Погромы в российской истории Нового времени

Jan 24, 2017 03:55

Ольга Балла-Гертман

Еврейская панорама. - № 31 (53). - Январь 2017




Погромы в российской истории Нового времени (1881-1921) / Под ред. Джона Д. Клиера и Шломо Ламброзы. Перевод с английского Вениамина Ванникова. - М.: Книжники, 2016. - 400 с. - (История евреев)

Лучше бы, конечно, оснований для написания этой книги не было. Она страшная. Написана она, безупречно академичная, кровью многочисленных жертв; она - о ранах из числа тех, память о которых никогда не проходит вполне. И тем важнее рациональное понимание, ясное видение, не позволяющее этой памяти перерождаться в мифы со свойственными им искажениями, преувеличениями, слепотой.

Перед нами первое русское издание сборника, вышедшего в английском оригинале в США ещё в 1980-х. Когда работа над ним только начиналась, проект исследования истории погромов в России эпохи поздней империи, революции и Гражданской войны представлял (как, по крайней мере, казалось) интерес исключительно академический. Тем более, что ко времени начала работы американских исследователей над проектом память о российских погромах успела обрасти изрядным количеством мифических представлений.

«Практически все вторичные источники, - пишут составители книги, - утверждали, что царский режим планировал, инициировал или, по крайней мере, активно поддерживал погромы, пытаясь превратить евреев в козлов отпущения для революционно настроенных масс и направить антиправительственный протест в менее опасное для властей русло.»

Увы, всё куда горше. Слишком много было инициативы снизу. Так сказать, живой, настоящей и искренней.

То, что книга куда актуальнее, чем хотелось бы, стало ясно уже во время выхода её английского издания: именно тогда на территории доживавшего свои последние годы Советского Союза начинались первые межнациональные конфликты. То было время двух чудовищных армянских погромов - в Сумгаите (1988) и в Баку (1990). «Нынешние события, - признавали авторы, - поразительно напоминают описанные в настоящем сборнике».

И разговор вышел о проблемах неустранимых, коренных: об ответственности, о природе и последствиях насилия.
Previous post Next post
Up