8.02.2012 Источник:
http://73online.ru/entry/2029 Государственная Дума 8 февраля приняла протокольное поручение депутатов-коммунистов Н.В. Коломейцева и В.И. Бессонова, касающееся размещения в Ульяновске военной базы НАТО.
ПРОТОКОЛЬНОЕ ПОРУЧЕНИЕ
Комитету ГД по обороне запросить в Совете Безопасности РФ и Министерстве Обороны РФ информацию о соответствии интересам национальной безопасности России размещения в городе Ульяновске военных баз НАТО и США для обратного транзита грузов из Афганистана.
При том, что нет никакого прогресса в переговорах по размещению элементов ЕвроПРО, угрожающих безопасности Российской Федерации.
С информацией ознакомить депутатов Государственной Думы.
http://www.qwas.ru/russia/kprf/NATO-gou-houm-Deputaty-kommunisty-zastavili-Dumu-otreagirovat-na-razmewenie-voennyh-baz-Severoatlanticheskogo-aljansa-v-Uljanovske/ 17.02.2012 Источник:
http://www.interfax-russia.ru/Povoljie/view.asp?id=294332 О том, что Россия и НАТО подошли к финалу переговоров об обратном мультимодальном транзите из Афганистана, "Коммерсанту"
рассказали сразу несколько собеседников в МИД РФ.
"Мы обсуждаем эту тему с НАТО", - подтвердил высокопоставленный дипломат. По его словам, мультимодальный обратный транзит - это способ повысить эффективность вывода натовского контингента из Афганистана, используя разные виды транспорта в рамках одного и того же маршрута.
По словам другого дипломатического источника "Ъ", стороны уже подошли к финалу переговоров. "В ближайшее время Путин должен утвердить распоряжение правительства на эту тему", - говорит сотрудник МИД РФ.
Издание напоминает, что афганский транзит - одна из немногих тем, сближающих Россию и НАТО на фоне непреодолимых разногласий вокруг ЕвроПРО. Через российскую территорию уже пролегает маршрут, получивший название "Северная распределительная сеть", по которому осуществляется транзит невоенных грузов в Афганистан. По нему поступает свыше 50% всех грузов, необходимых Международным силам содействия безопасности (International Security Assistance Force). А теперь, когда встал вопрос вывода из Афганистана сил США и НАТО, западные страны задумались о надежном маршруте обратного транзита, который обладал бы хорошей пропускной способностью.
В свою очередь Узбекистан, чья территория активно используется для поставок грузов в Афганистан, не желает пропускать их в обратном направлении.
"Узбеки боятся завоза наркотиков и оружия. Пойдут ведь целые эшелоны с военной техникой, проверить которые не так просто", - рассказал "Ъ" российский дипломат.
Переговоры об использовании российской территории для создания перевалочной базы, по словам российских дипломатов, начались еще полтора года назад с предложения американской стороны подумать о такой схеме, которая сократила бы время железнодорожных перевозок.
"Речь шла о том, чтобы в Центральной России подобрать город, где можно было бы создать логистическую базу с таможенным терминалом. Грузы из Афганистана забрасывались бы туда самолетами, а дальше по железной дороге шли в Ригу или Таллин", - пояснил чиновник МИД.
По словам собеседников газеты, для организации перевалочного пункта рассматривалось несколько вариантов. Остановиться решили на Ульяновске, чей аэропорт подходит для таких целей с точки зрения расположения железнодорожных путей. Таким образом, по новой схеме грузы стран НАТО будут, минуя Узбекистан, доставляться самолетами, в том числе российскими, из Афганистана в РФ, где будут формироваться железнодорожные составы для отправки в Европу.
Экономическая выгода от транзита есть и для российской стороны, в частности для ОАО "РЖД" и авиакомпании "Волга-Днепр", обладающей необходимым парком большегрузных самолетов.
Кроме того, прослеживается и политическая выгода для России, ведь "Москва всегда сможет сказать, что принимала деятельное участие в стабилизации ситуации в Афганистане, обеспечивая партнерам сначала беспрепятственное снабжение их войск всем необходимым, а затем и их комфортный уход".
Информацию о том, что Россия и НАТО обсуждают дополнительные маршруты транспортировки грузов через российскую территорию для Международных сил содействия безопасности в Афганистане,
подтвердил и глава МИД РФ Сергей Лавров.
"В последнее время мы обсуждали дополнительные маршруты, которые будут включать в себя смешанные перевозки железнодорожным и воздушным транспортом", - сообщил министр на пресс-конференции в Москве.
Как подчеркнул Лавров, "в наших интересах, чтобы контингенты Международных сил содействия безопасности в полной мере выполнили мандат ООН".
"Они (международные силы - ИФ), разумеется, перед тем, как уходить из Афганистана, должны отчитаться о том, что этот мандат выполнен, потому что ни в чьих интересах оставлять Афганистан в ситуации, когда сами афганские силы и правоохранительные структуры не смогут обеспечивать безопасность в этой стране. Тогда получится, что все усилия мирового сообщества пошли впустую и угрозы, которые исходили из Афганистана, не будут нейтрализованы", - отметил глава внешнеполитического ведомства.
Поэтому, по его словам, "в интересах всех нас, включая соседей Афганистана, чтобы Международные силы содействия безопасности выполнили полностью ту задачу, которая поставлена перед ними СБ ООН - искоренение террористической и наркотической угрозы, которые исходят с территории Афганистана".
"Мы, предоставляя возможности для транзита, руководствуемся именно стремлением помочь международным силам полностью выполнить свой мандат", - подчеркнул Лавров.
Не в курсе переговоров оказалось лишь Минобороны РФ. Как заявил журналистам начальник Генштаба ВС РФ генерал армии Николай Макаров, от НАТО в военное ведомство пока не поступало запросов на использование российских аэродромов для вывода контингента войск из Афганистана. А о том, что для возвращения военных контингентов стран НАТО из Афганистана планируется использовать аэродром в Ульяновске, он впервые узнал от представителей СМИ.
Начальник Генштаба сообщил, что страны альянса рассматривают несколько вариантов возвращения своих воинских контингентов из Афганистана к 2014 году. При этом он не исключил, что какая-то часть сил будет оставлена в республике и после 2014 года. Однако, по мнению Макарова, для вывода своих войск страны НАТО могут использовать аэродромы других стран, например, среднеазиатские государства или Грузию.
Между тем, представители НАТО уже посетили Ульяновск для изучения возможности размещения на базе аэропорта "Ульяновск-Восточный" перевалочного пункта по выводу военных грузов альянса из Афганистана в Западную Европу. Как рассказал журналистам руководитель ульяновской таможни Валерий Герасев, представители НАТО проводили в городе консультации, осмотрели аэропорт, провели встречи с железнодорожниками и специалистами авиакомпании "Волга-Днепр", которая базируется в "Ульяновске-Восточном" и, возможно, будет выполнять часть перевозок из Афганистана в Россию.
При этом начальник ульяновской таможни уточнил, что "никакой конкретики по данному вопросу пока нет".
"Тем не менее, натовцы здесь были, все посмотрели, вроде им понравилось. Что будет на самом деле - пока трудно сказать. Это вопрос - к российскому правительству, а мы - всего лишь исполнители", - подчеркнул Герасев.
Он отметил, что у ульяновского аэропорта в данном случае есть неоспоримые плюсы: достаточно длинная взлетно-посадочная полоса, способная принимать большие транспортные самолеты, наличие железнодорожной ветки, заходящей на территорию аэропорта, и малая его загруженность.
"Но есть и минусы. Это, прежде всего, отсутствие больших терминалов. Так что, если Ульяновск и будет выбран в качестве перевалочного пункта, то разгрузка грузов из Афганистана будет вестись непосредственно в аэропорту. Одно радует, что это будут контейнеры, а не грузы в навал или насып. Плюс военная техника, но - со снятым вооружением", - пояснил таможенник.
Он отметил, что персонала таможенного поста в аэропорту "Ульяновск-Восточный" (8-10 человек) по первоначальным прикидкам должно хватить для проведения всей необходимой работы.
"Если брать заявленные обороты - 60 железнодорожных платформ ежемесячно отгружать - то этого будет достаточно. Если этого будет недостаточно, мы привлечем людей с других постов", - сказал Герасев.
По его словам, схема работы российских таможенников при возможном развертывании в Ульяновске перевалочного пункта достаточно простая.
"Мы ведь ничего вскрывать не будем, это будет транзитный перевалочный пункт. Будут оформляться только транзитные декларации для перевалки грузов на железнодорожные платформы и доставки по территории России в Ригу и Таллин с последующей погрузкой их на морские суда", - пояснил Герасев.
Вместе с тем он отверг предположения, что вместе с военными грузами на территорию России из Афганистана могут попасть наркотики или оружие.
"Это исключено. Еще раз повторяю - контейнеры вскрываться не будут. Разумеется, если будут всплывать какие-то нарушения, если будет соответствующая оперативная информация, мы во взаимодействии с другими силовыми структурами будем предпринимать меры. Но, я надеюсь, инцидентов не будет", - сказал руководитель ульяновской таможни.
По его мнению, для региона реализация данного проекта может принести достаточную пользу.
"Это - занятость населения, загруженность для авиакомпании "Волга-Днепр", которая имеет большой опыт по перевозке грузов альянса, железнодорожников, субподрядчиков", - отметил Герасев.
Кстати, перевозка одного контейнера из Афганистана будет стоить порядка $5-6 тыс. "Естественно, какая-то часть этих денег будет оставаться в регионе в виде налогов и зарплаты", - резюмировал Герасев.
О том, что соглашение выгодно как НАТО, так и России,
говорит и директор Института политического и военного анализа Александр Шаравин - страны Североатлантического блока сэкономят средства, а Россия получит, в том числе, политические дивиденды.
"Все, что сегодня американцы со своими союзниками делают в плане борьбы с "Талибаном" в Афганистане, вполне соответствует и нашим интересам. Потому что мы совсем не заинтересованы в том, чтобы на территории Афганистана сохранялась напряженная обстановка и чтобы радикальные исламисты могли там взять верх", - полагает Шаравин.
Со своей стороны военный эксперт Дмитрий Литовкин также считает, что опасаться россиянам нечего - рисков в открытии транзита через территорию России никаких нет.
"По этому соглашению военные грузы (оружие, боеприпасы - ИФ) страны НАТО через нашу страну не провозят. Они везут только материально-технические грузы, которые позволяют поддерживать жизнедеятельность контингента, который находится на территории Афганистана", -
рассказал "Вестям ФМ" Литовкин.
А по мнению главного редактора журнала
"Национальная оборона" Игоря Коротченко, предоставление перевалочного пункта в Ульяновске - это чисто политическое решение. При этом он предполагает, что окончательная судьба соглашения зависит от договоренностей по другой проблеме - от того, найдется ли консенсус в переговорах о противоракетной обороне в Европе.
"В конечном итоге, мы знаем, отношения между Россией и НАТО можно охарактеризовать как достаточно холодные. Прежнего партнерства, очевидно, не существует, учитывая, что НАТО не идет на встречу российским пожеланиям относительно системы ЕвроПРО. Поэтому финальное, конечное решение, которое будет принято политическим руководством России, будет зависеть, в том числе, и от учета перспектив договоренностей по ЕвроПРО", - полагает Коротченко.
Обозреватель Анастасия Николаева
17.02.2012 Источник:
http://www.ofizer.ru/news/rossija_razreshit_nato_obosnovatsja_v_uljanovske/2012-02-17-938 На российской территории, в Ульяновске, скорее всего, вскоре все же появится военная база сил НАТО, которые будут эвакуироваться из Афганистана. Конечно, она будет носить гораздо более благозвучное название - типа «мультимодальный транзитный центр», но суть от этого особо не изменится. Да, речь идет пока лишь о транзите через российскую территорию военных грузов, включая военную технику, а не об эвакуации из Афганистана солдат и офицеров 130-тысячного контингента войск международной антитеррористической коалиции. Но даже перевалка военных грузов с самолетов, которые будут приземляться в ульяновском аэропорту, на поезда, которые будут отправляться оттуда через всю европейскую Россию в направлении Латвии и Эстонии, потребует постоянного присутствия на берегах Волги изрядного количества военных спецов НАТО. Что это, как не военная база?
Наши власти, разумеется, шарахаются от этого названия и продолжают наводить тень на плетень. Не далее как в минувший вторник начальник Генштаба генерал армии Николай Макаров заявил, что Минобороны, дескать, никогда и не вело переговоров с НАТО об аренде аэродрома в Ульяновске. «У нас таких планов нет, этот вопрос даже не обсуждался», - сказал Макаров, слова которого приводит РИА «Новости». Выходит, не иначе как врали те СМИ, которые уже в течение дней десяти сообщали, что стороны уже подошли к финалу переговоров, и на ближайшее время запланировано подписание соответствующего распоряжения правительства.
Оказалось, не врали: переговоры ведутся, более того, необходимое постановление правительства уже находится «на выходе». И если генерал Макаров, отрицая сам факт переговоров, имел в виду, что их ведет не Минобороны, а какое-то другое ведомство (тот же МИД РФ), то это вовсе не значит, что переговоры не ведутся вовсе.
В распоряжение «Симбирского курьера» попала вчера стенограмма одного из совещаний, прошедших по этой теме в российском МИД. Как сообщил представитель этого ведомства, в МИД РФ поступил запрос от структур НАТО о возможности организации мультимодального транзита (авиа-, авто- и железнодорожные перевозки) через территорию России в связи с отказом (неготовностью) властей Узбекистана предоставить возможность наземного транзита грузов НАТО. В качестве пункта возможного транзита натовцы вначале предложили Волгоград.
Главный советник административного департамента правительства РФ Александр Дуленко заявил, продолжает издание, что руководство страны заинтересовано в транзите, но для этого потребуется целый ряд изменений действующего законодательства. Руководство авиакомпании «Волга-Днепр», которая уже сегодня перевозит через Ульяновск грузы для немецких вооруженных сил, предложило организовать перевалочную базу в аэропорту «Ульяновск-Восточный». Согласно предложенной схеме, грузы стран НАТО будут, минуя Узбекистан, доставляться самолетами, в т. ч. российскими, из Афганистана в Ульяновск, где станут формироваться железнодорожные составы для отправки в Европу (Ригу, Таллин) и далее - по морю.
Ульяновский аэропорт для этого подходит идеально. Во-первых, его взлетно-посадочная полоса способна принимать любые типы самолетов, включая «Русланы»; во-вторых, непосредственно к данному аэропорту подходит железнодорожная ветка. Такой вариант транзита сэкономит НАТО время и финансы: самолетам придется летать на гораздо меньшие расстояния, а значит, не понадобится дозаправка по дороге. Впрочем, есть у нашего аэропорта и ряд минусов, главным из которых является отсутствие инфраструктуры - на «Восточном» нет крупного терминала и необходимого оборудования для выгрузки-погрузки контейнеров.
По словам начальника ульяновской таможни Валерия Герасева, продолжает издание, вопрос создания на территории ульяновского аэропорта перевалочной базы войск НАТО сейчас действительно рассматривается, однако говорить об этом как о принятом решении пока рано: для этого правительством РФ должно быть подписано специальное постановление. Учитывая общественный резонанс, который может вызвать такое решение, вероятно, точка в этом вопросе будет поставлена уже после президентских выборов.
Тем не менее г-н Герасев выразил надежду на положительное решение вопроса. Ведь стоимость транспортировки одного футового контейнера через «Ульяновск-Восточный» обойдется натовцам в $5000-6000. Всего же, по оценкам экспертов, силам НАТО понадобится перебросить около 40 000 таких контейнеров. При такой выгоде безопасность военного транзита, видимо, отходит на второй план, отмечает издание.
Между тем создание на берегах Волги военной, по сути, базы НАТО чревато для России и массой проблем. «Симбирский курьер» справедливо напоминает, например, о встающих таможенных вопросах. По правилам НАТО, принадлежащие Альянсу грузы не могут досматриваться в пути. По сложившейся практике, каждая из партий контейнеров оценивается, к примеру, в $10 000, а их содержимое обозначается как «сыпучие стройматериалы». Непонятно, как при этом будут идентифицироваться и контролироваться грузы, оформляться таможенные документы. Ряд специалистов уверены, что это создает риск перемещения через территорию России наркотиков или иных грузов, отличающихся от задекларированных.
Но таможенными проблемами дело отнюдь не ограничивается. Гораздо труднее, напоминает сегодня «Независимая газета», согласовать натовскую транзитную базу в России с решениями последней сессии Организации коллективного договора о безопасности (ОДКБ) от 20 декабря 2011 года. Лидеры ОДКБ, в которую входят Россия, Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан и Узбекистан, договорились, что военные базы третьих стран на территории государств ОДКБ можно размещать лишь с согласия всех участников. Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, подводя итоги того заседания, заявил: «Теперь для того, чтобы разместить военные структуры внерегиональных стран на территории ОДКБ, необходимо будет получить официальное согласие всех его членов». А президент РФ Дмитрий Медведев тогда же отметил: «Принятие договоренностей является очень важным для консолидации позиции внутри ОДКБ».
Москва, напоминает издание, больше всех ратовала за право вето на иностранное военное присутствие. Благодаря принятой договоренности теперь можно избавиться от американской авиабазы в аэропорту Манас в столице Киргизии. Кроме того, эфемерными становятся планы Пентагона сохранить свое присутствие в Центрально-Азиатском регионе после вывода войск из Афганистана. США предложили Узбекистану и Таджикистану создать сеть учебных центров, чтобы учить местных военных использовать технику НАТО, безвозмездно переданную им после вывода из Афганистана. Естественно, что к технике прилагается определенное количество инструкторов и обслуживающего персонала. И учебки в любой момент могут превратиться в базы.
И вот после всего этого Россия сама дает добро на появление на своей территории военной, по сути, базы НАТО! Как на это посмотрят тот же Казахстан и Белоруссия, какой пример Москва подает тем самым всем другим членам ОДКБ?
Ну и, конечно, наши власти наводят тень на плетень еще и потому, что понимают, как факт появления базы НАТО на берегах Волги будет воспринят российской общественностью. В том же Ульяновске - на «родине Ильича» - активисты КПРФ наверняка устроят акции протеста.
17.02.2012 Источник:
http://www.ng.ru/nvo/2012-02-17/1_ulyanovsk.html Начальник Генерального штаба РФ генерал армии
Николай Макаров в минувший вторник, 14 февраля, опроверг сообщение о скором создании в Ульяновске перевалочного пункта по выводу военных грузов
НАТО из Афганистана. По его словам, «пока такого плана нет и запросов не поступало». Однако представители альянса уже посетили Ульяновск и осмотрели аэропорт. В то же время создание натовской перевалочной базы может противоречить решениям последней сессии
ОДКБ.
Российские СМИ неоднократно сообщали со ссылкой на источники в МИД РФ, что Москва и НАТО договорились о транзитном вывозе военных грузов из Афганистана в Европу. Планировалось, что грузы будут доставляться транспортными самолетами в один из аэропортов Центральной России, оттуда по железной дороге вывозиться в порты прибалтийских республик - членов НАТО, далее - морем. Сейчас эти планы конкретизировались.
Начальник ульяновской таможни Валерий Герасев сообщил, что аэропорт «Ульяновск-Восточный» рассматривается в качестве одного из вариантов для размещения логистической базы для вывоза грузов из Афганистана. Представители НАТО осмотрели аэропорт, провели консультации с представителями авиатранспортной компании «Волга-Днепр», железнодорожного экспедитора и собственника ветки, идущей от аэропорта к станции Верхняя Терраса. Помимо ульяновского, рассматривались аэропорты в Москве и Казани, но они очень загружены и больше приспособлены для пассажирских перевозок. К тому же через Ульяновск уже несколько лет проходит транзит грузов обеспечивающего (не военного) характера для войск НАТО в Афганистане.
По словам Валерия Герасева, проект распоряжения правительства РФ, касающийся создания логистического центра НАТО, уже готов. Но трудно сказать, когда он будет рассмотрен и подписан.
В минувший вторник, 14 февраля, начальник Генштаба РФ Николай Макаров, отвечая на вопросы журналистов, заявил, что от НАТО пока не поступало запросов на использование российских аэродромов для вывода контингента войск из Афганистана. Если речь вести именно о перевозке войск - личного состава, людей, то действительно об этом речи не было. Договоренности касаются исключительно грузов, в том числе в виде военной техники. Аэродромы, рассматриваемые в качестве логистических баз, не принадлежат Минобороны. А по поводу гражданских аэродромов нет причин обращаться к военным. Видимо, в таком ключе следует трактовать слова генерала Макарова.
Гораздо труднее согласовать натовскую транзитную базу в России с решениями последней сессии Организации коллективного договора о безопасности (ОДКБ) от 20 декабря 2011 года. Лидеры ОДКБ, в которую входят Россия, Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан и Узбекистан, договорились, что военные базы третьих стран на территории государств ОДКБ можно размещать лишь с согласия всех участников. Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, подводя итоги заседания, заявил: «Теперь для того, чтобы разместить военные структуры внерегиональных стран на территории ОДКБ, необходимо будет получить официальное согласие всех его членов».
Президент РФ Дмитрий Медведев отметил: «Принятие договоренностей является очень важным для консолидации позиции внутри ОДКБ». Москва больше всех ратовала за право вето на иностранное военное присутствие. Благодаря принятой договоренности теперь можно избавиться от американской авиабазы в аэропорту «Манас» в столице Киргизии. Кроме того, эфемерными становятся планы Пентагона сохранить свое присутствие в Центрально-Азиатском регионе после вывода войск из Афганистана. США предложили Узбекистану и Таджикистану создать сеть учебных центров, чтобы учить местных военных использовать технику НАТО, безвозмездно переданную после вывода из Афганистана. Естественно, что к технике прилагается определенное количество инструкторов и обслуживающего персонала. И учебки в любой момент могут превратиться в базы.
Теперь единогласное решение глав стран - членов ОКБ может обернуться против российских планов. Транзитный пункт - чем не база? Там обязательно будут присутствовать военнослужащие стран НАТО - разгружать самолеты, заправлять и перегонять боевые машины на железнодорожные платформы, оформлять документы и осуществлять мелкий ремонт. Возможно, их там будет две-три смены - десятки человек. Плюс обслуживающий персонал, кухня и гостиница.
И, к примеру, президент Белоруссии Александр Лукашенко, периодически конфликтующий с Москвой, вполне может зажечь красный свет на пути натовского транзита. И взамен потребовать скидок на газ, кредитов или финансирования своих вооруженных сил. Глядя на него, и остальные товарищи по ОДКБ могут затребовать в том или ином виде свою долю от транзитных доходов.
Однако заместитель директора Института политического и военного анализа Александр Храмчихин не видит в данном вопросе каких бы то ни было затруднений. В телефонном разговоре он сообщил, что, во-первых, ему не кажется, что это будет именно военная база, раз она предназначена исключительно для перевалки грузов. А во-вторых, все страны ОДКБ, кроме Армении и Белоруссии, так или иначе участвуют в афганском транзите. «Ни с какой точки зрения не вижу нарушения решений ОДКБ», - отметил Александр Храмчихин.
В таком случае можно ожидать, что к 2014 году, когда начнется вывод войск альянса из Афганистана, в Ульяновск начнет прибывать военная техника, чтобы железной дорогой проследовать дальше в Ригу и Таллин. И каждый авиарейс, предполагается, будет приносить России 6-7 тыс. долл.