Российская реконструкция,
Бессмысленная и беспощадная...
Фото 1980 г. А.Зилова.
Дом, о котором мы с вами сегодня будем говорить, на этом снимке практически не виден. Вон он там вдали на правой стороне улицы за виднеющимися со школьного двора деревьями. Это был, конечно, не памятник архитектуры, но здание очень своеобразное и запоминающееся.
Не смог я найти советских снимков этого дома...
Находится он на углу Сретенки и Малого Головина переулка. Небольшой двухэтажный павильон с большими окнами-витринами. Дом № 22. Когда-то в нём находились лавки церкви Спаса Преображения в Пушкарях. А в 1934 году здание отошло к тресту "Мосбельё" и он решил разместить в нём Дом моделей.
Фото 1980-х гг. И на этом снимке его не видно. Слева видны всё те же деревья школьного двора. А наш дом перед ними. Только это вид уже в противоположную сторону Сретенки.
"Для художественного оформления здания пригласили Владимира Андреевича Фаворского, тогда уже известного художника, выполнившего прежде несколько удачных работ в жанре настенной фрески, или, как предложил называть этот жанр Матисс, "архитектурной живописи". Познакомившись с фотографиями предыдущей работы Фаворского - росписями в Музее материнства и младенчества (кстати, тоже уничтоженными - d1), - Матисс написал в письме советскому искусствоведу Г.Роому: "Фреска г-на Владимира Фаворского очень меня заинтересовала. Я считаю, что она выполнена в соответствии с основными принципами архитектурной живописи".
Фото 1920-х гг. В.А.Фаворский.
В.А.Фаворский (1886-1964) - русский художник и теоретик искусства, выдающийся мастер русской гравюры и книжного дизайна. Внук В.Шервуда. Действительный член Академии художеств СССР (1962 г.), Народный художник СССР (1963 г.).
"Фаворский понимал, что архитектура предложенного здания на Сретенке ему не в помощь (он говорил, что оно "архитектуры бросовой") и что задача сделать его обращающим на себя внимание целиком ложится на его оформление. Он решил внутренние помещения дома расписать фресками, а на фасады, обращенные на улицу и в переулок, поместить рисунки, выполненные способом сграффито. Решение оказалось оптимальным: тяжелые, гладкие, скучные фасады приобрели легкость, яркость. Они издали обращали на себя внимание.
Моду Фаворский истолковал широко. Одна группа фигур посвящена традиционному решению темы: заказчица перед зеркалом, портниха, швея, манекен, но затем идут фигуры популярных в тогдашнем советском обществе персонажей - спортсменок, летчицы, лыжницы, кавалеристки в красноармейской форме, девушки-ворошиловского стрелка с винтовкой через плечо... Все эти фигуры выразительны, в них показана не столько привлекательность профессии, сколько красота человека".
Сграффито Фаворского на Доме моделей. Фрагмент.
"Фаворский так глубоко вошел в проблемы того, чем занимался Дом моделей, и так хорошо понимал их, что его ввели в художественный совет. Часто его соображения о фасоне платья, о материи оказывались проницательнее предложений самих модельеров - и принимались ими".
Обложка издававшегося Домом моделей журнала с фрагментом сграффито Фаворского.
В 90-е в доме решили открыть Салон-магазин "Зеркало моды"... Первый этаж павильона отделали полированным мрамором, что для здания, представляющего из себя по сути лёгкий павильон, было нелепо и безвкусно... Сграффито Фаворского были тупо и бессмысленно уничтожены...
Так и хочется подправить немного классика: "Не приведи Бог видеть российскую реконструкцию, бессмысленную и беспощадную!..."...
Сейчас Салона-магазина "Зеркало моды" в здании уже давно нет. Что в общем-то и логично. Какое может быть "зеркало моды" у людей напрочь лишённых вкуса. В 2000-е здесь находилось несколько едальных заведений. Сейчас в нём тоже кафе. Вроде, неплохое.
Современный вид дома. Фото из сети.
В качестве эпилога приведу слова В.Муравьёва: "С годами становится все очевиднее, что сграффито Фаворского на Доме моделей треста "Мосбельё" - высокая классика искусства тридцатых годов, и растет наше возмущение теми, кто их уничтожил".
Использованы материалы из книги В.Муравьёва "Святая дорога".