Около месяца назад я ходила вдоль этого здания и пыталась рассмотреть фасад через строительную сетку. Я понимала, что реконструкция продлится несколько лет, а я не успела увидеть шедевр Константина Мельникова в старом советском виде. И вдруг на меня свалилась возможность побывать внутри, увидеть культовый гараж, пока еще нетронутые стены, деревянную крышу и чугунные перекрытия! Через пару лет здесь откроется музей транспорта, у здания начнется совсем другая жизнь.
У проекта
"Москва глазами инженера" новая экскурсия. У них много всякого интересного и оригинального, но именно эта экскурсия особенно ценна. Кроме меня набралось немало фанатов авангарда и Константина Мельникова в частности, музей транспорта помог в осуществлении мечты. Посещение гаража возможно в течение недолгого времени, до старта реставрационных работ. Планируется несколько экскурсий, кому интересно, поспешите.
Иногда, рассказывая о постройках Мельникова, употребляют термин "конструктивизм", это не совсем так. Сам архитектор не относил себя к конструктивистам. Начало 1920-х - эпоха авангарда. До этого гаражи строились по аналогии с каретными сараями. В данном случае был выделен треугольный участок, в него вписано здание в виде гигантской подковы, наглядно видно на фото выше.
Несколько слов о том, откуда взялся Мельников, почему он стал таким популярным и культовым. Мальчик родился в селе, семья была многодетной. Сначала жили в бараке, потом в полицейской будке, в которой отцу выделили казенную комнату. Позже Мельниковы переехали в собственный дом и завели домашнее хозяйство. Каждое утро отец с матерью возили молоко на продажу, а дети выгоняли коров и шли в школу. Константин Мельников окончил 4 класса церковно-приходской школы, после чего родители определили его в иконописную мастерскую, из которой он вскоре сбежал. Мальчик любил рисовать и все время что-то придумывал, однако, способности не находили применения в жизни.
Мать Мельникова познакомилась на рынке с другой молочницей, она разносила молоко по московским домам, в том числе в дом Владимира Чаплина. Это был выдающийся ученый, а также специалист в области отопления и вентиляции. Ему рассказали про талантливого мальчика из деревни, инженер пригласил его к себе и, оценив способности, взял на проживание.
Чаплин нанимает учителя-художника, благодаря чему Мельников поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ). Правда не с первого раза, все-таки уровень церковно-приходской школы оказался недостаточным, русский язык он завалил. Весь следующий год Константин усиленно занимается русским языком, а жена Чаплина помогает молодому Константину освоить манеры поведения в обществе. Чаплины стали второй семьей Константина Мельникова, благодаря им он получил большой старт.
Мельников окончил МУЖВЗ в 1917 году. Сами понимаете какое время. Спустя год он в числе лучших выпускников получает приглашение в Архитектурно-планировочную мастерскую Строительного отдела Моссовета - первую государственную архитектурную артель советского времени. Там разрабатывались проекты по перепланировке и реконструкции Москвы - план "Новая Москва".
Первая большая стройка после революции - Всероссийская сельскохозяйственная и кустарно-промышленная выставка. Местом проведения стала территория, где нынче располагается Парк Горького. Мельников проектирует павильон Махорка. Работа второстепенная, но она приносит ему всероссийскую славу. Потом был Париж, Международная выставка современных декоративных и промышленных искусств. Для строительства павильона СССР выбран проект Мельникова. Также Мельников проектирует для Парижа гараж вместимостью в тысячу машин. Домой Мельников возвращается звездой. Пошли заказы, в основном клубы и большие гаражи.
Обратите внимание на остекление в верхней части здания, о нем еще будет речь ниже.
Предпосылкой для строительства такого большого гаража стала закупка партии немецких грузовых машин для коммунальных служб. Несущие конструкции спроектированы так, что не требуют большого количества опор, это помогло увеличить вместительность здания. В Википедии написано, что инженерными конструкциями занимался Владимир Шухов, однако, документарного подтверждения этому нет. Балкончик вдоль крыши технический, он использовался для обслуживания освещения и вентиляции.
Все пристройки и перегородки в гараже более позднего времени, изначально это было пустое пространство. Смотровые ямы также появились позже. С 1948 года гараж занимал 4-й автобусный парк. Свисающие шланги надевались на выхлопную трубу для отвода выхлопных газов, чтобы автобусы могли работать в закрытом помещении. В торцах здания располагалось по паре ворот. Два круглых окна в верхней части, видите? Вот, под ними. Здесь они не функционируют, сохранилась только одна пара ворот, с противоположной стороны.
Ленточное остекление в верхней части гаража, на которое я обращала внимание ранее. Изначально он было выполнено не вертикально, а под углом и давало больше света. Это можно видеть в фильме "Человек родился". Окна также появились позже. На следующей фотографии сохранившаяся пара выездных ворот. Автобусы попадали из гаража прямо на проезжую часть направо или налево, в зависимости от необходимого направления движения.
Внутренний двор. Слева фрагмент корпуса администрации. Туда мы тоже ходили. Календари, отделка линкрустом на стенах, окошки касс для выдачи зарплаты и запах советской затхлости. Еще показывают котельную, ремонтный цех и бомбоубежище.
Автобусы размещались в гараже до 2017 года. В 2009 году действующий автобусный парк приватизировал бизнесмен Игорь Кесаев. Его жена планировала устроить в здании арт-центр. Однако, передумала. Зданием интересовался музей изобразительных искусств имени Пушкина для использования под склад, музей архитектуры имени Щусева планировал открыть в гараже центр авангарда, также была идея переделать гараж в супермаркет. В конце концов решили, что будет музей московского транспорта. Открытие планируется в начале 2024 года.
Гараж ожидает масштабная реконструкция. Все достройки и перестройки уберут. Оригинальная деревянная крыша будет отреставрирована. Планируется восстановить наклонное остекление в первоначальном виде. Гараж будет таким, каким его задумывал Мельников.
Константин Мельников построил в Москве четыре гаража:
Бахметьевский гараж, гараж для грузовиков на Новорязанской улице,
гараж Интуриста и гараж Госплана. Три из них я видела, остался один - последний.
Добавьте меня в друзья, чтобы не пропустить новые публикации
LiveJournal /
Facebook /
Youtube /
Одноклассники /
Tripadvisor /
Дзен Поделитесь постом с друзьями