Пришло время духовной иконописи

Apr 27, 2020 21:28

Интервью с иконописцем Алексеем Викторовичем Бурцевым. Алексей профессионально занимается иконописью с 1994 года. Один из мастеров старой школы, по эскизам которого и при его непосредственном участии был расписан Свято-Никольский храм Таганрога, а затем многие другие церкви благочиния и даже храмы за пределами епархии.


- Алексей Викторович, расскажите, как всё начиналось. Как вы вошли в профессию?

- Детство мое прошло в Таганроге, затем военное училище, служба в армии, был офицером. Наша часть располагалась в Ивановской области. В 1992 году стал ходить в церковь. Там познакомился со священником, он и порекомендовал мне заняться художественным творчеством на благо церкви. Тогда как раз нашу часть сокращали, я собирался уходить. Поначалу, кстати, я больше интересовался деревянной скульптурой. А потом батюшка дал мне книги по иконописи, и я целиком погрузился в эту тему.



Когда я вернулся обратно в Таганрог, начал интересоваться у священников, будет ли здесь иконописная мастерская. Мне очень хотелось, чтобы такая открылась в нашем городе. В начале 90-х годов мастеров-иконописцев просто не было не только здесь, но и во всей России их можно было по пальцам пересчитать. Мастера были в основном в Москве, круг учеников архимандрита Зинона, и первые выпускники иконописной школы Троице-Сергиевской лавры. Первые мастерские на Юге страны были созданы в Ростове-на-Дону. Одну создал Владимир Михайлович Бакланов в 1991 году, а вторая мастерская принадлежала впоследствии знаменитым братьям Макаровым. Вот я познакомился сначала с Макаровыми, мы подружились, они мои ровесники. А затем я вошёл в тесное сотрудничество с Кравцовым Юрием Ильичом, соратником и другом В.М.Бакланова, с ним мы работали долгих 18 лет, писали иконы практически во все храмы Таганрога и не только. Творческий путь этого человека впечатляет, он был директором художественной школы (имени Блонской прим. корр.), был директором Художественного фонда и работал в Администрации Таганрога на должности зам. главного архитектора города. Он отвечал за интерьеры, был первоклассным специалистом, привлекался для ведения масштабных проектов.




- Как вы поняли, что иконопись - это ваша стезя? Это было сначала ваше хобби?

- Так получилось, что практически сразу, как только я стал заниматься живописью, у меня появились заказчики, как частные, так и храмы. Первые год-два я относился к этому как к хобби, но быстро понял, что это моё и иконопись стала моей профессией.

- Расскажите как вы расписывали Свято-Никольский храм. Это было непосредственно перед канонизацией старца Павла Таганрогского?

- Да, в 1998 году встал вопрос о канонизации старца Павла Таганрогского, тогда же возникла довольно серьёзная проблема. Мощи святого нужно было перенести в Никольский храм, но сам храм внешне находился в очень плохом состоянии и нуждался в благоукрашении. Сейчас нельзя себе представить, что батюшка Павел может покоиться где-то за пределами Таганрога. Но тогда практически все храмы находились в плохом состоянии. Специалистов, чтобы исправить ситуацию, как я уже сказал, не было.



- И тогда вас попросили взяться за роспись?

- Не сразу. Мне сначала предложили написать икону Всецарицы для Никольского храма, по написании которой, то есть с августа 1998 года началась история существования иконописной мастерской при Никольском храме. Сегодня практически всё, что находится в храме от лавочек, киотов, иконостаса, надвратной мозаики и заканчивая росписью - это работа нашей мастерской. Легче сказать, что сейчас там не сделано нами. Это резное распятие, которое было привезено и несколько старинных икон. Всё остальное делали Ваш покорный слуга, Юрий Ильич Кравцов и художник Владимир Анатольевич Барановский. Вот мы втроём делали роспись, а иконы писали вместе с Кравцовым. Барановский потом уехал в Москву и 10 лет работал ведущим живописцем стенописной артели, это была действительно артель серьёзного уровня, которая занималась росписями известных храмов - Георгия Победоносца на Поклонной горе, Спаса Преображения на Песках, Семеона Столпника на Новом Арбате. Ими были проведены реконструкции ряда исторических памятников в Москве. Только таким артелям доверяли эту работу. Владимир Анатольевич за свои заслуги награждён медалью Андрея Рублева. Сейчас он вернулся в Таганрог, член Союза Художников.



- В 90-е такого уровня специалисты были на вес золота?

- Конечно, и сейчас такие люди очень нужны. 90-е - это вообще была особая эпоха, касательно храмовой росписи тогда не было правильного понимания, что нужно делать. Сейчас в епархии грамотный подход, существует искусствоведческая комиссия, которая рассматривает проекты храмов, не допускает каких-то ошибочных решений. Тогда такого не было. Мы, по сути первые подошли комплексно к решению вопроса о воссоздании архитектурного облика главного храма Таганрога. Я рад, что мне удалось поучаствовать в этом грандиозном деле. Владыка Пантелеимон тогда был Ростовским архиереем, он тоже понимал, в какой ситуации мы оказались. Он приезжал, проверял работу, остался доволен. Хотя на тот момент мы сделали примерно четверть от основного объёма. Но увидев, с каким воодушевлением работаем, дал добро на решение вопроса. Все готовились к перенесению мощей в Свято-Никольский храм.

- Как работала иконописная мастерская потом и в каком состоянии находится на сегодняшний день?

- В 2000-е годы это уже стала иконописная мастерская Таганрогского благочиния. Мы стали работать для других храмов, даже для других епархий, многие иконы были востребованы и отвозились за границу. Это были годы напряжённой работы. Заказов было очень много. Нами были спроектированы и написаны иконостасы в храмы: Сергия Радонежского и Живоначальной Троицы, а затем и все иконы в эти храмы. За пределами Таганрога иконостас в Никольскую церковь поселка Матвеев Курган, иконостас в храм Петра и Павла в поселок Приморка, иконостас в Покровскую церковь поселка Неклиновка, местный ряд иконостаса в храм Александра Невского в поселке Вареновка, местный ряд в храм Рождества Богородицы поселка Крюково. Кстати, настенную роспись в этом храме выполнил Барановский. Для населения за эти годы были написаны сотни икон. Но со временем начали уходить талантливые специалисты. Юрий Ильич ушёл на пенсию. Я остался один. Здание, в котором раньше располагалась наша мастерская, обветшало, сейчас там идёт капитальный ремонт. Ушёл я оттуда как раз к общецерковному прославлению старца Павла в 2016 году. Вот такое совпадение. Затем в 2018 году умер Володя Макаров. Самые известные его работы - это икона над ракой старца Павла, житийная икона адмирала Ушакова, которая находится в храме военно-морского флота в Кронштадте. Колоссальная работа. Икона для канонизации преподобного Федора Санаксарского, также он написал икону «Живоносный источник» в Петровке. К сожалению, своё мастерство Володя унёс с собой. Это был один из величайших мастеров, специалистов высшей пробы. Так получилось, что в 90-е и 2000-е у нас практически не было учеников. Да на это просто и времени не было. Времена были другие. Всё изменилось, поменялись задачи.

Полный текст на сайте Таганрогского благочиния http://pravtaganrog.ru/prishlo-vremya-dukhovnojj-ikonopisi/

История, Павел Таганрогский, Православие, Таганрог

Previous post Next post
Up