Первый из давно задуманных сюда слить постов...
31 марта 2005 года. Москва. Аэропорт «Шереметьево». Я впервые вхожу в него. Тут же металлоискатели, просвечивание сумок. Это вам не в магазин зайти! Вот, у кого-то за мной что-то пищит при проходе сквозь металлодетектор, и вежливый служащий подходит и просит вынуть всё металлическое из карманов и ещё раз пройти рамку. А я уже внутри.
Пролетают мимо таможни, duty free, и вот он - борт Ил-96, летящий в Шанхай. Все пассажиры на местах, стюардессы уже объяснили нам, что и как. Самолёт разгоняется, земля уходит из-под ног (то есть из-под колес, конечно), и мы в воздухе…
Ночь. Где-то внизу проплывают отдельные созвездия и большие скопления звезд-огней - это города и посёлки, деревни и сёла России. Выше мелькают облака, серебристое крыло самолёта покрывается инеем, меня клонит в сон. Питание, обслуживание - всё, как положено в самолёте. И вот она - долгожданная посадка. Открываются двери, и ты попадаешь в абсолютно новый и незнакомый мир.
При выходе ещё до таможни всем прибывшим проверяют температуру тепловизором на атипичную пневмонию. Ты просто проходишь мимо, а оператор в медицинской маске уже знает твою температуру с точностью до 0,1° C. Таможня - та же самая формальность, что и в России. А вот аэропорт совершенно иной. Видимо, он был построен в авангардистской манере. Повсюду с потолка свисают 10-метровые палки, похожие на сталактиты, со всех сторон льётся свет, нигде не слышно родной речи…
Шанхай с первых же минут поражает своими небоскрёбами. Их настолько много и настолько они разные, что начинает казаться, что ты проезжаешь мимо огромных термитников для людей. Каждый имеет свою форму, цвет и, конечно, содержание. Но в основном, это гостиницы.
Pudong Shangri-La - один из таких небоскрёбов - гостиница, где нас поселили.
15 этаж - хорошо, когда работает лифт. Зато из окна во всю стену открывается удивительный вид на квартал небоскрёбов. Некоторые из них даже оказываются ниже тебя, и создаётся впечатление полёта.
Первая прогулка по городу даёт понять, насколько Шанхай (да и весь Китай) контрастный. Сразу же за блестящим кварталом небоскрёбов, где тротуары моют шампунем и разъезжают дорогие иномарки, открываются китайские кварталы с их трущобами, кучей велосипедистов и торговцев-барахольщиков.
Если на центральных улицах блестят витрины, всё чисто и аккуратно, но перекрёстках новомодные светофоры, сообщающие, сколько секунд осталось до переключения, то в переулках и на окраинах кое-где даже фонарей нет.
Но везде поражает дефицит места. Даже трансформаторная будка не стоит на тротуаре, как у нас, а висит на уровне третьего этажа!
На каждой улице, куда ни глянь, можно встретить велосипедистов всех мастей. Вот, проезжает госслужащий в костюме и галстуке на блестящем новеньком велосипеде, вон - молодая женщина, укрытая темными очками и медицинской маской от внешнего мира, явно заботящаяся о своём здоровье, крутит педали, а здесь у перекрёстка можно заметить сокрушающегося над только что сломанным велосипедом бедного китайца. Ведь, этот велосипед - единственное, что у него было, это его кормилец! Как? Очень просто: вместо багажника - мангал, на нём делаются шашлыки и тут же с пылу с жару продаются прохожим.
Очевидно, при таком количестве велосипедов должна быть возможность быстрого ремонта. На каждом перекрёстке можно найти запчасти к любому велосипеду, благо торговцы сидят прямо ту же на тротуаре, товар разложен перед ними. Даже создаётся впечатление, что на этих барахолках можно за пару часов собрать велосипед, обойдя две-три лавки. По всему видно, что Китай - страна с совершенно другим менталитетом.
Но что-то наша прогулка затянулась. Надо бы и в гостиницу возвращаться. Так как китайского никто из нас не знает, а на русском в Китае разговаривают лишь лингвисты и некоторые гиды, то открываем карту Шанхая и ищем свой временный приют. Тут же к нам подходит китаец и жестами предлагает помочь. Показываем ему название улицы, и он направляет нас в определённую сторону. То ли его указания оказываются неверны, то ли мы их неправильно поняли, но, следуя инструкциям прохожего, мы не находим своей гостиницы. Следующим подошедшим к нам китайцем был хорошо одетый молодой человек, говорящий по-английски. Он предложил проводить нас до гостиницы… после получасового блуждания по городу, он признался, что неместный, но очень хочет попрактиковаться в языке и помочь нам. Поэтому он начал спрашивать прохожих на китайском и переводить нам их указания. В конце концов, мы поблагодарили англоязычного альтруиста и сами по карте нашли дорогу. И что самое интересное, такая помощь у них считается нормой. Кроме всего прочего, в Китае к вам на улице могут подойти китайцы, обычно молодежь, и попросить с вами сфотографироваться, особенно, если вы светловолосы.
Очень ярко китайский менталитет проявляется у рыночных торговцев. Каким образом, как вы думаете, два человека, не зная общего языка, могут торговаться на рынке? Очень просто: подходишь и показываешь на понравившуюся тебе вещь, продавец достаёт калькулятор и набирает на нём сумму в юанях (Юань, π - китайская валюта, 1 $ ≈ 8 - 9 π), которую запрашивает за товар, и передаёт калькулятор тебе. Ты набираешь свою сумму и так далее. Для иностранцев цены, очевидно, всегда больше, но нам удавалось сбить их в 10 раз. «А что можно купить на этом рынке?» - спросите Вы. Да почти всё, что производится в Китае: «швейцарские» ножи, одежду, сувениры, украшения, старинные монеты.
Наиболее известной достопримечательностью Шанхая считается телебашня. Во-первых, она одна из самых высоких в мире. Во-вторых, она имеет очень оригинальную форму: из шара-тела растут три ноги-опоры и длинная шея жирафа. Шея оканчивается головой из двух шаров поменьше. У подножия башни находятся служебные здания в виде глобусов. Удивительная панорама открывается на город с верхней площадки башни: крыши небоскрёбов скрываются где-то внизу, ещё ниже течёт река, а по ней плывут пароходики, баржи, видны гуляющие по набережной люди, где-то вдали храм нефритового Будды, а тут совсем рядом ставший почти родным отель Pudong Shangri-La…
Наступает ночь, и по всему городу зажигаются огни. Все витрины горят неоновыми рекламами, небоскрёбы освещены каждый по-своему и оригинально. Постепенно включается подсветка телебашни. Сначала зажигаются габаритные огни, затем белая подсветка башни, потом шар-тело и шары-голова начинают переливаться всеми цветами радуги и в конце шея башни-жирафа подхватывает разноцветную симфонию.
Примечательным был один небоскрёб, на котором светящаяся реклама во всю стену была размещена прямо поверх окон спящих постояльцев. Тут уж им было не до сна!
Что касается жизни в Китае, а особенно питания, мы по незнанию часто думаем, что китайская кухня либо слишком пресная, как рис, либо слишком острая, как приправы. Но это не так. С тем же рисом китайцы подают столько разных соевых соусов, что о пресности говорить не приходится. Главное, не бояться пробовать чёрные соусы цвета нефти - они самые вкусные. Про остроту - то же миф. Приправы можно добавлять по своему вкусу. Если же Вам не по душе китайская кухня, к вашим услугам найдутся рестораны быстрого облуживания с европейской кухней и русскими народными танцами по телевизору.
Ну вот, и закончилась наша поездка в «город у моря». Как ни жалко, но надо уезжать. Для тех, кто любит быструю езду, из центра города до аэропорта ходит поезд на магнитной подушке, который разгоняется до 400 км/ч. При езде не нём не замечаешь этой скорости, если не смотреть на шоссе, идущее вдоль полотна, где даже спортивные автомобили уносятся назад, отставая от поезда.
Тот же аэропорт, та же таможня, тот же Ил-96 до Москвы. И вот я дома.
…Прошёл уже год, но я всё вспоминаю ту поездку в удивительную азиатскую страну. И каждый раз новости о нашествии ос на Шанхай или о саммите ШОС ВОЗРОЖДАЮТ во мне воспоминания о «городе у моря».
Побывавший в Шанхае Nedotepa.