На ком порядок держится

May 01, 2014 13:52

Хотелось бы ошибиться, но такие вот хвалебные публикации на первых полосах газет у нас, как мне кажется, не слишком, мягко говоря, распространены.


У немцев же - дело частое и даже типичное: отслужил очередной страж законности без сучка и задоринки положенный срок, почему бы перед пенсией не сделать и ему приятное, и населению о добросовестном работяге не поведать? Тем паче, количество сотрудников правоохранительных служб на каждые сто тысяч населения в ФРГ всего три сотни. В то время как у России, к примеру, переваливает за тысячу, а в Белоруссии - под полторы. Но с задачей своей немцы вполне справляются - Германия входит в список самых безопасных государств планеты.

У выпускника советской "полицайакадемии" и экс-следака свой профессиональный интерес к деятельности бывших коллег из ФРГ. У них тоже не обходится без накладок. Но в целом приходится согласиться с оценкой профессора Карстена Дамса, специализирующегося на изучении правоохранительных служб этой страны: «Индекс популярности нашего полицейского в обществе приближается к 85 процентам. Это самый высокий показатель за все послевоенное время».

Что есть, то есть: полицию здесь уважают. Хоть и держат "под колпаком». Деятельность стражей порядка становится предметом обсуждения с очень полезной для этой силовой структуры регулярностью. Административный суд Кобленца, к примеру, вынес очень важное, прецедентное решение. Избавляющее стражей порядка от давней «головной боли». Связанной с «национальным вопросом». Началось все с того, что патруль, курсировавший по вагонам ICE, скоростного поезда дальнего сообщения, принял темнокожего пассажира за иностранца. И решил проверить его документы на предмет законности проникновения в страну. Однако, мужчина категорично отказался предъявить паспорт. Гордо заявив, что не сделал ничего противозаконного. И сослался на важнейший принцип из устава нынешней германской полиции: «...не преступать и не пресекать конституционные нормы, служить гражданам страны».

Действительно, многие законы этого подлинно демократичного государства нацелены на предельно четкую регламентацию прав и обязанностей «силовиков». Например, после задержания по подозрению в совершении уголовного преступления полиция в течение одних суток должна информировать об этом суд. И только после допроса подозреваемого служителем Фемиды может быть дана санкция на отправку в следственный изолятор.

Кстати, о следствии. В отличие от традиционной российской практики, функций предварительного следствия германские стражи порядка вообще лишены. Аж с 1876 года это прерогатива прокуратуры. Которая наряду с судом и дает поручения на ОРД, оперативно-розыскную деятельность полиции.

Но вернемся к строптивому сыну Африки. Его возмущение только усилило подозрение и вынудило патрульных применить силу. Закованного в наручники грамотея привезли в участок, где было быстро установлено: задержан действительно законопослушный гражданин Германии. Который тут же накатал жалобу и судебный иск. Обвинив сотрудников патрульно-постовой службы в расизме. Но германская Фемида заключила: да, согласно уставу полицейский должен быть предельно вежливым и корректным. Да, рукоприкладство в любой его форме - абсолютное табу. Однако, в данном случае силовое задержание вполне законно. И, более того, полиция имеет право проводить паспортный контроль на основании сомнений, возникших от одной только внешности того или иного «не по-немецки» выглядящего субъекта. И это не будет считаться национализмом.

К поддержке авторитета полиции со стороны законодательной и судебной власти можно отнести и запрет бесцеремонно «тыкать» стражу порядка. полицейскому. Только за это можно схлопотать штраф до 600 евро. А если выкрикнет кто «Bullenschwein», то есть «свинья в униформе», рискует выложить тысячу евро. Горланящим «Trottel in Uniform», «Болван в погонах» грозит штраф уже в полторы тысячи евро.

Но и в такой законопослушной, высокоцивилизованной стране как Германия полицейских не только порой оскорбляют, но и убивают «при исполнении». Недавно, к примеру, пал смертью храбрых тридцатилетний патрульный в Аугсбурге. Его во время ночной погони застрелили автомобильные воры из Польши. Через несколько недель бессонного розыска эти злостные рецидивисты, братья-близнецы, между прочим, были установлены и задержаны.

Тем не менее, от желающих надеть погоны отбоя нет. Знаю и уже писал про одного такого ценителя детективного жанра. Из Семипалатинской области этнического немца Ваню родители вывезли незадолго до окончания сельской восьмилетки. Образцовым поведением парнишка не отличался. Поэтому до гимназических высот, с которых можно штурмовать университское образование, подняться так и не сумел. К тому же, разговорного «языка Гете» казахстанский переселенец практически не знал. Да и с грамматикой были серьезные проблемы. Но как оказалось, именно это обстоятельно удачно определило всю дальнейшую судьбу нового гражданина ФРГ. Потому что МВД федеральной земли Баден-Вюртемберга, где теперь обитает семья экс-семейцев, как раз к нужному для Ивана времени упростило экзамен по немецкому языку в свои ведомственные учебные учреждения.

Да и по главным федеральным законам, включая Основной, то есть § 116 Конституции ФРГ, повзрослевший и остепенившийся Иван, ставший Иоганном, вполне мог претендовать на должность стража общественного порядка. Ведь для будущего германского полицейского прописаны следующие требования: рост не ниже 163 сантиметров (для женщин), 165 сантиметров (для мужчин), но не выше 195 сантиметров. Отменное состояние здоровья. Водительские права категории В. Отсутствие судимостей. Психологическая предрасположенность...

...Тест, состоящий из диктанта и бытового диалога с экзаменаторами, «казахендойче» осилил не без труда. Впрочем, если бы даже Иван провалил ту проверку, по новым, куда более либеральным, чем прежде, правилам у него оставался шанс на пересдачу. Потому что умение разговаривать на-русском полицейские считают теперь в иных ситуациях большим плюсом. Ведь в иных регионах ФРГ самое заметное число преступлений совершают выходцы из постсоветского пространства.

Повезло Ивану еще и в том, что физически он развит разносторонне. Поэтому так называемый Cooper-Test , а именно - спринт, бег на пять километров, преодоление полосы препятствий, подтягивание на турнике, упражнение на брусьях, а также поднятие тяжестей оказались для бывшего казахстанца вполне посильным испытанием.

Выпускник обычной, гражданской «реалшуле», дающей неполное среднее образование, в свои 17 лет был принят в «полицайшуле». Где и проучился полных три года. Обретая навыки профессионального патрулирования, наружного осмотра с бдительной подстраховкой со стороны напарника (или, как оказалось в случае с Иваном - напарницы Ингрид), мгновенной стрельбы на поражение, рукопашного боя, мастерскому мото- и автовождению, неотложной медицинской помощи, снятия приступов агрессии у неадекватно ведущих себя лиц при помощи тонкого и верного психологического подхода...

Теперь у Иоганна статус государственного служащего. Потому что полицейский в ФРГ - именно госслужащий в трехступенчатой иерархии. Согласно которой, после сдачи квалификационного экзамена и тщательной проверки таким как Иоганн и его супруге, тоже полицейской, открываются следующие карьерные перспективы. От новичка с двумя тысячами евро «чистыми» в месяц, до старшего, а то и главного мастера полиции с окладом до трех с половиной тысяч евро «брутто». Это значит, доход без налоговых вычетов.

В финансовой «табели о рангах» ФРГ это где-то «золотая серединка». Не очень высоко, но достаточно для приличной жизни: свой дом, отпуск на Мальдивах, машины у тебя, и у жены, возможность дать детям приличное образование... В общем, доход на уровне не менее престижной у немцев учительской должности. Но у полицейских есть еще рождественская «тринадцатая зарплата» и право на пенсию, составляющую 75% от уровня заработка последних двух лет.

Правда, при первом же появлении на службе в нетрезвом виде или при зафиксированном, убедительно доказанном факте грубости с гражданами и гражданочками, страж порядка даже с самой солидной выслугой получит здесь строгий выговор с занесением в служебную карточку. Как случилось у одного знакомого автора этих строк. Он «на минутку» припарковал служебный Audi A6 в неположенном месте. Перегородив наполовину велосипедную дорожку. Одна принципиальная старушка сфотографировала «это безобразие» на свой телефон и опубликовала в районной газетке. Так почти 30 лет безупречной службы у приятеля едва не пошли насмарку.

При повторном, даже незначительном нарушении полицейский любого ранга, даже самого высокого, в Германии немедленно освобождается от исполнения обязанностей и направляется к наркологу или психологу. Кстати, сотрудники СОКО, специальных опергрупп, раскручивающих особо тяжкие преступления (А раскрываемость убийств здесь держится на уровне выше 80% без намека на приписку), обязаны регулярно общаться с психологами и психотерапевтами.

Как правило, рабочая неделя германского полицейского (за исключением ЧП) это 38,5 часов в неделю с двенадцатичасовой сменой. То есть, служба с шести утра до шести вечера или с шести вечера до шести утра. Затем - два дня выходных. Но это смотря в какой службе. Их у немцев несколько. Уголовная полиция,«Kripo» федерального и земельного уровня, это одно из самых главных подразделений германской полиции. Оно специализируется на раскрытии уголовно-наказауемых деяний с последующей передачей доказательств прокурору. Кроме оперативно-розыскных мероприятий «крипо» может заниматься скрытным патрулированием в штатском одеянии и защитой отдельных физических лиц. К таковым, в свое время, были отнесены и автор этих строк с женой. После того, как собкор "Новой! едва не схлопотал пулю от наемного киллера в Сочи.

Есть еще т.н. «шутцполицай», то есть «Полиция защиты». Это патрульно-постовая служба, если по нашему. А также - дежурная часть с приёмом заявлений от населения. Контроль за соблюдением правил дорожного движения. Сопровождение манифестаций, обеспечение порядка на футбольных матчах и пр.

Свою роль играют «WaPo», водная полиция и «Вахполицай», занимающаяся охраной госучреждений, иностранных представительств, памятников...

Заметное место у «Федеральной полиции». Которая до 2005 года была «Федеральной пограничной охраной». Она и сегодня борется с нелегальным проникновением в Германию, а также - терроризмом, контрабандой и т.п.

Благодаря видеонаблюдению на улицах и активности масс (чуть что не так, тут же набирают 110) стражи порядка оказываются на месте происшествия без промедлений. Если быть точным, по закону обязаны успеть за семь, максимум - двенадцать минут. Это проверялось автором этих строк (так уж вышло) несколько раз. Точно - работает. Четко и эффективно. Ибо "Ordnung muss sein". Святое правило. Иначе, какая это Германия - без организованности и порядка?

Их нравы, ordnung muss sein

Previous post Next post
Up