Пять аспектов пустоты

Dec 14, 2010 12:26

Одним из ранних тантрических текстов, который получил широкое распространение и породил большое количество комментариев и аннотаций, является трактат Панчакрама, классифицируемый как ануттара-йога-тантра и приписываемый великому Нагарджуне. Несмотря на предположения ученых о существовании многих Нагарджун, Тибет знает только одного Нагарджуну, который был одновременно философом мадхьямики, тантристом, Сиддхом и алхимиком, ранее мы уже ссылались на него. Его текст Панчакрама, санскритский вариант которого, к счастью, доступен для нас, оперирует с понятием пустоты, шуньята (по-тибетски sTon-Pa-Nyid); эта же тема прослеживается в работе Нагарджуны Мадхъямика-карика.

В последней работе пустота определяется как "срединный путь", потому что он избегает крайностей существования и не-существования. Этот путь характеризуется отрицанием того, что феноменальный мир имеет собственную природу. Сформулированная через отрицание, "пустота” является действительной реальностью, summum bonum [лат. "суммой всего” - прим. ред.], то есть нирваной, и состоит в полном отказе от всех ментальных конструкций, касающихся бытия и не-бытия. Высшая реальность одновременно условна (самврити) и абсолютна (парамартха), но эти понятия проявляются на двух уровнях. Первый уровень представлен миром феноменальных явлений, а последний лежит вне его пределов. Условная реальность в рамках явлений имеет восемь измерений: рождение и смерть, постоянство и прерывистость, единичность и множественность, приход и уход. Эти условные измерения препятствуют пониманию конечной реальности. Образно говоря, если эти измерения отсутствуют, то конечная реальность сияет как спокойный, но яркий свет, напоминающий лунный. Разум, свободный от условных факторов, ведет нас к "таковости” (татхата). В Панчакраме примерно такой же ход мыслей, но больше внимания уделено практике: здесь, несомненно, присутствует тантрический подход.
Этот тантрический трактат (Мадхъямика-карика) Нагарджуны содержит пять разделов, третий из которых приписывается более позднему автору, Шакьямитре, который, согласно Таранатхе, был современником царя Бенгала Девапалы (705-735 н. э.). Что касается комментариев к этой работе, то широко известны комментарии одного из учеников Нагарджуны - Нагабодхи. Уроженец Северной Индии Нагабодхи упоминается в Голубых Анналах как учитель маха-йога-тантры (так называемой "отцовской тантры, PHa-rGyud). Таранатха пишет, что после смерти Нагарджуны Нагабодхи спустился в глубокую пещеру на Шрипарвате и медитировал там без перерыва в течение двенадцати лет, пока не достиг состояния махамудра-сиддхи. Среди других индийских комментаторов упоминаются Бхавьякирти и Ракшитапада.
Считается, что Панчакрама по своей природе является экстрактом из Гухьясамаджи, которую Нагарджуна получил от своего наставника Сараха-пады. Концепция пяти дхьяни-будд, доктрина совершенствования триады "тело-речь-ум” с целью доведения ее до алмазного сияния, а также использование мантр и мистических диаграмм для получения духовных результатов, несомненно, характерно для обеих работ. Но Панчакрама представляет более продвинутую стадию мышления, работает с йогическими идеями и практикой, в отличие от более ранних работ этого плана. Панчакрама ("пятеричный переход”) подразделяет Пустоту, в зависимости от причины и следствия, на четыре ступени. Более правильно считать их стадиями: "Пустота” (шуньям), "Сверх-Пустота” (ати-шуньям), "Великая Пустота” (маха-шунъям) и "Абсолютная Пустота” (сарва-шуньям). Первая, имеющая женское начало, описывается как "мудрость” (праджня), а вторая, олицетворяющая мужское начало, описывается как "средство” (упая). Их взаимодействие (типичная концепция Ваджраяны) приводит на третью стадию, где создается "собственный фундамент” (свадхистхана). Над этим простирается невесомая, неизменная, недвойственная и светящаяся (прабхашвара) Пустота.
Важно, что здесь Пустота является положительным принципом, алмазом (она названа так из-за незамутненной и неизменной, "твердой” сущности). Ее проявление связано с Ваджрасаттвой, божеством, которому посвящена Панчакрама, "Свободный от существования и не существования, но способный принять любую форму, Ваджрасаттва вмещает всю любовь, обращенную к нему”. Подобно пустому пространству, он является "собственной природой” всех явлений; его трудно схватить и невозможно охарактеризовать; он не имеет причины и наполняет все вещи, он чист и неслышим; познать его может только йогин. Точка зрения, что его можно познать внутри себя, поскольку он содержится в каждом из нас (пратъятмаведъя), разделяется и в этом тексте. Он неразличим в нас не в действительности, а по неведению, вследствие нашей собственной вовлеченности в мир обусловленности. Природа Пустоты игнорируется или забывается, и мы создаем кажущийся нам прочным мир наших собственных мыслей и привязанностей. Мы помещены в клетку собственных свершений и суеты. Ученик должен избавится от этого с помощью практической йоги, чтобы постепенно "вернуться домой”, то есть достичь Абсолютной Пустоты и наслаждаться блеском полного и неизменного спокойствия. Панчакрама как тантрический трактат описывает основные стадии этого духовного пути от Пустоты явлений до трансцендентной Пустоты. Этот путь (или переход, крама) является метафорическим - на самом деле здесь нет ни "движения”, ни "достижения”. Стадии обозначены только для удобства практикующего, их не следует рассматривать как разделы или аспекты ни самой Пустоты, ни пути ее достижения.
Первая стадия описывается как "свет лампады” (алока), то есть свет, зависящий от светильника (паратантра). Разум занят представлениями предметов, собирает впечатления и организует их, он конструирует свои собственные образы и проецирует их вовне. Эта стадия характеризуется транзактным знанием (праджня). Визуализация "лотоса” на лунном диске (чандрамандала-панкаджам), точки (бинду) и первой гласной (а) будет описана выше. Вторая стадия является простой "манифестацией света” (алока-бхаша), не зависимой от самой лампы, напоминающей лунный свет. Она называется "Сверх-Пустота”, потому что на этой стадии представление явлений затруднительно для сознания, сознание преодолевает явления. Но сознание не останавливает своей работы, оно по-прежнему занято построением, воображением и отражением (парикалпа). Все они являются ментальными состояниями (чайташика), исключающими любые внешние воздействия.
Если первая стадия праджня, то вторая - упая', если первая женская, то вторая ~ мужская; если символом первой является лотос (падма), то символом второй - алмаз (ваджра). Объединение первых двух происходит на третьей стадии, которая поэтому является великой (маха).Здесь нет ни света от лампы, ни простого провозглашения света. С другой стороны, здесь присутствует интуитивное понимание света (ало-копалабодхи). Оно не является более зависимым, но является независимым и абсолютным (париниахпанна). Важной деталью является то, что сознание "замкнуто в себе” {свадхистхана-читта). Освобожденное от всех условных факторов, как внутренних, так и внешних, сознание теперь может располагаться само в себе. Но по-прежнему оно является только сознанием, и поэтому остается некоторый дуализм между субъективностью и объективностью. Однако конечная стадия все же свободна от этого дуализма, поскольку она свободна от сознания. Практикующий не может назвать это ни как нечто существующее, ни как нечто несуществующее. Теперь невозможно каким-либо образом выразить осознание. Эта стадия названа "Абсолютная Пустота", потому что она не имеет ни начала, ни конца, а также никакого существования между ними. Она все, о чем только можно подумать. Хотя это последняя стадия движения по пути трансформации для практикующего, она ни в коем случае не является новым состоянием Пустоты. Она остается постоянной, и Пустота первых трех стадий происходит из Абсолютной Пустоты.
Интересны в Панчакраме рассуждения о функциях сознания. Утверждается, что "обычное сознание является средством, напоминающим ярмо, - для дурака, и средством к пробуждению - для мудрого”. На первой стадии обусловленной Пустоты сознание проявляется тридцатью тремя способами. Они называются дефектами или загрязнениями (доша), потому что они искажают или скрывают истинную природу Пустоты. Среди них такие телесные ощущения, как голод и жажда, эмоции типа печали, сострадания, зависти, привязанности и симпатии, а также интеллектуальные процессы типа самоанализа и сомнений. На второй стадии, когда объективное основание устранено, число функций сознания увеличивается. Здесь уже сорок типов, они называются "природные расположения" (пракритая). Они не длятся долго, потому что лишены энергии обусловленности. Среди типов этой категории - страсть, гордость, удовольствие, мужество, храбрость, алчность, удовлетворение, терпение и т. д.
На следующей стадии насчитывается семь природных дефектов или загрязнений (пракритидоша), все они являются пассивными: забывчивость, смущение, ступор, летаргия и т.д. Всего имеется восемьдесят ментальных состояний, разделяющих Абсолютную Пустоту и Пустоту. Они действуют в течение дня и в течение ночи, таким образом, всего таких состояний, сопровождающих переход (вьявахара), насчитывается сто шестьдесят.
Представляет интерес рассуждение, что жизненные потоки внутри тела (ветры, "вайю") могут переносить функции сознания. Когда ветры движутся внутри, возникают мысли, потому что жизненные токи-ветры обязательно несут их. На первой стадии ветры смешаны с мыслями, мысли пассивно двигаются вдоль главного потока. На второй стадии мысли совершенно не пассивны, а доминируют над ветрами. То есть, жизненным потокам не позволяется затемнять и смущать, определять и доминировать над мыслями. Процессы сознания становятся не зависимы от функций тела, они освобождены от биологической необходимости. Жизненные ветры по-прежнему движутся, а сознание следует вдоль них естественным образом в постоянном состоянии потока. Когда сознание освобождается от вовлеченности в этот поток, тогда оно может принадлежать себе. Это происходит до тех пор, пока нет препятствий для ветров. "Если ветер не поднимается, сознание не проявляется, оно стабильно".
Естественно, что техника "контроля жизненных токов" (пранаяма) занимает значительное место в тантрической практике. Панчакрама предлагает интересный метод, который, однако, является старым и испытанным методом в Индии. Пять дхьяни-будд из Гухьясамаджи, расположенных в теле, могут превратиться в пять потоков света, затем эти потоки сливаются в один и фокусируются в районе между бровями (насарга, "вершина носа", а не "кончик", как иногда ошибочно полагают). Верующий медитирует на мантру, данной его учителем, и концентрирует свое сознание в одной точке (читтам-бинду-гатам, "сознание движется в точку", так называемое "одноточечное сосредоточение"). Эта практика, согласно Гухьясамадже, часто цитируется в Панчакраме. Считается, что множество телесных и ментальных функций локализовано на кончике (в верхней точке?) носа в форме горчичного зернышка. "Представьте горчичное зернышко на кончике (верхушке?) вашего носа, представьте, что весь мир заключен внутри него, затем представьте, что вся мудрость мира заключена в нем" - это один из советов из этой книги 17.
Идея юганаддха (два в одном, по-тибетски яб-юм) основательно проработана в Панчакраме (гл. 1). Соединение первых двух стадий, юганаддха из праджня и упая, является начальным, а соединение третьей и четвертой, или юганаддха из свадхистхана и прабхашвара, является конечным. Конечной стадией абсолютного единения является та, на которой двойственные понятия происхождения и исчезновения явлений (сансара-нирврити), а также стадия их очищения (самклеша-вьявадана) полностью исчезают. Достигший такого состояния испытывает "великое блаженство” (махасукха), и все различия для него исчезают.
Достигший такого состояния испытывает "великое блаженство” (махасукха), и все различия для него исчезают. Для него все кажется одинаковым: день похож на ночь, дремота и бодрствование неотличимы, удовольствие и боль пробуждают в нем одинаковую реакцию. Что осталось, а что потеряно - его не волнует. Он воспринимает небеса как просто нахлынувшие волны океана, непостоянные и быстро исчезающие. Добродетель и грех перестают существовать для него. Тело, речь и ум очищены и объединены, они напоминают алмаз. В Панчакраме это осуществление называется ваджра-йога.
http://www.orientalia.org/article391.html
Previous post Next post
Up