Ново-Екатерининская больница

May 20, 2010 11:09



Фото 1900-х гг. Над фронтоном видна главка церкви Екатерины Великомученицы в Императорской Новой Екатерининской больнице*.

Монументальное здание в стиле русского классицизма с 12-колонным портиком. Это памятник зодчества конца XVIII века (1786-1790 гг.), бывший дворец князей Гагариных. Огромный дом занимала семья камергера из трех человек. В центре здания находился просторный танцевальный зал, вправо от него шли жилые покои хозяев, влево - манеж для верховой езды. Внизу жила крепостная прислуга. Дворец стоял среди большого парка с беседками, прудами и фонтанами. В 1802 - 1812 гг. здесь находился Английский клуб, в котором в 1806 году состоялось чествование героя Шенграбенского сражения П.И.Багратиона.




Фото 1900-х гг.

В страшном для Москвы 1812 году в этом здании побывал известный французский писатель Стендаль (псевдоним Анри Бейля), служивший в интендантстве наполеоновской армии.
Восторгаясь архитектурой московских дворцов, он писал об Английском клубе: «В Париже нет ни одного клуба, который мог бы с ним сравниться". Позднее в письме сестре он напишет: «Москва - город до сего времени неизвестный Европе - имела от 600 до 800 дворцов, красота которых превосходит все, что знает Париж». Увы! Здание было сожжено. В 1825-1828 гг. оно было восстановлено О.И. Бове и под руководством доктора А.И. Поля приспособлено для больницы. В 1833 г. в неё перевели больных из Екатерининской больницы в связи с обветшанием её построек (отсюда и название - Новоекатерининская). Дата "1775" на фронтоне здания относится к году основания Екатеринской больницы. Указом 1845 г. она была превращена в клиническую базу медицинского факультета Московского университета. Здесь были созданы одни из первых в России госпитальные терапевтическая клиника и хирургическая клиника с урологическим отделением (1846 г.) и кафедра патологической анатомии (1849 г.). В настоящее время - городская клиническая больница №24. Сохранились остатки парка, ограда с воротами, часовня в стиле ампир при клиническом морге.



Фото 1937 г. И.Тувина из архива С.Величко.

Любопытный факт. В 1939 г. больница оказалась в эпицентре вспышки чумы, пришедшей в Москву. Это не была средневековая чума, уносившая тысячи жизней и оставлявшая целые улицы покойников. Она пришла не с тысячами зараженных крыс и мириадами разносчиков заразы - блох. Она пришла в лице ученого, профессора Берлина, заместителя директора по науке Саратовского чумного института (институт существует и сейчас под другим названием - «Микроб»). Берлин собрался в Москву для доклада на Коллегии Наркомздрава. В день отъезда он проводил опыты с противочумной вакциной на животных, зараженных вирулентными живыми чумными микробами. То ли он сам был недостаточно осторожен, то ли его торопили заканчивать опыты и собираться в дорогу - но в Москву он приехал уже больным, с высокой температурой, и в таком состоянии выступал с докладом на Коллегии.
Вызванный к больному Берлину, не оправившийся от удара (гибель сына - d1) старик Р. поставил диагноз: крупозное воспаление легких - и направил больного в ближайшую Новоекатерининскую больницу, что у Петровских Ворот. Эта больница в ту пору, как и сейчас, была клинической базой ряда клиник 1-го Московского медицинского института, в ней работали видные профессора.
В приемном покое больницы больного осмотрел дежурный врач доктор Горелик и сразу заподозрил не простую крупозную пневмонию, а легочную чуму. Подозрения быстро оправдались.
В организацию борьбы с распространением возможной эпидемии активно включился НКВД. Как только выяснилось, с какой чудовищной опасностью столкнулась Москва, были приняты чрезвычайные меры по предупреждению развития эпидемии. Благодаря этим мерам - а, может быть, потому, что в развитии эпидемий есть свои закономерности, но чума унесла только три жизни: Берлина, Горелика и парикмахера больницы.
Новоекатерининская больница была немедленно объявлена на военном положении. Сюда прибыло подразделение войск НКВД. У входов и выходов больницы стояли караулы, никого не впускавшие и не выпускавшие. Функции коменданта больницы были возложены на оказавшегося среди задержанных профессора И. Г. Лукомского - заведующего стоматологической клиникой (Подробнее - Чума в Москве . Записки Я. Л. Рапопорта.)



Кадр кинохроники. 1957 г. За деревьями Страстного бульвара видна Новоекатерининская больница.



Фото 1911 и 2008 гг.
Автор современной фотографии и коллажа А.Сорокин(с).



Фото 1959 и 2008 гг.
Автор современной фотографии и коллажа А.Сорокин(с).
_______
* В советское время храм был закрыт, купол с крестом сломаны. Сохранился только алтарный выступ (один - центральный - из трёх) на двором фасаде. Церковь не возобновлена.


Фото 1979 г. П.Г.Паламарчука. Алтарный выступ церкви Екатерины Великомученицы в Императорской Новой Екатерининской больнице.

На территории больницы до революции находилась ещё одна церковь - на дворе.


Фото 1979 г. П.Г.Паламарчука. Вид здания бывшей церкви Александра Невского на дворе Новой Екатерининской больнице у Петровских ворот.
Храм был построен в 1872 г. "для отпевания умерших в больнице". Изначально был часовней. После 1917 г. закрыт. В нём размещалась слесарная мастерская больницы. В настоящее время церковь не возобновлена. Внутри котельная и мастерская.

ц.Екатерининская в Н.-Екатеринской б-це, дореволюционные фото, советские фото, Ново-Екатерининская больница, ц.Александра Невского в Н.-Екатерин.б-це, Петровские ворота, Петровка, скриншоты

Previous post Next post
Up