик, впоследствии снесённый (на следующем снимке на его месте виден край детской площадки). Столб у дома №7 ещё без подпорки. В конце переулка, в углу за деревьями, был цех картонажной фабрики "Восход" и труба это, видимо, их котельная.
Фото 1977 г. из архива И.Петрова. 1-й Лаврский переулок. Дом № 5. Вид со стороны Мещанских улиц.
Слева видно подножие горки, заросшей деревьями. По её вершине, вдоль всего переулка, проходила стена Троицкого подворья. Горка была довольно высокой. В этом месте её высота достигала середины второго этажа, и местные жители устраивали на ней садики и цветники. Сейчас, во дворе дома № 10 по Олимпийскому проспекту, осталась только самая верхушка этой горки.
О том же, как протекала жизнь на подворье в этот период - 17-ом - первой половине 18-го столетия - известно очень мало. Нельзя даже достоверно сказать, когда было приспособлено оно для проживания лаврских властей. Первое упоминание о наличии на его территории небольших "архи-мандричьих покоев о двух апартаментах" мы встречаем в описи подворья, датированной уже 1760 годом.
Весной того же года Духовный Собор Лавры принимает решение о постройке на подворье новых архимандричьих палат - уже каменных.
Фото 1977 г. из архива И.Петрова. 1-й Лаврский переулок.
В довоенное время дворы были загорожены глухими деревянными заборами с закрывавшимися на ночь воротами.
Строительство палат продолжалось около 4-х лет, работы были завершены лишь к началу 1764 года. Но и то - вчерне: для сносного проживания они еще не годились.
В дни "московского разорения" в 1812 году подворье было сожжено и разграблено.
Начаты были восстановительные работы без долгого отлагательства, в том же 1813 году. Руководил ими известный итальянский архитектор И.Д.Жилярди.
Фото 1970-х гг. 1-й Троицкий переулок. Все строения в левой части снимка снесены при прокладке Олимпийского проспекта.
Параллельно с восстановлением архимандричьих палат (в процессе его также пострадавшая домовая Петропавловская церковь была отремонтирована и переосвящена в честь преподобного Сергия Радонежского) на месте сгоревших флигелей отстраивались новые - деревянные. Добротные кирпичные флигеля при воротах и кирпичный конюшенный корпус, пострадавшие от огня, пришлось разобрать и также заменить деревянными зданиями. В целом, урон, нанесенный пожаром, на тот момент во многом так и остался не восполненным: даже позднейшая опись подворья (1829 года) свидетельствует о том, что единственным каменным и единственным 2-х этажным зданием на нем являлся Главный дом. Все остальные были деревянные, одноэтажные.
В 1815 году, после "выселения" московских архиереев из их кремлевских покоев, подворье становится официальной резиденцией московских митрополитов (являвшихся одновременно и настоятелями Троице-Сергиевой Лавры). Первому выпало здесь поселиться архиепископу Августину (Виноградову).
В 1821 г. архиепископом (с 1825 года - митрополитом) Московским и Коломенским становится Филарет (Дроздов), который пребывал на московской митрополичьей кафедре 46 лет.
Фото 1977 г. из архива И.Петрова. 1-й Лаврский переулок. Вид со стороны Олимпийского проспекта.
Сразу налево от углового дома, идёт 3-й Лаврский переулок.
3-й Лаврский переулок - небольшой проулок между 1-ым и 2-ым Лаврскими, в три деревянных дома с каждой стороны и ещё 3-4 дома выводили переулок к Екатерининскому парку, около уголка Дурова, на нынешний Олимпийский пр-кт.
В самом угловом доме, в 1950-х годах, за окнами полуподвала, была швейная мастерская.
Справа на снимке видно начало горки. На её вершине в то время находились остатки кирпичной стены Троицкого подворья. А само подворье, среди местных жителей, именовалось «гэпэушкой», потому что на его территории находились «объекты» МВД. Поэтому по переулку, наверное, до 1954-го года, а может быть какое-то время и после, в тёмное время суток, ходил вооружённый патруль.
В ноябре 1917 года в России было вновь учреждено Патриаршество. И в самый разгар революции, лишь летом того же года вступивший на московскую митрополичью кафедру святитель Тихон (Белавин) становится первым после более чем двухвекового перерыва Патриархом Всероссийским.
"Торжественная делегация членов Собора направилась на Самотеку, в церковь Троицкого подворья, где в этот день молился владыка Тихон, и митрополит Владимир торжественно благовестил:
- Преосвященнейший митрополит Тихон, Священный и Великий Собор призывает твою святыню на патриаршество богоспасаемого града Москвы и всея России.
- Понеже Священный и Великий Собор судил мене, недостойного, быти в такове служении, благодарю, приемлю и нимало вопреки глаголю, - ответил владыка Тихон, низко поклонившись своему народу".
Уже с 1918 года жизни Патриарха стала угрожать опасность, в связи с чем было предпринято следующее: "19 февраля 1918 года на заседании Совета приходских союзов приняты меры по охране Патриарха ввиду участившихся арестов и нападений на служителей церкви. Охрану будут нести 24 человека, от 18 лет, ежедневно избираемые прихожанами, из них 12 человек будут оставаться на Троицком подворье от 8 часов вечера до 8 часов утра. Стража невооруженная, будет постоянно окружать и сопровождать Патриарха. Если кто-то попытается захватить его, ее задача немедленно разгласить это по всей Москве" ("Московские церковные ведомости", №4 за 1918 год).
В 1922 г. Святейший был арестован. "На следующий день после допросов в Московском ревтрибунале и ГПУ, в субботу третьей недели по Пасхе, 23 апреля/6 мая, в шесть часов пополудни, когда в церквах благовестили к всенощной, отряд красноармейцев появился на Троицком подворье и объявил Святейшему Тихону, что отныне он находится под домашним арестом. (...)
Последнюю литургию на Троицком подворье в своем любимом храме преподобного Сергия Радонежского арестованный Патриарх Тихон совершил 1/14 мая...
В ночь с 18 на 19 мая Патриарх был помещён в Донской монастырь.
А уже наутро подворье оказалось в полном смысле этого слова оккупировано "Высшим Церковным Управлением" (ВЦУ) обновленцев-живоцерковников.
Тут же, на подворье, под руководством одного из идеологов "обновления" протоиерея Красницкого состоялся и Московский Епархиальный Съезд для избрания членов Всероссийского Поместного Собора 1923 года.
Фото 1970-х гг. 2-й Троицкий переулок, дом № 7.
Размещалась здесь некоторое время и "краса и гордость" обновленческой Церкви - Московская Богословская Академия.
В 1929 году она передается под детский сад: домовая церковь разоряется, ее купол и шатровый верх звонницы сносятся. Храм Живоначальной Троицы превращается в склад, затем в него вселяется Мюзик-холл, Московский академический симфонический оркестр...
Также под различные "бытовые нужды" приспосабливаются при советской власти и принадлежавшие подворью строения.
В 1992-1993 гг. резиденция была возвращена Церкви.
Текст по
История Троицкого подворья Подворье сегодня