Правительство и ФСС решили нас облагодетельствовать новой замечательной реформой, с 2011 года пилотный проект развернут в Нижегородской области, Карачаево-Черкесской Республике, Астраханской, Курганской, Новгородской, Новосибирской, Тамбовской областях, Хабаровском крае, Самарская, Белгородская, Ростовская области, республика Татарстан, республика Крым и город Севастополь с 01 июля 2016 года радость от этого действа охватит Республику Мордовия, Брянскую, Калининградскую, Калужскую, Липецкую, Ульяновскую области. Поэтому мне хотелось бы рассмотреть предстоящее счастье со стороны расчётчика и получателя указанных средств, чтобы ненароком от него не сойти с ума.
Что по этому поводу декларирует ФСС можно почитать подробней по ссылке:
http://fss.ru/ru/fund/77496/77565/index.shtml Мы же перейдем сразу к ожидаемым результатам и попробуем разобраться с теми изменениями которые всех нас ждут на практике.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Для застрахованных граждан:
- обеспечение правильности начисления пособий;
- отсутствие зависимости от работодателя по выплате пособий;
- самостоятельный выбор способа получения пособий (либо на банковский счет, либо почтовым переводом);
- сокращение конфликтных ситуаций с работодателем.
Что же изменится для работника на самом деле:
Совершенно не понятно каким образом усиливается контроль ФСС за экспертизой начисления. Дело в том, что документы послужившие основанием для начисления (больничные листки и приложения) крупными работодателями (а это всего лишь 25 и больше работников) сдавать для проверки не планируется, как и прежде проверке могут быть подвергнуты лишь выборочно по 2-3 листка от работодателя в квартал, а данные для выплаты будут передаваться при помощи специальных электронных реестров. В чем усиление, зачем подобные цели декларировать?
Прежде работник просто сдавал листок нетрудоспособности и ждал выплату которая в соответствии с Трудовым кодексом РФ производилась вместе с зарплатой за месяц, либо вместе с авансом. Теперь помимо представления листка требуется написать заявление по установленной форме в которое следует внести реквизиты банковского счета, который есть не у каждого, либо оформить почтовый перевод и (сюрприз-сюрприз) получить свое пособие за вычетом комиссии на его оформление.
Выбор между банковским переводом и почтовым прекрасен, только как быть тем кто получал зарплату кассе? Или тем у кого нет банковского счета? Или тем у кого счет есть, но нет его реквизитов ввиду отсутствия необходимости их постоянного использования? Ответ один: бежать в банк, либо счет открывать, либо брать справку о реквизитах. Оформление прямо упрощается, да.
Ранее справку 2-НДФЛ работник получал у работодателя, отныне необходимо дополнительно идти в ФСС за справкой 2-НДФЛ по доходам начисленным по листкам нетрудоспособности. Независимость она такая.
Сроки выплаты скорее всего вырастут, поскольку для бюрократа словосочетание «не более 10 дней» как правило означает «не ранее 10-го дня» и плюс к этому срок необходимый работодателю для производства начисления, заполнения электронного реестра, доставку его в ФСС и прочие необходимые действия.
Для страхователей:
- освобождение от функций по расчету пособий.
Данный пункт прекрасен тем, что является абсолютным лукавством. При начислении пособия основная работа бухгалтера занимающая порядка 90% временных затрат это вычисление среднедневного заработка, в то время как «расчет» который предполагается производить в ФСС это одно арифметическое действие: перемножение количества дней на среднедневной заработок предоставленный работодателем. При этом работодатель по-прежнему начисляет и производит выплату пособия по временной нетрудоспособности за первые 3 дня за свой счет, т.е. производит весь объем расчетов, но дополнительно производит заполнение и доставку электронного реестра в ФСС. Вы увидели на каком этапе работа упростилась?
Для Фонда социального страхования Российской Федерации:
- возможность контроля за всеми оплачиваемыми листками нетрудоспособности;
- переход на электронный листок нетрудоспособности;
- сокращение случаев страхового мошенничества
- оптимизация расходов.
Любопытно, что на сайте приводится статистика по количеству оплаченных листков нетрудоспособности, их среднему размеру, однако количество выявленных случаев страхового мошенничества не приводится, были ли выявлены они вообще не говорится. На своем опыте я не только не встречался с подобным, но даже не слышал о них. Аналогично ничего подобного не встречал никто из моих коллег. Но допустим опасения обоснованы.
Следует остановиться подробно на изменениях листка нетрудоспособности и его «электронности». Он действительно изменился, вырос до размера А4 с прежнего А5, заполнение его теперь производится лишь на лицевой стороне (раньше заполнялся с обеих сторон), приобрел машиночитаемый штрих-код. Из существенных отличий на этом всё. При этом в пользовании он приобрел ряд ограничений, таких как увеличенная форма и запрет на его сгибание, что делает обращение с ним не вполне удобным. Электронностью и не пахнет это по-прежнему бумажный бланк строгой отчетности.
С вопросом об «усилении контроля» мы разобрались выше.
Механизм оптимизации расходов остается неясным. По видимому, он очень секретный.
Для медицинских учреждений:
- введение бланка листка нетрудоспособности, позволяющего компьютеризировать ряд процессов;
- сокращается время, которое тратилось на бумажную работу;
- переход на электронный листок нетрудоспособности;
- автоматизация работы по экспертизе временной нетрудоспособности.
Практически все пункты мы уже осветили выше, стоит отметить, что возможность засунуть листок в принтер и напечатать название медицинского учреждения это значительная компьютеризация процессов.
В целом ожидаемый результат от реализации пилотного проекта:
- обеспечение эквивалентности страхового обеспечения страховым взносам;
- обеспечение гарантированных социальных выплат застрахованным гражданам;
- упрощение документооборота между Фондом социального страхования Российской Федерации, страхователями и медицинскими учреждениями.
Как и механизм оптимизации расходов путем данной реформы так и обеспечение эквивалентности страхового обеспечения страховым взносам остается не ясен. Упрощение документооборота невооруженным глазом не особо видно. Что же касается обеспечения гарантированных выплат следует сказать следующее: много лет в России работает Федеральное агенство страхования вкладов (ФАС) которое прекрасно себя зарекомендовало, вклады физическим лицам выдаются вовремя и в установленных размерах, которые большинство граждан устраивают и при этом из года в год повышаются. Подобный механизм для выплаты пособий работникам организаций-банкротов всех бы устроил. Но ФСС зачем-то необходимо изобрести велосипед и вместо перенесения работающей схемы решило переделать систему целиком.
Кроме приведенных плюсов от реформы существует еще один незадекларированный на официальном сайте: экономия оборотных средств организации за счет того, что они не пойдут на выплату пособий. Единственный видимый плюс для одной из сторон процесса, насколько весомый судить не берусь.
Подводя итоги совершенно не ясно зачем же ФСС вообще затеяло эту реформу, явных плюсов от нее кот наплакал, а минусов хоть отбавляй. На ум приходит лишь одно емкое слово «РАСПИЛ».