Об отсутствии грани между условным и существенным в религиях

Apr 15, 2012 22:08

Смущает двоемыслие.

Пример раз. Церковь как община равных.

Дана заповедь: не называй никого отцом на земле, и учителем не называй. А все вы братья.
Ответ отцов: Ну чо ты прямо как ребенок, все воспринимаешь всерьез. Отец у нас - это всего лишь вежливое обращение.
Условность такая. Забей и не парься.

Мыслю так: Если на церковном собрании имеет голос только один из присутствующих, то это уже никакой не условный отец, а самый всамделишный духовный предводитель и авторитет по должности и чину. Он как комбат на утреннем построении - далеко не условный начальник.

Поп ведь тоже обладает властью - запросто может лишить причастия или отпевания. А людей эти мелочи очень даже волнуют - люди хотят жить вечно и припеваючи.
(А вдруг Там и в самом деле жарят на сковороде?! ;))

Пример два. Давний спор об иконопочитании.

Дана заповедь: не делайте себе изображений и не поклоняйтесь перед ними. Ибо один Я Господь ваш, бог ревнивый.
«Да не будет у тебя иных Богов. Не поклоняйся никакому изображению.»

Ответ отцов: Ну чо ты прямо как ребенок, все воспринимаешь всерьез. Иконы у нас типа иллюстраций, чисто наглядные пособия. Через образ поклоняемся оригиналу.
Условность такая. Забей и не парься.

Мыслю так: Если веряне тащатся за тридевять земель поклониться иконе Казанской или любой другой Богоматери, если приписывают ей самобытную мощь, ждут от нее чудес-исцелений, то очевидным становится тот факт, что икона для них не просто иллюстрация и пособие для духовного сосредоточения (там и календарик бы сгодился). Для них она амулет.

По функции и духовному восприятию чудо-икона Одигитрия абсолютно ничем не отличается от фигурки Будды из моржового клыка в яранге чукчи. Богу вряд ли есть дело - чего там подписано внизу идола, если отношение человека к ритуалу молитвы одинаково - что у язычника, что у крещенного.
«Боженька, дай!», а идейное наполнение никого особо не колышет. Трудящимся не до деталей. Да им и никто ничо толком не объясняет, крестя.

В итоге от перемены религий сумма не меняется. Меняется только карман - раньше платили взносы ламе, теперь отцу батюшке попу. Но ожидания меняются радикально - раньше в договоре обещали богатые пастбища с тучными олешками, а теперь - кущи с ангелами и струнным оркестром (прям как фестиваль в Москве).
И ад подменили - был холодильник, стал жаркий и смолистый. Профит очевиден, если что.

И еще одно важное отличие. У некрещенного чукчи, в отличие от крещенного собрата, есть строгий моральный кодекс. Отпущение грехов не катит, на поступки принято отвечать. В повести Лескова «На краю света», заезжий владыко предпочел доверить свою жизнь проводнику-нехристю, «ибо этот не бросит в беде».

Крещенный же уверен, что отмолит любэ, притом быстро и за малую мзду. Личная задница слишком дорога, чтобы ею рисковать ради ближнего, не опасаясь гнева небес.
Поэтому никто в племени с ним дела не имеет, ибо тот может невозбранно воровать и обманывать.

Нету у чукчи теперь сдерживающих факторов. Можно бухать, разлагаться и вымирать.

Возвращаясь к теме. Поклонники икон ищут себе земные святости, наплевав на букву и дух Завета, данного в Библии.
Они явным образом нарушают договор с Творцом, Богом-ревнителем, заключенный в Синайской пустыне - не иметь рукотворных предметов поклонения.

Там у Мойсея даже до зарубы дело дошло однажды, чуть ли не половину мужчин посекли. Это когда те сильно захотели иметь чего-нибудь ощутимого и предметного - для поклонения, пожертвовения денежных средств, валюты и натурпродуктов.
Оно им надо для ощущения чувства исполненного долга, типа подкупа босса, взятки руководству. Подмазал - и беги воруй дальше с чистой совестью.

Раньше «христиане» покупали индульгенции согласно прейскуранту. Сейчас на олтарь кладут купюры «на глазок». Но суть всё та же: спокойный сон без угрызений - за ваши деньги. Больше дал - крепче сон.

Почитание мощей, реликвий, «мест силы» - все это отвлекает их от почитания Господа. Глупость это или чей-то злой умысел? Прилагают ли патриархии усилия для искоренения первобытной склонности к предрассудкам, или лукаво идут у них на поводу, исподволь поощряя?

Примитивные предки поклонялись духам реки, горы, грозы, медведя, делали амулеты и обереги, шептали заклинания и заговоры, применяли магические танцы и жесты. Крёстное знамя, например, гораздо древнее христианства, унаследовано из митраизма и ему подобных, а теми - из неизведанных доисторических глубин.

Символ креста из каких только раскопок не выкапывают. Им все храмы Индии, например, измалёваны. С вариациями - символ Солнца, дарующего жизнь. Календарный круговорот жизни как знак возрождения, реинкарнации и т.п.
Встречаются даже 3D-шные кресты - от декартов древности.

Закон Моисеев положил конец всему этому пещерному мракобесию и символизму, поклонению земным объектам. В итоге евреи резко стали умнеть. Из грязных полудиких кочевников - родичей бедуинов - превратились в истинную соль земли. Рождают гениев и лауреатов пачками, до неприличия непропорционально численности самого народа.
Других предпосылок и причин, кроме килолет следования Закону, не вижу. Видать, Учение все-таки работает.

Но мы же, словяне, умнее их, и Закон Моисеев нам не указ. Мы пойдем другим путём, посконным и сермяжным. Сохраним верность традиции и национальную идентичность. Как бедуины, например. Тоже молодцы.

Да и христиане мы чисто номинальные. Учение Назаретянина - это всего лишь еще одна условность, которую мы в общем-то принимаем, в смысле не отвергаем явным и откровенным образом. Но исполнять его заветы тоже не торопимся.

Ведь это так по-нашему - строгость закона уравновешивается забиванием на его исполнение. У нас же понятия рулят, а не закон.

лукавство, совесть, традиции

Previous post Next post
Up