Югра может максимально приблизиться к решению проблемы шламовых амбаров

Oct 08, 2013 10:41

Проблема бурового шлама в большей степени надумана, а его экологическая опасность - преувеличена. По всей видимости, неспроста. Об этом говорили участники прошедшей в Сургуте конференции «Промышленная безопасность: Утилизация ПНГ, нефтяного и бурового шлама, ликвидация нефтяных загрязнений».
«Несовершенство и взяткоемкость нашего законодательства привели к тому, что отходы бурения вышли на первое место среди всех факторов влияния на природу нефтяной промышленности», - заявил зам. начальника управления экологической безопасности и природопользования ОАО «Сургутнефтегаз» Андрей Драндусов. По его мнению, самую большую проблему для экологии все-таки представляют разливы нефти в результате порывов трубопроводов. На второе место Драндусов поставил строительство инфраструктурных объектов: дорог, линий электропередач и т.д., что неминуемо ведет к изменению и нарушению экосистем на значительных территориях. «Все, кто ездил из Сургута в Ханты-Мансийск, видели гектары высохшего леса вдоль дороги, - напомнил Андрей Владимирович. - Там не было никаких разливов нефти. Просто проложили дорогу».
В то же время буровой шлам, согласно разнообразным данным, в том числе исследованиям ученых, проходит по 5-4 классу опасности (малоопасный и практически неопасный).
Давайте еще раз остановимся на вопросе - что представляет из себя буровой шлам? На 80% это горные породы естественного происхождения, на 20% - остатки бурового раствора. Предполагается, что вместе с ним в выбуренную породу попадают тяжелые металлы и другие токсичные вещества. Но в последние годы компании, работающие в Югре, исключили из рецептуры буровых растворов нефть как наиболее токсичный компонент и перешли на вещества, способные к самостоятельному разложению в природной среде. Исследования ученых Научно-исследовательского центра экологической безопасности и работы Института леса СО РАН в период 1994-1996 годов не выявили высокой токсичности отходов бурения. «На момент обследования на загрязненной отходами бурения территории мы наблюдали возобновление ивы, березы, осины, там закрепился сфагновый мох, осока, пушица и другие травы», - говорит доктор биологических наук Владимир Седых.
«Мы много лет обсуждаем опасность бурового шлама, и много лет буксуем практически на одном и том же месте», - отметил начальник Управления охраны окружающей среды ООО «РН-Юганскнефтегаз» Виктор Ольков. Академик РАСХН Анатолий Писаренко объяснил живучесть проблемы амбициями определенного круга людей, стараниями которых внедрение природосберегающих технологий буксует многие годы. Кому это выгодно?
Если тратить на утилизацию каждой тонны шлама хотя бы тысячу рублей - это уже огромные деньги в рамках Ханты-Мансийского округа и даже одной нефтедобывающей компании. Почему бы не направить эти деньги в нужное русло и нужным компаниям?.. Такая политика ставит нефтяников в условия, «при которых они вынуждены заключать договора на перевозку, обезвреживание и переработку бурового шлама, лишь бы не допускать остановки производственного процесса». Такое суждение высказывали многие участники конференции.
Второй вопрос - что делать с буровым шламом? Можно возвращать обратно в землю, закачивая в пласт. Такая технология есть и ее на конференции представил MI SWACO. Там где буровой шлам наиболее токсичен, эта технология вполне применима, согласны нефтяники. Однако, как уже отмечалось, при современных технологиях отходы бурения бывают с минимумом токсичности. В этом случае использовать его можно для рекультивации земель (и такие технологии есть), создавать на их основе полезный и недорогой материал, например, для строительства автодорог. Поле деятельности огромное - ведь ежегодно на месторождениях Югры образуются сотни тысяч тонн бурового шлама.
http://angi.ru/news.shtml?oid=2805390

Роснефть, попутный газ, аварии, новости, Сургутнефтегаз, месторождения, добыча, Города нефтяников, бурение, экология, переработка, ЛУКОЙЛ, технологии

Previous post Next post
Up