Фото 2008 г. А.Дедушкина. Храм в честь святого равноапостольного князя Владимира при Московском епархиальном доме.
Здание Московского епархиального дома (Лихов переулок, д. 6, стр. 1) было построено по благословению митрополита Московского Владимира (Богоявленского) в 1902 г. В нем располагались храм в честь святого равноапостольного князя Владимира и Соборная палата. В начале ХХ века Епархиальный дом был центром народного просвещения, культуры, образования и социального служения.
Владыка Владимир благословил для постройки Епархиального дома проект известного московского зодчего Петра Алексеевича Виноградова (1858-1910). По проекту здание возводилось в «русском» стиле с использованием мотивов древнерусского каменного узорочья. Постройка состояла из двух основных частей: административного корпуса с колокольней и храма во имя Равноапостольного князя Владимира.
Проект западного фасада Московского епархиального дома.
Особое внимание уделялось росписи и убранству храма, что было поручено выдающемуся иконописцу и реставратору - Василию Павловичу Гурьянову (1867-1920).
Строительство Епархиального дома началось в марте 1901 г. в Лиховом переулке на земельном участке, принадлежавшем обществу любителей духовного просвещения.
Разрез дома и храма, вид с юга. 1901 г.
Строительство велось быстро. Как сообщали «Московские епархиальные ведомости»(№ 24 от 1901 г.), уже 14 июня 1901 г. состоялось освящение престола нового храма, которое совершил митрополит Московский и Коломенский Владимир с 3 епископами, 10 архимандритами, протопресвитером Большого Успенского собора Кремля протоиереем Владимиром Марковым, многочисленным духовенством, при пении хора Чудова монастыря. В основание престола была положена доска с надписью: «Да благословит Господь создание во славу Его святого имени и да изведет от места сего слово жизни, питающее всякую душу, жаждущую истины и спасения, и отметающихся да наставит на путь правды».
5 ноября 1902 г. построенный Епархиальный дом был освящен. На постройку было израсходовано 355 000 рублей. Деньги были получены от многочисленных жертвователей.
Обширное помещение в здании занимала библиотека с богатым книгохранилищем. Библиотека создавалась из коллекций книг, поступивших из собраний протоиереев Александра Иванцова-Платонова и Григория Смирнова-Платонова, Николая Боголюбского. При библиотеке находилась читальня, в которой каждый желающий мог найти все выходящие в России газеты и журналы.
В Епархиальном доме размещались редакции 2-х духовных журналов: «Московских церковных ведомостей» и «Воскресных бесед».
Рядом с епархиальной библиотекой находилась библиотека и архив братства Святителя Петра. Здесь размещалось и само братство со своим Советом. К открытию Епархиального дома это общество трудилось на ниве миссионерства и просвещения более 30 лет.
Одно из более обширных помещений в доме занимало Кирилло-Мефодиевское братство.
В доме также располагались епархиальный училищный совет и отдел распространения духовно-нравственных книг, широко известный своей полезной деятельностью по изданию, распространению и бесплатной рассылкой духовной литературы.
С 1918 г. в Епархиальном доме начались занятия Православной Народной Академии - уникального высшего учебного заведения, сочетавшего богословское образование со светским.
В 1917-1918 гг. в Соборной палате проходил Поместный Собор Русской Православной Церкви. 17 ноября 1917 г., в самый разгар революции и боев в Москве, Поместный Собор принял постановление о восстановлении Патриаршества.
Фото 1917 г. Поместный Собор Русской Православной Церкви.
Уже на следующий день, 18 ноября, в Храме Христа Спасителя митрополит Московский и Коломенский Тихон был избран и наречен Патриархом Московским и всея Руси. В 1918 году здесь была совершена первая панихида по убиенной Царской семье.
Фото 1917 г. Поместный Собор Русской Православной Церкви.
В годы советской власти Епархиальный дом забрали у Церкви. С 1924 г. его занимает Главполитпросвет, Академия коммунистического воспитания им.Крупской, а в большом лекционном зале открылся кинотеатр "Артес".
В июле 1929 г. Академия коммунистического воспитания переводится в другое здание, а дом в Лиховом переулке был передан Химико-технологическому институту им. Д.И. Менделеева, который использовал для своих нужд лишь часть помещений, а остальные сдавал в аренду различным учреждениям.
24 апреля 1930 г. в здание въезжает кино-фабрике «Межрабпом-Русь» для устройства «фабрики по производству кинофильмов имени Рот-фронт». На этой кино-фабрике был снят первый отечественный звуковой фильм - «Путевка в жизнь». Кстати, это была первая работа в кино замечательной актрисы Рины Зеленой.
***
Из воспоминаний актрисы Регины Якушевич: «Очень много было споров в нашей творческой троице не только о сценарии, но и о названии будущего фильма. В отведенном нам помещении кинофабрикой «Рот-Фронт» в Лиховом переулке собирались мы по ночам и спорили чуть не до драки, до хрипоты все ночи напролет, высказывая всяк свое мнение, предлагая сюжетные варианты сценария, пока не приходили к единому мнению. Соседи писали на нас жалобы в домком, что мы-де каждую ночь деремся. Просили коменданта, чтобы нас угомонили...
Заскочил как-то на наш дружественный огонек кинооператор Володя Пронин. Посидел, послушал наши жаркие споры и, уходя, небрежно произнес: «О чем вы спорите, тугодумы? Назовите свое будущее кинодите «Путевка в жизнь» и со спокойной совестью ступайте бай-бай..."
...В поисках сюжетного материала пришлось побывать в тюрьмах, навестить несколько детских коммун, разговаривать с безнадзорными ребятишками на улицах Москвы.
- Помню, на Арбатской площади, - продолжала вспоминать Региона Якушевич, - стояло много котлов, в которых «варили» асфальт. В этих котлах скрывались и спали ночью беспризорники. Но ребята больше отмалчивались и, понуро глядя на меня, уныло просили: «Тетя, дай копеечку, песню спою». Пели беспризорники и по трамваям, особенно в «Аннушке» - так называли тогда трамвай «А», проходивший мимо Арбата. Они подыгрывали себе на деревянных ложках, напевая то бравурные песенки своих «учителей-наставников» - детин из воровского мира, то грустные.
Кадр из фильма «Путевка в жизнь», 1931 г.
Изначально «Путевка» задумывалась как документальный или, как тогда говорили, культурфильм. Но материал подобрался такой огромнейший, волнующий, колоритный, что все это не вмещалось в рамки культурфильма - получилось бы бедно, схематично. И тогда на студийном худсовете решено было делать игровой художественный фильм. Начались мучительные поиски подростка на роль главного героя. Прибегнули к ночным облавам на беспризорников. В морозную ночь группа из комсомольцев и милиционеров решила осмотреть пассажирский из порожних вагонов, стоявших на запасном пути. В кромешной темноте луч фонарика, направленный на верхнюю полку, высветил живой комочек и злобные, раскосо поставленные мальчишеские глазенки. Этот комочек мгновенно сорвался с полки, и в руке беспризорника блеснул нож. Обозленное существо оказалось обаятельнейшим татарчонком по имени Мустафа. Позднее, когда начались работы над фильмом, этот мальчик послужил прототипом главного героя фильма - главаря беспризорников Мустафы по кличке Ферт...
Так имя Мустафы осталось в сценарии. На эту роль вначале был утвержден актер А.Новиков. Не приди бы Иван Кырла на массовые съемки к знаменитому тогда ресторану «Яр», где помещались павильоны « Межрабпома », не заберись в бочку и не оденься в «живописные» лохмотья, не крикни в момент съемок свое знаменитое «ку-ку» - кинокартина навсегда потеряла бы прекрасного актера. Посмотрев первые кинопробы, журналисты, актеры, руководство студии единодушно воскликнули: «Браво! Вот он - Мустафа!» «Увидел» в Кырле Мустафу и Николай Экк. Ивану Кырле (Кирилл Иванович Иванов) было тогда двадцать два года. Уже будучи студентом кинематографического техникума, Кырла писал стихи на родном марийском языке. После выхода «Путевки» на экраны он сочинил такие строки:
Был рабфаковцем
В Казани,
Бил стихами старый быт.
Мустафой стал на экране,
В этой роли знаменит.
К сожалению, Иван Иванович вскоре погиб, не прожив и 30 лет... «На роль матери Кольки Свиста, - вспоминала дальше Регина Якушевич, - пробовалась актриса МХАТа Алла Тарасова. Но режиссера разочаровывало отсутствие внешнего сходства между нею и московским школьником Мишей Джагофаровым, который играл Кольку. Как-то на съемках мы с Мишей оказались рядом. Вдруг оператор В.Пронин радостно, с улыбкой воскликнул: «Смотрите, это же надо! Колька - вылитый Регина!»
Когда фильм вышел на столичные экраны, московские беспризорники начали часто сопровождать меня, когда я, запозднившись, возвращалась из театра. Я сначала сильно пугалась. Но как-то раз они мне сказали: «Вы не бойтесь, мамаша, мы никогда не обидим мать Кольки Свиста и другим не дадим!»
Интересное воспоминание оставил Михаил Иванович Жаров о первых записях звука и о своих мучениях (он тогда согласился сыграть роль вора и убийцы Жигана): «Записали пробу моего голоса. Я пел песенку под трио баянистов Макарова, Попкова и Кузнецова: «Голова ль ты моя удалая, долго ль буду тебя я носить?» На другой день пригласили на прослушивание фонограммы. Прослушали, посмотрели на бегающие палочки фонограммы на экране, включили свет. Смотрю на своих товарищей, и мне кажется, что они трут себе глаза. Нахально спрашиваю их: «Плачете, что ли?» И четверо здоровых мужиков, не стесняясь, что их назовут сентиментальными, стали вынимать носовые платочки. И они, и я плакали от счастья. Тагер плакал, что его изобретение пошло в производство и начнет эру звукового кино. Оператор Нестеров - оттого, что он первым записал человеческий голос, будет первым звукооператором в истории советского кино. А режиссер Экк был счастлив, что благодаря своей настойчивости и воле будет режиссером и автором первого звукового фильма. Я же, артист Жаров, плакал оттого, что совершенно не узнал свой «чарующий» голос".
Премьера фильма «Путевка в жизнь» состоялась в московском кинотеатре «Колосс» 1 июля 1931 года. Прокатная судьба его поразительна. К ноябрю 1932-го (по сообщению «Комсомольской правды») фильм побил все мировые рекорды: его посмотрели зрители 27 стран мира.
***
Фото 1979 г. П.Паламарчука. Вид остатков храма с барабаном со двора с севера.
Фото 1993 г. Ю.В.Иванова
(с). Вид с севера перестроенной церковной части Московского Епархиального дома.
В 30-е годы здание было существенно перестроено и получило совершенно иной фасад со стороны Лихова переулка.
Фото 1979 г. П.Паламарчука. Фасад дома, вид с юго-запада, от Лихова переулка.
Впоследствии в здании располагалась Центральная студия документальных фильмов. В первые дни Великой Отечественной войны в здании поместилась кинохроника. Сюда присылали только что отснятые плёнки с мест боёв.
Фото 2000-х гг. из сети. Вид из Лихова переулка на перестроенное здание Московского Епархиального дома.
В 2004 г., после 12 лет усилий общественности, решением Правительства Российской Федерации здание было возвращено Русской Православной Церкви и передано Православному Свято-Тихоновскому гуманитарному университету.
Фото 2009 г. О.В.Матвеева
(с). Реставрация Владимирской церкви при Московском Епархиальном доме.
По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II 17 ноября 2008 года был совершен чин освящения накупольного креста для храма святого равноапостольного князя Владимира в Лиховом переулке. Богослужение совершил архиепископ Истринский Арсений.
Источники:
*,
*,
*,
*