Руководитель Центра Евгений АЛЕШИН во вторник провел пресс-конференцию.
В самом начале встречи Е. Алешин заявил, что Якутия - сравнительно спокойный регион на российском Дальнем Востоке, если иметь в виду количество фактов и тем более преступлений, подпадающих по 17 статей УК РФ, отслеживать ситуацию по которым вменено Центру (создан в ноябре 2008 года).
Что касается методов работы, то руководитель Центра сказал, что они включают весь спектр оперативно-розыскной деятельности, поскольку Центр входит в структуру криминальной милиции. Единственное, чем Центр не занимается, так это внедрением своих сотрудников в определенные группы населения. Зато активно контактирует с лидерами мнений в разных социальных и возрастных группах общественности и населения. К примеру, накануне годовщины геноцида армян руководитель Центра приглашал для собеседования глав двух армянских общин на предмет недопущения каких-либо не правовых действий, либо высказываний в связи с годовщиной. Это признание прозвучало довольно неожиданно, поскольку в советские времена власти предпочитали поддерживать отношения с общественными и неформальными объединениями через партийные, комсомольские структуры. В новое время в республике подобными привентивными мерами занимался соответствующий Департамент.
Е. Алешин признал, что особое внимание его служба уделяет неформальным молодежным группировкам. Их только в Якутске насчитывается 37. При этом он уклонился от ответа на вопрос "S.L.", по какому признаку молодежные группы попадают в поле зрения Центра. По сказанному позднее можно только предположить, что службу интересует не столько сами молодежные группировки, сколько некие "радикально настроенные взрослые", которые формируют у молодежи потребность в "соответствующих" действиях.
Надо сказать, что выступление Е. Алешина изобиловало подобными расплывчатыми формулировками. Он, понимая это, несколько раз оговаривался, что это объясняется специфической закрытостью его работы. При всем при том руководитель Центра противодействия экстремизму ни разу не связал свою работу с политическим сыском, хотя это вытекало из смысла сказанного, поскольку экстремизм - это почти синоним мировоззрения, в отличие от терроризма - конкретного действия.
Особая тема высказываний руководителя Центра - экстремизм в Интернете. По его словам, сотрудники Центра имели профилактические беседы с примерно десятью гражданами в возрасте 30-50 лет (в том числе одним сотрудником милиции), которые обратили на себя внимание высказываниями на различных форумах. Е. Алешин при этом сказал, что Центр располагает определенными техническими средствами для идентификации форумчан через их IP-адреса (скорее всего, он имел в виду, всего-таки ID компьютеров, с которых упомянутые лица выходили в интернет).
В заключение встречи Е. Алешин пригласил журналистов к сотрудничеству, а заодно и к разговору на "круглом столе" по экстремистской проблематике на будущей неделе.
P.S. Встреча оставила довольно неопределенное представление о том, чем же все-таки будет заниматься Центр. Заявленные полномочия граничат с такими аморфными вещами, как политические настроения в обществе. Межнациональные отношения, в частности. Помнится, за все время существования советской власти эта "скользкая" проблема так и не была достаточно разработана для практического использования. В результате, все разглагольствования на эту проблему сводились к ссылкам на работы классиков марксизма-ленинизма, философским по сути и мало применимым на практике. Власти просто ими жонглировали, исходя из политической коньюктуры. Но тогда этим обычно грешили политические органы. Сегодня власть как будто устранилась, перепоручив эту проблему карательному органу. А тот, понятно, обязан действовать, фиксировать тенденции, а не вести дискуссии в отсутствие четких указаний, что такое белое, что такое черное. Не потому ли случился в Якутске 1-го мая известный казус с молодым человеком, который на демонстрацию пришел с белым флагом? Хотя ни в российской, ни в якутской традиции этот цвет не связан ни с какими символами, милиция все же решила "разобраться", что парень хотел этим флагом сказать. Естественно, что ничего. Вероятно, чтобы хоть как-то оправдать действия коллег, Е. Алешин предположил, что некая (им не названная) организация таким образом хотела выявить готовность к милиции противодействовать экстремизму, а заодно вскрыть методы и приемы работы органов в подобных ситуациях.
Метки Technorati:
неформальная молодёжь,
подростки,
Карафелов Александр Миронович,
изучение,
экстримизм