Инструкция не для применения: как победить иностранных агентов

Oct 25, 2013 10:11

Источник: http://m.forbes.ru/article.php?id=239628
Борис Грозовский, 15:01 24.05

Власти уже много сделали, чтобы помешать проникновению в Россию «вредных идей». Но есть куда двигаться дальше

На недавнем семинаре Алексей Левинсон из Левада-центра не смог прочитать заранее подготовленный доклад. Накануне Савеловской прокуратурой Москвы в деятельности социологического центра были «выявлены обстоятельства, способствующие нарушениям федерального законодательства, создающие условия для этого». Не нарушения пока, а лишь условия для них. Но все же.

Логика прокуратуры двухходовая. Левада-центр получал гранты от The MacArthur Foundation, The Ford Foundation, Фонда Сороса, имеет договоры на оказание услуг с National Endowment of Democracy, университетом Массачусетса, Unicredit Spa, «Интерньюз нетворк». Осталось доказать участие в политической деятельности.

Это несложно: фонд, пишет прокуратура, выпускает два издания, его сотрудники публикуются в других СМИ и выступают на конференциях. В этих текстах они (криминал №1) приводят данные об отношении населения к политическим процессам стране и институтам госвласти. Центр проводит дискуссионные семинары, посвященные анализу социально-политических процессов (криминал №2). Используя данные соцопросов, авторы даже излагают личные позиции «по той или иной политической теме» (криминал №3)! Вам мало?

Получайте: посредством статей, выступлений и семинаров организация участвует «в формировании общественного мнения о проводимой государственной политике на территории РФ»!

Тем самым она ориентирована «не только на просветительские и информационные цели, но и на осуществление политической деятельности», завершают прокуроры.

Специально для вышестоящих читателей: законопослушный Левинсон на семинаре, в котором принимал участие известный в Грузии (уже подозрительно) политик и предприниматель Каха Бендукидзе (да нет, не Таргамадзе), не стал озвучивать данные Левада-центра. Решил гусей не дразнить.

Новое положение вещей делает невозможным прежнюю работу независимого исследовательского центра, констатирует его директор Лев Гудков.

И не то чтобы савеловским прокурорам снизошло откровение. Похожее решение приняла свердловская прокуратура, обнаружившая аналогичное нарушение в деятельности местного «Информационно-правозащитного центра», партнера московского «Мемориала».

- Деньги от иностранных организаций получал?

- Да.

- В политической деятельности участвовал?

- Нет.

- Как нет? А кто проводил круглый стол о защите прав призывников и военнослужащих, обсуждая на нем «взаимодействие официальных и общественных структур»? Кто по итогам обсуждения выдвинул предложения к Минобороны? Что-что? Это не политическая деятельность? Вы же пытались «воздействовать на процесс принятия решений российскими органами госвласти»! Это и есть политика. Как не знали? Незнание не освобождает…

В прокурорской записке, полученной московским «Мемориалом», больше всего говорится о деятельности поддерживаемого им «ОВД-инфо», ставшего в последний год основным источником информации о политически мотивированных арестах. Распространение этой информации, отличающейся от статистики органов власти, - политическая деятельность, полагает прокуратура Москвы, особенно учитывая, что «российское законодательство не предусматривает каких-либо виновных деяний, совершенных по политическим мотивам».

Не всем понятно, что мешает российским НКО регистрироваться в качестве «иностранных агентов».

Если вам тоже, почитайте письмо Бориса Акунина, Лии Ахеджаковой, Андрея Битова, Бориса Гребенщикова и др. А также беседу с руководителями НКО, заключения о законе об иностранных агентах и интервью предправления «Мемориала» Арсения Рогинского: «Мы же «Мемориал», мы знаем, сколько людей в каком году под пытками признались в том, что они шпионы и иностранные агенты. Знаем, как из них выколачивали эти признания. В нашей исторической памяти словосочетание «иностранный агент» имеет только одно значение».

Итак, российские НКО должны регистрироваться в качестве «иностранных агентов», если они получают деньги из-за рубежа и, например:

1) проводят соцопросы, в которых затрагивается политическая тематика,

2) проводят семинары на социально-политические темы,

3) проводят круглые столы, на которых обсуждается, как улучшить госполитику в той или иной области (влияние на госорганы - политика!).

То же самое касается НКО, чьи сотрудники публикуют тексты на социально-политическую тематику. Разумеется, список видов политической деятельности этим не исчерпывается.

Хочется помочь прокурорам и законодателям.

Используемый в настоящий момент в России подход не позволяет выявить и пресечь деятельность всех иностранных агентов - организаций и частных лиц, которые получают деньги из-за границы и помогают госорганам в улучшении госполитики (правда, с сомнительным успехом). Особый порядок регистрации и регулирования, введенный для иностранных агентов, - ну что половинчатая мера. Вот что нужно сделать.

1) Следует вообще запретить агентам заниматься политической деятельностью, включая консультирование госорганов, которым, например, активно занимаются сотрудники Transparency International. Законом должна быть предусмотрена индивидуальная выдача разрешений на политическую деятельность агентам, разделяющим ценности православной духовности, суверенной демократии и принципы национальной безопасности РФ (список следует дополнить). Поручить организацию экзамена на соответствие ценностям следует органам внутренних дел, прокуратура проследит за правильностью организации, а ФСБ разработает экзаменационные билеты. Возможна проверка на детекторе лжи. Между экзаменами нужно проводить мониторинг публичных и непубличных высказываний представителей иностранных агентов. Если зафиксированы сомнительные с точки зрения соответствия национальным ценностям высказывания, экзаменационный сертификат отзывается.

2) Иностранными агентами безусловно следует считать консалтинговые компании типа McKinsey (помогала в разработке бессчетного количества российских программных документов), Boston Consulting Group (аналогично), CMS (энергореформа), Cleary Gottlieb, Allen & Overy (последние 2 - консультанты Минфина), CERA (консультировала Минэнерго и «Роснефть»), не говоря уже о PwC, Ernst&Young, Deloitte, SAP, Monitor Group (консультанты «открытого правительства»), Ketchum (улучшает имидж России за границей) и т.д. Все они должны подпадать под действие п.1. До сдачи экзамена действующие контракты приостанавливаются. От участия в выработке госполитики должны быть отстранены и бизнес-ассоциации, в которых весома доля иностранных компаний. Например, Консультативный совет по иностранным инвестициям.

3) Иностранные инвестбанки не должны участвовать в размещении акций российских госкомпаний за рубежом, включая приватизационные сделки. До сдачи экзамена им не должно быть позволено также участие в организации облигационных выпусков России и национальных госкомпаний. Иностранным инвесторам, а также менеджерам иностранных компаний следует запретить встречаться с политическими лидерами страны и госчиновниками вплоть до сдачи первыми экзамена на соответствие ценностям. В противном случае враждебные госстроительству идеи могут быть неконтролируемым путем посеяны в мозгах руководства страны, которому сдавать экзамен не придется.

4) К иностранным агентам следует приравнять частных лиц, когда-либо бывавших на консультациях с сотрудниками иностранных посольств. Список таких лиц может быть составлен по данным Wikileaks и оперативным разработкам.

5) К иностранным агентам следует приравнять всех иностранных исследователей (например, экономистов) и отечественных ученых, когда-либо получавших деньги от иностранных университетов. Так, поездка на конференцию или семинар за рубежом за деньги принимающей стороны, оплачиваемая публикация в иностранном научном журнале, стажировка в иностранном университете и т. д. должны вплоть до сдачи экзамена на соответствие национальным ценностям стать безусловным препятствием к консультированию госорганов, праву публиковаться в СМИ и прочим видам политической деятельности.

Все вышеперечисленные меры потребуют увеличения штатной численности сотрудников правоохранительных органов, но не приведут к росту бюджетных расходов, поскольку они будут оплачиваться за счет вступительных взносов, уплачиваемых иностранными агентами за право сдать экзамен на соответствие национальным ценностям РФ (из расчета $10 000 за человека, с индексацией по мере инфляции в США и динамике курса доллара к корзине валют стран - торговых партнеров США). Соответствие ценностям необходимо подтверждать раз в 2 года, а если агент занимается вопросами, входящими в компетенцию федеральных органов власти РФ, - раз в год. Реализация изложенной инициативы позволит, используя рыночные механизмы, поставить серьезный заслон на пути импортеров чуждых России идей и концепций.

P.S. Серьезный вклад в освобождение России от колониального низкопоклонства вносят предпринимаемые президентом действия по деофшоризации страны. Чиновникам уже запрещено иметь собственность за границей и счета в иностранных банках. До 2016 года необходимо рассмотреть вопрос о целесообразности обучения детей чиновников за рубежом, а также распространить упомянутые запреты на всех граждан страны.

Поездки за границу целесообразно перевести на визовую систему.

Условием получения визы должна стать сдача экзамена для иностранных агентов. Только это гарантирует, что за границей гражданин России не получит прививку чуждыми идеями. От сдачи экзамена освобождаются работающие за границей чиновники федеральных органов исполнительной власти, госкорпораций, их родственники. Не позднее 2018 года следует рассмотреть целесообразность:

1) внешнеторговой деятельности, если российская организация получает от иностранной валюту, отличную от российской;

2) внешнеторговой деятельности со стратегическими ресурсами РФ и продукцией высоких технологий РФ;

3) хранения резервов Центробанка РФ в иностранной валюте недружественных государств;

4) ограничения права иностранных компаний по покупке российской валюты.

ИТСНК, реформирование, шпионаж, НКО

Previous post Next post
Up