24 сентября 2010 года в обстановке полной секретности прошёл Круглый стол «Биржевая торговля нефтепродуктами: количество или качество?». Мероприятие не освещалось ни одним из профильных СМИ, о нём ничего не говорится даже на сайтах организаторов - ИАЦ "Кортес" и ФБ "РТС".
Между тем, мероприятие получилось достаточно интересным. Биржевая торговля нефтью и нефтепродуктами в России совершила за прошедшие годы качественный скачок. Прежде всего, изменился подход биржевых площадок к организации торгов. Если на конференции
«Биржа как инструмент торговли нефтью и нефтепродуктами», состоявшейся в конце апреля 2009 года товарные биржи представлялись чем-то вроде торговых домов, которые обеспечивают встречу производителей с потребителями топлива и обеспечивают определённый контроль за сделками путём сбора гарантийного обеспечения с участников торгов, то сейчас разговор ведётся о внедрении современных биржевых технологий. Кроме того, многократно возрос объём торгов - теперь через биржевые сделки проходит каждый десятый литр топлива, поставляемый на внутренний рынок.
ФАС и ФНС как двигатели торговли
При определении и признании рыночной цены товара, работы или услуги используются официальные источники информации о рыночных ценах на товары, работы или услуги и биржевых котировках.
Статья 40 Налогового Кодекса РФ, пункт 11
Согласно достаточно путанной формулировке статьи 40 НК РФ, цена, формируемая на биржевых торгах, признается рыночной и исключает возможные претензии со стороны налоговых органов. ФАС также считает товарные биржи надёжными индикаторами конкурентных цен. Нефтяные компании, оказавшиеся меж двух огней (при повышении цен на топливо ФАС штрафует за проявление монополизма, при снижении цены налоговая подозревает в умышленном занижении прибыли) рассматривают биржевую торговлю как спасение от регулирующих органов.
Вице-президент НП МБНК Антон Карпов высказал мнение, что по ряду базисов «биржевые цены уже достигли уровня ликвидности, достаточного для формирования на их основе рыночных индикаторов». ФАС пока проявляет сдержанный оптимизм. Заместитель начальника управления контроля ТЭК ФАС России Надежда Дианова подтвердила, что объём торгов нефтепродуктами достиг 10% от суммарных поставок на внутренний рынок, тем не менее, ФАС ещё не может полностью опираться на биржевые цены и предъявляет к биржевому рынку нефтепродуктов ряд дополнительных требований. В частности, ФАС не удовлетворяет состав участников торгов, число сделок, регулярность предложения товара на биржах. Учитывая бурный рост объёма торгов и подключение к ним всё большего числа производителей и потребителей топлива можно считать, что выполнение условий ФАС - вопрос времени, причём не очень отдалённого.
Биржам нужны спекулянты
Вертикально-интегрированные нефтяные компании, гонимые страхом перед претензиями со стороны государственных органов, способны выставить на биржу 10-15%, или даже 20% выпускаемого топлива. Но настоящую ликвидность на биржу способны принести лишь спекулянты, только они могут раздуть объёмы торгов до величин, многократно превышающих запасы физического товара. Наиболее удобным объектом для спекулятивной торговли являются производные инструменты срочного рынка - фьючерсы и опционы. Использование производных инструментов позволяет снизить издержки участников рынка до несущественной величины, поскольку отпадает необходимость в хранении товара. Кроме того, нет необходимости оплачивать весь объём открытой позиции, достаточно внести лишь небольшое гарантийное обеспечение.
Все три российских нефтегазовых биржи объявили о заинтересованности в развитии рынка производных инструментов. Лидером в настоящее время является биржа «Санкт-Петербург», где уже проводятся торги фьючерсами на дизельное топливо. СПбМТСБ и МБНК запустят торговлю фьючерсами на нефтепродукты в ближайшее время. Фондовая биржа РТС организовала обращение беспоставочных фьючерсных контрактов на базе индекса «КОРТЕС-Газойль».
Справка. На каких биржах торгуют нефтепродуктами
Биржа Санкт-Петербург
Биржа "Санкт-Петербург" основана летом 1990 года. Чем только не торговали на этой бирже! Продовольствие, стройматериалы, древесина, самолеты, корабли, телевизоры, различные металлы, акции, облигации, валюта, производные инструменты... В 2007 году биржа "Санкт-Петербург" подала документы на участие в конкурсном отборе на выбор площадки для размещения заказов на поставку нефти и нефтепродуктов, организованном Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации в соответствии с постановлением правительства РФ №350 от 5 июля 2007 года "Об организации мероприятий по закупке и поставке нефти и нефтепродуктов через товарные биржи". 17 сентября 2008 года на бирже "Санкт-Петербург" состоялись первые биржевые торги нефтепродуктами.
СПбМТСБ
Санкт-Петербургская международная товарно-сырьевая биржа создана в мае 2008 года. Торги нефтепродуктами на СПбМТСБ начались 23 сентября 2008 года - всего на 5 дней позже, чем на бирже "Санкт-Петербург".
МБНК
Межрегиональная биржа нефтегазового комплекса создана в 2002 году поставщиками и потребителями природного газа. Предполагалось, что на МБНК будут проводиться экспериментальные торги природным газом по системе "5+5". Но правительство выбрало для проведения эксперимента электронную торговую площадку ООО "Межрегионгаз". Проиграв в конкурсе на право организовать спотовый рынок газа, МБНК объявила о планах создать площадку по торговле фьючерсами и опционами на поставку газа, но этот проект реализовать не удалось. В сентябре 2008 года МБНК запустила торги нефтепродуктами.
РТС
Основной сферой деятельности РТС является организация торгов акциями и облигациями российских компаний, а также производных финансовых инструментов. Также на бирже ведутся торги товарными фьючерсами. Достоинствами РТС является исключительно низкий уровень комиссионных сборов и лёгкий доступ к торгам для всех, включая физических лиц. Фьючерсы на нефтепродукты обращаются в беспоставочной форме - к моменту экспирации позиция урегулируется в денежной форме по котировкам ИАЦ «Кортес», поставка физического товара не предусматривается. Это привлекает к торам спекулянтов, одновременно создавая препятствие для производителей и крупных потребителей топлива.