Один из моих любимых фестивалей. Тема 2024 года: "Сады в искусстве". Описание такое: как садовые мотивы вдохновляли архитекторов, художников, композиторов и писателей. Ландшафтные дизайнеры представили на конкурс свои садики.
ДЕТИ ПРИРОДЫ, ЦАРИ ЗЕМЛИ
Авторы: Василий Басманов, Мария Гельфанд, Сергей Гунькин
С момента осознания своей власти над природой люди стремились понять и изменить ее законы, а иногда и привычное представление о ней. Так зарождалось искусство, так появлялись фантазийные сады. История знает огромное количество шедевров садово-паркового искусства, начиная от воссозданных садов Семирамиды до поп-ап-садов, возникающих в необычных локациях.
Тема этого сада - гармоничное сочетание искусственной среды и естественной. Там, где у человека прямой угол, геометрия, логика, в природе бесконечное разнообразие форм.
Так мы видим природу, добавляя в нее человеческое восприятие упорядоченности. Геометрия прямоугольных объемов в проекте - это человеческий разум. При всем многообразии природных форм естественная среда никогда не создаст ничего подобного.
Каковы пределы нашего взаимодействия с природой? Насколько тщетны наши попытки подчинить ее себе, придавая ей искусственные формы? Верно ли мы понимаем природную логику, повторяя ее в творчестве? Из поиска ответов на эти вопросы формировались архитектурные и художественные стили предыдущих эпох. Этим же вопросам посвящен конкурсный проект.
ЖИВЕРНИ: САД ТЫСЯЧИ ЦВЕТОВ
Авторы: команда Центра высокого садового искусства Imperial Garden (Лиана Алекберова, Артем Богословский, Ирина Кукалева, Максим Пряжников, Елена Пряжникова)
Импрессионисты далеко не всегда совершали далекие путешествия в поисках сюжетов, источниками вдохновения могли стать для них городские парки и небольшие садики загородных домов. Именно этого старался добиться Клод Моне, проектируя сад своей усадьбы в Живерни и пруд с кувшинками. Талантливый живописец и увлеченный садовод, Моне создал уникальный дизайнерский ландшафт, в котором было организовано не только пространство, но и цветовая гамма окружающих водную гладь растений.
"Сад тысячи цветов" - французская метафора, ставшая негласным принципом для Клода Моне, который в работе над "Белыми кувшинками" использовал богатую палитру оттенков. В Царицыно можно увидеть этот садик в реальности. Творческая группа создала сад в Живерни, каким он мог бы быть в наши дни. В композиции участвуют ивы, лаванда, ирисы, глициния и, конечно же, кувшинки. Самый популярный сад. Там есть скамейки, чтобы посидеть и ощутить себя его частью.
ДЕТСТВО В САДУ
Авторы: Полина Нерода, компания MARKS GROUP, компания Zelenika
Вдохновением для сада послужила картина американского художника Джона Сингера Сарджента
"Гвоздика, лилия, лилия, роза" (1886). Показана легкость детской игры с китайскими фонариками и нежность цветущего вечернего сада.
Сад - пространство для простых радостей. Дорожка из мелкой белой гальки ведет к его центру, где в окружении цветов скрыто уютное место для отдыха. Белые шары - напоминание о фонариках на картине Сарджента.
СНЫ ДАЛЕКОЙ МЕЛЬНИЦЫ
Автор: Ксения Селева
Здесь смешались реальность и грезы: кровать стоит посреди пруда, люстра свисает с ветвей деревьев. Это мир свободы чувств и мыслей. Вдохновением для сада стала Желтая Мельница Вячеслава Полунина - расположенный в предместье Парижа сад-театр, в котором на ветвях висят стулья, можно гулять по красной дорожке и танцевать вместе с клоунами.
МАСТЕРСКАЯ ГЖЕЛИ
Автор: Юлия Нечаева
Синяя роспись по белой керамике стала одним из символов России. Изящные узоры, покрытые блестящей глазурью, украшают посуду, статуэтки и даже мебель. Здесь как бы показан процесс изготовления гжельского фарфора. Сначала нужно выбрать сырье: серо-белую глину символизирует белая отсыпка. Потом на гончарном круге делается форма, которая обжигается и попадает в руки художников. Кобальтовой краской мастера наносят рисунок. В глубине сада установлены шкафы с изделиями на разных стадиях изготовления.
БЕЗУМНЫЙ ДЕНЬ, ИЛИ СУМАТОХА ЗАКУЛИСЬЯ
Авторы: Мария Бадина, Екатерина Чухась
Концепция сада: путешествие в недра МХАТ. Создатели сада приглашают пройтись по коридорам театра, заглянуть в бутафорский цех, гримерки, реквизитные, а потом посмотреть спектакль. Сегодня дают Бомарше "Безумный день, или Женитьба Фигаро". Графиня Розина Альмавива уже приготовила свое знаменитое платье и ждет зрителей.
ВИДЕНИЕ РОЗЫ
Автор: Анастасия Добровольская (Калининград)
Взгляни - я только призрак розы, что приколола ты на бал…
Теофиль Готье
Девушка возвращается с бала, любуясь розой, приколотой к ее платью. Уставшая, она засыпает в кресле. Роза падает и превращается в прекрасного юношу-призрака, который кружит по комнате в танце и исчезает с первыми лучами солнца.
На сюжет по мотивам стихотворения Теофиля Готье хореограф Михаил Фокин в 1911 году поставил одноактный балет для Вацлава Нижинского и Тамары Карсавиной на музыку Карла Марии фон Вебера.
Композиционное решение сада подсказано творчеством венгерского художника и фотографа Ласло Мохой-Надя.
ХОББИТ: В ГОСТЯХ У БИЛЬБО
Автор: Наталья Вялых
Буквально кусочек Хоббитона! Частичка Средиземья, воображаемого мира, созданного Джоном Толкином. Главный объект сада - вход в хоббичью нору. Кажется, вот-вот появится Бильбо Бэггинс.
ВРЕМЕНА ГОДА, ПЕРЕОСМЫСЛЕНИЕ
Автор: Государственный камерный оркестр "Виртуозы Москвы", студия Venus Design и компания "Времена года" (Наталья Андреева, Илья Болгарин, Оксана Дунаева, Татьяна Звездочкина, Николай Лунев, Татьяна Тарасова, Ксения Улановская)
Концерт-мистерия, соединивший музыку эпохи барокко и современные треки. Это философское размышление. Весна - начало всего, и рождается Земля. Лето - жизнь, и на Земле появляются растения, животные и человек. Осень - перемены, и человек эволюционирует, Земля приобретает новый облик. Зима - разрушение и одновременно надежда, и люди ведут войны, эксплуатируют и уничтожают Землю.
Авторы решили развить эти смыслы в концепции сада с помощью цветов, трав, фактур и оттенков. На смену времен года указывает стык двух покрытий. Растет чахнущее дерево, символизирующее зиму. Как невозможно пройти по кругу времен года, минуя какой-либо сезон, так невозможно пройти по саду, не встретившись с дыханием зимы.
МУРАНОВО, СЧАСТЛИВЫЙ ДОМ
Автор: Наталья Вялых
Есть милая страна, есть угол на Земле…
Евгений Баратынский
Сад, посвященный исторической усадьбе Мураново, приглашает в мир поэзии, русской усадебной культуры и природы. Главный объект - имитация фасада мурановского дома, построенного в 1842 году по проекту Евгения Баратынского, знаменитого поэта, друга Александра Пушкина.
САД МАГРИТТА
Авторы: Екатерина Аринина, Наталья Климова, Валентина Королева, Наталья Сорокина, Юлиана Хромова
Когда я смотрю на свои работы, мне кажется, что меня со всех сторон окружает тайна, и в мире ей нет разгадки
Рене Магритт
Источником вдохновения для конкурсного сада стали загадочные ландшафты на картинах художника: "Империя света", "Потерянный жокей", "Сын человеческого". Пруд в центре - символ зеркала, в котором отражается небо, как на многих картинах Магритта. Фигуры "Человека в котелке" - главный объект сада, они создают иллюзию левитации, тени с эффектом присутствия мастера.
АЭЛИТА, САД БУДУЩЕГО
Авторы: Екатерина Аринина, Наталья Климова, Валентина Королева, Наталья Сорокина, Юлиана Хромова
В 2024 году исполняется 100 лет фильму Якова Протазанова "Аэлита" - культовой картине мирового киноавангарда. Первый полнометражный фильм о полете в космос соединяет две реальности: марсианскую - фантастическую, с причудливыми декорациями и костюмами, и советскую действительность начала 1920-х годов.
Планировка сада - сходящиеся к центру дуги и окружности, разделенные радиальными линиями - это образ радиосигналов другим галактикам и карт звездного неба. Главный арт-объект сада - скульптура Петра Виноградова, которая отдаленно напоминает Шуховскую башню.
ЦВЕТОЧНЫЙ САД ГУСТАВА КЛИМТА
Авторы: Андрей Собенников, Татьяна Собенникова, ландшафтное бюро и мастерская изделий из дерева WOOD & BLOSSOM
Картину
"Цветочный сад", которая стала вдохновением для конкурсного сада, австрийский художник-символист Густав Климт написал в 1907 году. Это плотный ковер садовых цветов: циннии, маргаритки, маки, розы. Именно так выглядели в те времена модные сады в загородных домах. Авторы конкурсного проекта постарались воплотить сад в объеме. Деревянная арка символизирует видоискатель из картона, которым пользовался Густав Климт. Получается эффект, будто края картины срезаны. Вечерняя подсветка создает особую атмосферу.
РУССКИЙ КОД БИЛИБИНА
Авторы: студия TEMPARIUM (Ростислав Григорьев, Ольга Скобелкина)
И нам, ревнителям искусства, остается только собрать бережно то, что осталось от прежнего народного творчества, и доказать <…> что народное творчество - душа народа и его сила и гордость, что оно не раз спасало и объединяло народ, когда казалось, он бывал в предсмертной агонии…
Иван Билибин
Сад посвящен картинам, созданным художником и иллюстратором Иваном Билибиным. В его мире сказка сливается с образами русской старины и природы, в нем оживают герои, знакомые нам с детства. Авторы сада предлагают отправиться в путешествие и встретиться с обитателями русского леса.
САД МХОВ
Авторы: студия ландшафтного дизайна LATIFUNDIA (Андрей Зеневич, Юлия Нечаева)
Это история о том, как с течением времени человек, преодолевая страхи, которые часто являются лишь отражением внутреннего состояния, познает себя и меняется. Рано или поздно он приходит к самому себе - уникальной личности, сформировавшейся под влиянием внешних событий и собственной рефлексии.
Говоря языком японского сада, мостик яцухаси ведет через туманное мистическое болото, в котором живут наши страхи. Он зигзагообразный, так как двигаться по прямой нельзя, иначе настигнут злые духи. Преодолев весь путь до конца, можно достичь внутренней гармонии: ее символизирует подсвеченная красным беседка, внутри дерево бонсай - знак трудных трансформаций и долгой работы над собой. Красный цвет в Японии - символ силы, удачи и счастья.
Вдохновением для визуального образа сада послужила гравюра "Приземление гусей на Катада" из серии "Восемь видов Оми" японского художника Китагавы Утамаро.
Параллельно выставке проводятся мастер-классы и тематические лекции, работает садовый маркет с сувенирами и растениями. Есть ряды фудстрита. На сцене проходит музыкальная программа. Я выбрала день, когда было шоу японских барабанов "Тайко Драмс Оо-Нами". Не слышала о таком коллективе, стало интересно.
Барабаны японские, но коллектив российский. Они старались, правда. Но мне не зашло.
Я сфотографировала не все проекты, есть и другие садики. Лучше приезжать под вечер, чтобы застать и дневной вид, и подсветку.
Фестиваль продлится до 1 сентября включительно. Он проходит на территории Воздушных садов парка "Царицыно". Это напротив оранжерей. Ближайший вход - через КПП № 9 (метро Орехово, выход 2).
Добавьте меня в свою ленту, чтобы не пропустить новые публикации
LiveJournal /
Дзен /
Youtube /
Одноклассники Поделитесь постом с друзьями