Недавно мне попался
фильм HBO «Pussy Riot: A Punk Prayer”. Вполне смотрибельно, и есть несколько любопытных ранее неизвестных сцен, особенно с их родителями. Фильм снят скорее в каноне «жизнь художника», а не политического противостояния, т.е. их критики представлены лишь изредка, но все же есть пару сцен (
NYT: «it’s a piece of cool, subdued propaganda about a piece of churning agitprop”). На редкость непрофессионально-неформально по здешним меркам, выглядели судья и адвокаты; я также не видел ранее включенных в фильм видеоклипов «Войны», лишь фото плюсера. Интересным мне показался и контраст между художественным фокусом Толоконниковой и политическим - Алехиной. Возникает впечатление, что впоследствии в заключении Толоконникова несколько радикализовалась.
* * *
Эпизод со сменой адвоката Самуцевич на И. Хрунову (
тык), когда дело из политического внезапно превратилось в «а их тут и вовсе не было», напоминает национальную
классику:
«И только один человек не понимал, в чем истинная суть. Этим человеком был наш защитник Терещенко. ... Но это еще можно простить: мелкий провинциальный адвокат, формалист, буквоед, ладно! Дело в другом. Он не только не касался политической стороны дела, не только не доказывал, что отец честный человек, ничего себе не брал и ничего у него не нашли, он, понимаете ли, пошел по чистым мелочам... Терещенко произнес и самую длинную и самую скучную защитительную речь, ни слова не сказал, что за человек мой отец, не сказал, что у него семья, дети, и неплохие дети: ..., - ничего этого он не сказал, бил не на чувства, не на эмоции, а на факты, на цифры, на документы, а публике, сами понимаете, это неинтересно. Когда Полозов, Фейгин и Волкова Петров, Шульман и Велембицкая защищали своих подзащитных, то все чуть ли не плакали, а когда говорила Хрунова Терещенко, никто не плакал, от номеров накладных, циркуляров и инструкций не заплачешь. Но Терещенко было плевать на публику - не публика выносит приговор, а суд. Но и на суд ему было плевать... в общем, факт за фактом, цифра за цифрой разбирает дело, не оставляет камня на камне, доказывает, что никаких данных для уголовного обвинения нет и, следовательно, нет данных и для обвинения политического.»
Что лишь иллюстрирует, как мало там изменилось. Непонятно мне, как после этого, и
истории с попыткой кражи бренда ПР Фейгиным, Волкова оказалась в роли защитника Удальцова.
* * *
Во время процесса часто приходилось читать негодование по поводу некоего расплывчатого оскорбления кискобунтаршами чувств верующих. В российских условиях все прошло в ложной дихотомии: в колонию за оскорбление чувств, либо безнаказанными на свободу. Иногда возникали вопросы вроде: а вот пришли бы к вам в церковь синагогу такие!?
Как это делается в Одессе Небраске: Этим летом, некая начинающая свежелегальная порноактриса-любитель, решила вернуться в родную католическую школы, и провести обнаженные съемки на фоне альма-матер, - включая использование распятия так, как его могут использовать порноактрисы; правда, не на потеху прихожанам, а ночью тайком. Явно художественное произведение, очевидно малопристойное и низкой ценности, - наверняка оскорбительное для чувств верующих, особенно местных (не будь некто оскорблен, то и дела бы не было вовсе). Ей было-таки предъявлено обвинение - но за публичную наготу, и треспасс, т.е. визит на территорию без разрешения; и она недавно была осуждена - за действия, не за содержание. О возможных оскорблениях нерелеватных чувств и содержании ее ролика, естественно, формально не упоминается; впрочем и так, имхо, остаются вопросы с Первой; она апеллирует (
тык, NSFW).
* * *
Если помните, осуждение кискобунтарш всколыхнуло волны протеста по всему миру. В славной цитадели свободы городе Нью-Йорке, в знак поддержки несколько человек надели такие же разноцветные балаклавы - которые в данном случае являются их основным символом - на митинг. Где и были арестованы NYPD, поскольку есть редкоприменяемый закон 19в, запрещающий митинговать в масках. Арест и закон были опротестованы NyCLU, как нарушающие свободу слова (
тык). ПР уже на свободе, а ньюйоркское дело, между тем, так и не рассмотрено.
* * *
В результате Pussy Riot - это, видимо, самый раскрученный российский артистический бренд (Гуугл выдает 12 млн тыков, против 700к для Кировского балета). При этом, их личный бренд еще заметнее; фотогеничная Толоконникова де-факто является лицом России. Что создает определнные творческие проблемы: хотя их известность и основывается в конечном итоге на анонимой балаклаве, их возвращение в прежний образ Кискобунтарш уже малоинтересно, вторично и неэффективно. Однако можно пожелать успеха Алехиной допеть недопетое.