Пещное действо

Dec 30, 2010 07:30

Сегодня память пророка Даниила и трёх отроков Анании, Азарии и Мисаила, которым в вавилонском плену дали имена Седрах, Мисах и Авденаго.Это всем известные Три отрока в пещи огненной.




В честь их памяти в последнее воскресенье перед Рождеством Христовым, которое именуется Неделей святых праотец, в 16-17 вв в соборных храмах на Руси совершалось Пещное действо.

Действие совершалось по книге пророка Даниила, но большинство текстов были не из книги.

Книга пророка Даниила глава 3.
1Царь Навуходоносор сделал золотой истукан, вышиною в шестьдесят локтей, шириною в шесть локтей, поставил его на поле Деире, в области Вавилонской.

2И послал царь Навуходоносор собрать сатрапов, наместников, воевод, верховных судей, казнохранителей, законоведцев, блюстителей суда и всех областных правителей, чтобы они пришли на торжественное открытие истукана, которого поставил царь Навуходоносор.

3И собрались сатрапы, наместники, военачальники, верховные судьи, казнохранители, законоведцы, блюстители суда и все областные правители на открытие истукана, которого Навуходоносор царь поставил, и стали перед истуканом, которого воздвиг Навуходоносор.

4Тогда глашатай громко воскликнул: объявляется вам, народы, племена и языки: 5в то время, как услышите звук трубы, свирели, цитры, цевницы, гуслей и симфонии и всяких музыкальных орудий, падите и поклонитесь золотому истукану, которого поставил царь Навуходоносор.

6А кто не падет и не поклонится, тотчас брошен будет в печь, раскаленную огнем.

7Посему, когда все народы услышали звук трубы, свирели, цитры, цевницы, гуслей и всякого рода музыкальных орудий, то пали все народы, племена и языки, и поклонились золотому истукану, которого поставил Навуходоносор царь.

8В это самое время приступили некоторые из Халдеев и донесли на Иудеев.

9Они сказали царю Навуходоносору: царь, вовеки живи!

10Ты, царь, дал повеление, чтобы каждый человек, который услышит звук трубы, свирели, цитры, цевницы, гуслей и симфонии и всякого рода музыкальных орудий, пал и поклонился золотому истукану; 11а кто не падет и не поклонится, тот должен быть брошен в печь, раскаленную огнем.

12Есть мужи Иудейские, которых ты поставил над делами страны Вавилонской: Седрах, Мисах и Авденаго; эти мужи не повинуются повелению твоему, царь, богам твоим не служат и золотому истукану, которого ты поставил, не поклоняются.

13Тогда Навуходоносор во гневе и ярости повелел привести Седраха, Мисаха и Авденаго; и приведены были эти мужи к царю.

14Навуходоносор сказал им: с умыслом ли вы, Седрах, Мисах и Авденаго, богам моим не служите, и золотому истукану, которого я поставил, не поклоняетесь?

15Отныне, если вы готовы, как скоро услышите звук трубы, свирели, цитры, цевницы, гуслей, симфонии и всякого рода музыкальных орудий, падите и поклонитесь истукану, которого я сделал; если же не поклонитесь, то в тот же час брошены будете в печь, раскаленную огнем, и тогда какой Бог избавит вас от руки моей?

16И отвечали Седрах, Мисах и Авденаго, и сказали царю Навуходоносору: нет нужды нам отвечать тебе на это.

17Бог наш, Которому мы служим, силен спасти нас от печи, раскаленной огнем, и от руки твоей, царь, избавит.

18Если же и не будет того, то да будет известно тебе, царь, что мы богам твоим служить не будем и золотому истукану, которого ты поставил, не поклонимся.

19Тогда Навуходоносор исполнился ярости, и вид лица его изменился на Седраха, Мисаха и Авденаго, и он повелел разжечь печь в семь раз сильнее, нежели как обыкновенно разжигали ее, 20и самым сильным мужам из войска своего приказал связать Седраха, Мисаха и Авденаго и бросить их в печь, раскаленную огнем.

21Тогда мужи сии связаны были в исподнем и верхнем платье своем, в головных повязках и в прочих одеждах своих, и брошены в печь, раскаленную огнем.

22И как повеление царя было строго, и печь раскалена была чрезвычайно, то пламя огня убило тех людей, которые бросали Седраха, Мисаха и Авденаго.

23А сии три мужа, Седрах, Мисах и Авденаго, упали в раскаленную огнем печь связанные.

24И ходили посреди пламени, воспевая Бога и благословляя Господа.

25И став Азария молился и, открыв уста свои среди огня, возгласил:

26"Благословен Ты, Господи Боже отцов наших, хвально и прославлено имя Твое вовеки.

27Ибо праведен Ты во всем, что соделал с нами, и все дела Твои истинны и пути Твои правы, и все суды Твои истинны.

28Ты совершил истинные суды во всем, что навел на нас и на святый град отцов наших Иерусалим, потому что по истине и по суду навел Ты все это на нас за грехи наши.

29Ибо согрешили мы, и поступили беззаконно, отступив от Тебя, и во всем согрешили.

30Заповедей Твоих не слушали и не соблюдали их, и не поступали, как Ты повелел нам, чтобы благо нам было.

31И все, что Ты навел на нас, и все, что Ты соделал с нами, соделал по истинному суду.

32И предал нас в руки врагов беззаконных, ненавистнейших отступников, и царю неправосудному и злейшему на всей земле.

33И ныне мы не можем открыть уст наших; мы сделались стыдом и поношением для рабов Твоих и чтущих Тебя.

34Но не предай нас навсегда ради имени Твоего, и не разруши завета Твоего.

35Не отними от нас милости Твоей ради Авраама, возлюбленного Тобою, ради Исаака, раба Твоего, и Израиля, святаго Твоего, 36которым Ты говорил, что умножишь семя их, как звезды небесные и как песок на берегу моря.

37Мы умалены, Господи, паче всех народов, и унижены ныне на всей земле за грехи наши, 38и нет у нас в настоящее время ни князя, ни пророка, ни вождя, ни всесожжения, ни жертвы, ни приношения, ни фимиама, ни места, чтобы нам принести жертву Тебе и обрести милость Твою.

39Но с сокрушенным сердцем и смиренным духом да будем приняты.

40Как при всесожжении овнов и тельцов и как при тысячах тучных агнцев, так да будет жертва наша пред Тобою ныне благоугодною Тебе; ибо нет стыда уповающим на Тебя.

41И ныне мы следуем за Тобою всем сердцем и боимся Тебя и ищем лица Твоего.

42Не посрами нас, но сотвори с нами по снисхождению Твоему и по множеству милости Твоей 43и избави нас силою чудес Твоих, и дай славу имени Твоему, Господи, 44и да постыдятся все, делающие рабам Твоим зло, и да постыдятся со всем могуществом, и сила их да сокрушится, 45и да познают, что Ты Господь Бог един и славен по всей вселенной".

46А между тем слуги царя, ввергшие их, не переставали разжигать печь нефтью, смолою, паклею и хворостом, 47и поднимался пламень над печью на сорок девять локтей 48и вырывался, и сожигал тех из Халдеев, которых достигал около печи.

49Но Ангел Господень сошел в печь вместе с Азариею и бывшими с ним 50и выбросил пламень огня из печи, и сделал, что в средине печи был как бы шумящий влажный ветер, и огонь нисколько не прикоснулся к ним, и не повредил им, и не смутил их.

51Тогда сии трое, как бы одними устами, воспели в печи, и благословили и прославили Бога:

52"Благословен Ты, Господи Боже отцов наших, и хвальный и превозносимый во веки, и благословенно имя славы Твоей, святое и прехвальное и превозносимое во веки.

53Благословен Ты в храме святой славы Твоей, и прехвальный и преславный во веки.

54Благословен Ты, видящий бездны, восседающий на Херувимах, и прехвальный и превозносимый во веки.

55Благословен Ты на престоле славы царства Твоего, и прехвальный и превозносимый во веки.

56Благословен Ты на тверди небесной, и прехвальный и превозносимый во веки.

57Благословите, все дела Господни, Господа, пойте и превозносите Его во веки.

58Благословите, Ангелы Господни, Господа, пойте и превозносите Его во веки.

59Благословите, небеса, Господа, пойте и превозносите Его во веки.

60Благословите Господа, все воды, которые превыше небес, пойте и превозносите Его во веки.

61Благословите, все силы Господни, Господа, пойте и превозносите Его во веки.

62Благословите, солнце и луна, Господа, пойте и превозносите Его во веки.

63Благословите, звезды небесные, Господа, пойте и превозносите Его во веки.

64Благословите, всякий дождь и роса, Господа, пойте и превозносите Его во веки.

65Благословите, все ветры, Господа, пойте и превозносите Его во веки.

66Благословите, огонь и жар, Господа, пойте и превозносите Его во веки.

67Благословите, холод и зной, Господа, пойте и превозносите Его во веки.

68Благословите, росы и инеи, Господа, пойте и превозносите Его во веки.

69Благословите, ночи и дни, Господа, пойте и превозносите Его во веки.

70Благословите, свет и тьма, Господа, пойте и превозносите Его во веки.

71Благословите, лед и мороз, Господа, пойте и превозносите Его во веки.

72Благословите, иней и снег, Господа, пойте и превозносите Его во веки.

73Благословите, молнии и облака, Господа, пойте и превозносите Его во веки.

74Да благословит земля Господа, да поет и превозносит Его во веки.

75Благословите, горы и холмы, Господа, пойте и превозносите Его во веки.

76Благословите Господа, все произрастания на земле, пойте и превозносите Его во веки.

77Благословите, источники, Господа, пойте и превозносите Его во веки.

78Благословите, моря и реки, Господа, пойте и превозносите Его во веки.

79Благословите Господа, киты и все, движущееся в водах, пойте и превозносите Его во веки.

80Благословите, все птицы небесные, Господа, пойте и превозносите Его во веки.

81Благословите Господа, звери и весь скот, пойте и превозносите Его во веки.

82Благословите, сыны человеческие, Господа, пойте и превозносите Его во веки.

83Благослови, Израиль, Господа, пой и превозноси Его во веки.

84Благословите, священники Господни, Господа, пойте и превозносите Его во веки.

85Благословите, рабы Господни, Господа, пойте и превозносите Его во веки.

86Благословите, духи и души праведных, Господа, пойте и превозносите Его во веки.

87Благословите, праведные и смиренные сердцем, Господа, пойте и превозносите Его во веки.

88Благословите, Анания, Азария и Мисаил, Господа, пойте и превозносите Его во веки; ибо Он извлек нас из ада и спас нас от руки смерти, и избавил нас из среды печи горящего пламени, и из среды огня избавил нас.

89Славьте Господа, ибо Он благ, ибо вовек милость Его.

90Благословите, все чтущие Господа, Бога богов, пойте и славьте, ибо вовек милость Его".]

91Навуходоносор царь, [услышав, что они поют,] изумился, и поспешно встал, и сказал вельможам своим: не троих ли мужей бросили мы в огонь связанными? Они в ответ сказали царю: истинно так, царь!

92На это он сказал: вот, я вижу четырех мужей несвязанных, ходящих среди огня, и нет им вреда; и вид четвертого подобен сыну Божию.

93Тогда подошел Навуходоносор к устью печи, раскаленной огнем, и сказал: Седрах, Мисах и Авденаго, рабы Бога Всевышнего! выйдите и подойдите! Тогда Седрах, Мисах и Авденаго вышли из среды огня.

94И, собравшись, сатрапы, наместники, военачальники и советники царя усмотрели, что над телами мужей сих огонь не имел силы, и волосы на голове не опалены, и одежды их не изменились, и даже запаха огня не было от них.

95Тогда Навуходоносор сказал: благословен Бог Седраха, Мисаха и Авденаго, Который послал Ангела Своего и избавил рабов Своих, которые надеялись на Него и не послушались царского повеления, и предали тела свои [огню], чтобы не служить и не поклоняться иному богу, кроме Бога своего!

96И от меня дается повеление, чтобы из всякого народа, племени и языка кто произнесет хулу на Бога Седраха, Мисаха и Авденаго, был изрублен в куски, и дом его обращен в развалины, ибо нет иного бога, который мог бы так спасать.

97Тогда царь возвысил Седраха, Мисаха и Авденаго в стране Вавилонской [и возвеличил их и удостоил их начальства над прочими Иудеями в его царстве].

98Навуходоносор царь всем народам, племенам и языкам, живущим по всей земле: мир вам да умножится!

99Знамения и чудеса, какие совершил надо мною Всевышний Бог, угодно мне возвестить вам.

100Как велики знамения Его и как могущественны чудеса Его! Царство Его - царство вечное, и владычество Его - в роды и роды.

Н.Рерих. Пещное действо.



Интересная статья про Пещное действо попалась здесь www.abhoc.com/arc_vr/2002_01/144/

"В ряду рождественских празднеств выделяется любопытный обряд или чин "пещного действа". Это чин зафиксирован на Руси письменными источниками в начале XVI века, но по косвенным признакам он существовал уже в середине XIV века, если не раньше. Многочисленные исследователи указывают, что обряд пещного действа пришел на Русь из Византии. Вот как описывал его, побывавший в 1588 году в Москве Дж. Флетчер:
"За неделю до Рождества совершается еще обряд...: Каждый епископ в своей соборной церкви показывает трех отроков, горящих в пещи, куда ангел слетает с церковной крыши, к величайшему удивлению зрителей, при множестве пылающих огней, производимых посредством пороха так называемыми халдейцами, которые в продолжение всех двенадцати дней должны бегать по городу, переодетые в шутовское платье и делая разные смешные шутки, чтобы оживить обряд, совершаемый епископом. В Москве царь и царица всегда бывают при этом торжестве".
"Халдейцами" назывались участники чина пещного действа, которые исполняли роли мучителей трех отроков. Только им официально разрешалось бегать ряжеными по городу в течение всего времени святок. Ну а что творилось неофициально, вы уже могли прочитать в предыдущем очерке. Адам Олеарий свидетельствовал, что патриарх разрешал "халдейцам" бегать по городу в течение восьми дней до Рождества и восьми дней - после, вплоть до Крещения. Они бегали с потешными огнями в руках и поджигали бороды (часто соломенные у других ряженых) и специально подготовленные возы сена или соломы. При этом "халдейцы" были одеты как масляничные шуты, на головах носили деревянные раскрашенные шляпы, а бороды обмазывали медом. Эти официальные святочные ряженые выходили, стало быть, на улицу прямо из храмов!
Чин пещного действа совершался примерно за неделю до Рождества. Если Рождество приходилось на понедельник или вторник, то в неделю святых праотец, либо в неделю святых отец, если Рождество попадало на другие пять дней. Он был частью службы утрени.
В день действа при пении канона утрени седьмая и восьмая его песни [темой которых и были мучения трех отроков, не пожелавших поклониться ветхозаветному идолу] сопровождались священнодействиями и составлявшими пещное действо. Посредине храма устанавливалась пещь. Отроки и "халдеи" в особых нарядах входили в церковь вместе с патриархом или архиереем. Дело в том, что это действо могло устраиваться не только в присутствии патриарха, но и в соборных церквах при митрополите или архиепископе. Затем отроки вводились в алтарь, а перед началом пения их выводил оттуда наставник связанными за шеи длинным полотенцем так, что один конец его находился спереди, а второй сзади. Наставник вручал отроков ожидавшим их "халдеям", а те вводили их в пещь. В то время как отроки распевали в пещи канон, "халдеи" разгуливали вокруг пещи с особого рода "халдейскими свечами", пальмами и трубками, наполненными горючею травою, и разжигали огонь. Когда во время пения протодиакон возглашал:
"Ангел снииде!" -
из-под купола собора спускалось в пещь изображение ангела. "Халдеи", увидев ангела, падали ниц. После того как ангел скрывался, "халдеи" поклонялись отрокам и выводили их из пещи. Отроки же, выйдя из пещи, говорили многолетие архиерею и царскому роду. Затем в пещи читалось Евангелие; перед этим в нее вновь входили отроки, провожаемые "халдеями", и с ними протодиакон и протопоп, читавший Евангелие.
Какое все это действо может иметь отношение к Рождеству? Самое непосредственное! Дело в том, что оно символизирует Рождество. Чудо о трех отроках, Анании, Азарии и Мисаиле, ввергнутых в горящую пещь нечестивым царем Навуходоносором, но не опалившихся пещным огнем, есть прообраз чудесного рождения Иисуса Христа, когда божественный огонь, вселившийся в деву Марию, не опалил ее естества.
За примерами далеко ходить не надо. Вот выдержки из некоторых церковных песнопений:
"Чуда преестественнаго росодателная изобрази пещь образ, не бо яже прият юныя, яко ниже огонь божества Девы, в ню же вниде утробу";
"Тебе умную, Богородице, пещь разсмотряем вернии: яко же бо отроки спаси три превозносимый; мир обнови во чреве твоем всецел хвальный отцев Бог и преславен";
"Прописуют верою авраамстии трие отроци твое безсеменное рождество. Божеством бы сый неопальное слово из тебе плотью хотением описуется, Богородице в Вифлееме рождаешь на спасение человеком";
"Вавилонская пещь отроки не опали, ниже божества огнь деву растли";
"Яко пещь древле приемшая отроки не опали, тако и дева, заченши зиждителя, не опалися утробою";
"Утробу не опально образуют отроковицы, иже в ветсем опаляемии юноши, преестественно рождающую запечатленну".

То, что пещное действо имело непосредственное отношение к Рождеству, видно из того обстоятельства, что оно совершалось не 17 декабря, в день трех отроков, когда совершалась отдельная им служба, а отдельно, в неделю святых отец или праотец. Когда патриарх приходил звать царя к пещному действу, он обращал внимание его на символический смысл его, относящийся к Рождеству, говоря:
"Празднуем преобразование бывшея пещи халдейския".
Тема трех отроков в пещи проходила через все рождественское богослужение в виде отдельных песнопений, постепенно нарастая от 17 к 25 декабря и стихая к 6 января. Итак, мы видим, что пещное действо имеет самое непосредственное отношение к Рождеству.
Но это церковное действо непосредственно ступало в уличное празднество, а связь между ними осуществлялась благодаря "халдеям", которые на протяжении святок принадлежали одновременно и храму и улице. Халдеи вместе с отроками, помимо исполнения самого действа, участвовали с причтом во всех богослужениях дня, в который совершалось действо, а также в богослужениях дня Рождества. Чин от начала XVI века сообщает:
"А на праздник Рождества Христова провожают митрополита по тому ж чину отроцы и халдеи и подьяки к вечерни и от вечерьни, к заутрени и от заутрени и действуют вся опричь пещново действа".
Наряду с этим "халдеи" бегали по улицам в своих шутовских нарядах с потешными огнями в руках, поджигая встреченные возы сена и опаляя бороды прохожих. Это были те же святочные ряженые, но их одежда и атрибуты были атрибутами церковного действа.
Двойственный (или по научному амбивалентный) характер халдейского огня станет нам более понятен, если мы рассмотрим его символику в пещном действе. С одной стороны мы привыкли, что огонь всегда был символом ада. Халдейская пещь - это адская пещь, прообраз самого ада, а нечестивый царь, разжигающий ее, и его помощники, "халдеи", творят сатанинское дело, когда хотят казнить праведников. Их огонь - это орудие дьявола.
Но одновременно это и божественный огонь, ибо халдейский огонь прообразуя Рождество, символизирует божество, вселившееся в человеческую плоть, но не опалившее ее."

Сцену Пещного действа показал режиссёр Сергей Эйзенштейн в фильме "Иван Грозный"

(Нашла на ю-тубе отрывок из фильма с Пещным действом):

image Click to view



В начале 18 века при Пётре I, этот обряд был запрещён. А в начале XX века обряд был реконструирован композитором Александром Кастальским.

1913 году Московское археологическое общество предложило епископу Дмитровскому Трифону  викарию Московской епархии устроить показ Пещного действа во внебогослужебное время в Успенском соборе Московского Кремля и в Богоявленском монастыре.

Идея возрождения этого обряда возникла еще в 1907 году. Тогда в Московском епархиальном доме был прочитан доклад священника Метиллова о происхождении этого действа, показаны старинные миниатюры с изображениями этой постановки в древних Москве и Новгороде, а руководимый А.Д.Кастальским Синодальный хор исполнил песнопения «Пещного действа». После этого события директор Археологического института предложил владыке Трифону подготовить полную постановку мистерии. Не без внутренних колебаний взялся владыка Трифон за это дело.

«Причин этому много, - писал он позднее. - Первое - новизна дела. Как воссоздать то священнодействие, которое давно уже забыто, и притом не в храме, не за богослужением, не пред благоговейно настроенными богомольцами, а пред обыкновенными слушателями в зале, при обыкновенной обстановке духовных концертов. Невольно является опасение: не показался бы этот церковный обряд театральным зрелищем, никогда невиданным нами, притом зрелищем простым, может быть, грубым, смешным и наивным для теперешнего зрителя, избалованного блестящей обстановкой театров. С другой стороны, удобно ли духовному лицу браться за такое дело? Не лучше ли было бы, если бы это исполнил светский человек, гораздо более знакомый с подобного рода постановками? На первый вопрос я ответил себе: для людей, любящих церковную старину ( а таковых очень много), всегда приятно и утешительно созерцать какой-либо церковный обряд. Доказательством этого служит множество богомольцев в нашем Успенском соборе, когда там совершается в Великий четверг обряд омовения ног, заключающий в себе тоже некоторый драматический элемент..."



В настоящее время песнопения Пещного действа поёт ансамбль древнерусской музыки "Сирин".
Кстати, по времени, оно шло довольно долго, часа 1,5-2. То, что воспроизводит сейчас "Сирин" мне было очень тяжело воспринимать, настолько это пение заунывно и монотонно.


16 в, древнерусская музыка, 17 в, древнерусское искусство, богослужение, 4 в, праздники

Previous post Next post
Up