Брахот 2: диалектика противопоставления

Dec 19, 2012 14:57


Как и положено хорошо написанному учебнику (напр. Сефер Тора), Талмуд начинается с объяснения-примера, как же его читать, и как думать. Брахот 2б разъясняет методику использовния противоречия, а точнее противопоставления, в Талмуде ( Read more... )

талмуд, смыслы, juxtaposition, иудаизм

Leave a comment

Re: warning: длинно! nedosionist December 20 2012, 23:35:47 UTC
Указанное намерение - всегда в конечном счете галахическое.
Тут у нас уже ставшая обычной сложность. Для меня эта фраза оказывается критским парадоксом: она верна, если смысл "галахического" - отвергнутый Вами, и неверна если стандартный. Любопытный момент при этом в том, что в моей трактовке это утверждение выводится почти тавтологически просто из того, что Сефер Тора - это книга о Торе; а при Вашей, видимо, оно является независимым дополнительным постулатом, не так ли!?

формальный сюжет .. К самой Торе ... имеет некоторое отношение, но не большее, чем, скажем, материал, из которого изготавливаются ее свитки.
Я с Вами согласен, это действительно мало что меняет. Я рассматриваю Сефер Тора как религиозный трактат в оболочке из исторической хроники (см ранее). Простые заимствования из чужих мифов в исторический слой не меняют этой динамики. Более того, я допускаю, что Хумаш мог быть намеренно написан таким образом для мимикрии. Сложнее вариант с глубинными религиозными взаимопроникновениями с соседями, но это совершенно отдельная тема.

Там, где Вы говорите о намерении, я употребляю выражение религиозный смысл; но намерение тоже годится. Перефразируя, получается, что Неясности текста, допускающие непримиримые интерпретации, возникают тогда, когда для намерения несущественно, какую именно из этих интерпретаций принять, единый смысл отсутствует. Это ровно то, что я говорю: либо единый смысл, либо допущение существенно противоречивых интерпретаций.

В конечном счете все вопросы вроде "значения это не имеет", "указанное намерение - всегда ...", опираться ли на противопоставления, предпочитать ли поиск единого смысла или равноправие интерпретаций - это все личного выбора читателя. И в цитате в посте из Берахот 10а р. Йонатан говорит об этих различиях в методах, существовавших и тогда. Я полагаю интересным и полезным использование предлагаемого Хазаль метода; но очевидно, что большинство современных интерпретаций этому не следует.

Reply

Re: warning: длинно! brotherinlaw December 21 2012, 08:43:46 UTC
Для намерения несущественно, хорош (условно говоря) Авель или плох, но существенно, что обе эти возможности допустимы и приводят к разным и притом правильным (и потому, подавно, примиримым) выводам. Т. о. "единый религиозный смысл" (слава Богу) остается при непримиримо взаимоисключающих возможностях, он состоит в совокупности выводов.
критским парадоксом А я не знаю, какую трактовку смысла "галахического" я, с Вашей точки зрения, отвергаю (и какой придерживаюсь). Я использовал "галахичность" в обобщенном смысле, который не тождественен стандартному. В ортодоксальном стандарте (если вообще можно о таковом говорить: Шулхан Арух?+электрореле по шабатам?), я вижу лишь часть "общей галахи" (напр. туда не входит 1-я поправка, по крайней мере явно, и т.д.), притом там много архаизмов-атавизмов.

Reply

nedosionist December 21 2012, 18:03:17 UTC
единый религиозный смысл .. остается ... состоит в совокупности выводов.
Да, но в таком случае единство смысла сохраняется на уровне драша (выводов), но (если я Вас правильно понял) Вы предполагаете возможным его нарушение на уровне интерпретаций пшата. Это было бы странно. Совокупость непримиримо противоречивых интерпретаций, делающих невозможным единый смысл сказанного, лишает нас возможности понимать сказанное; даже они как-то независимо поддерживают разумные выводы.

Обсуждаемый метод противоречия Хазаль, уместен в первую очередь для улучшения понимания читателем пшата текста; ну и для дальнейшего построения драша - тоже. Иными словами, если нам говорят, что они им пользовались для написания, то это надо учитывать при прочтении.

И на всякий случай уточню, что когда я говорю о необходимости поиска единого правильного смысла и отбраковке непримиримых с ним и фантомных, то фокус в этом посте на "теореме существования"; а не на том, что та или иная моя собственная конкретная интерпретация заведомо единственно верная в этом конкретном случае.

Reply

brotherinlaw December 21 2012, 21:15:03 UTC
Да, я убежден, что в ряде случаев (напр. Корах, Каин/Авель) нет (и не было и не будет) однозначного пшата. К тому же выводу ведет общий принцип, согласно которому мидраш значим, но не обязателен. В галахе же не так в том смысле, что там сосуществование непримиримых интерпретаций нелигитимно (кроме как фиксирование особого мнения меньшинства), хотя "диалектические противоречия", разрешаемые синтезом (и потом все заново), возможны и нужны. (Это относится к галахе в любом понимании и тривиально в том смысле, что "делай так" и "делай не так" не могут сосуществовать в одном и тоже времени, месте, ситуации, смысле.) Шабат шалом!

Reply

nedosionist December 21 2012, 22:03:28 UTC
Я естественно, с Вами о пшате расхожусь понятным образом: нет, но был, есть и будет. Принцип о мидраше поддерживает разнообразие комментария; но ведь Вы доказываете более радикальное утверждение о допустимости непримиримо противоречивых интерпретаций повсеместно двусмысленного пшата. в ряде случаев - я подозреваю, что в этом ряду окажутся большинство наиболее значимых кусков. You're missing out on a good stuff. :))

Шабат шалом.

Reply

brotherinlaw December 21 2012, 23:59:32 UTC
Нет, не missing*:) И не повсеместно: в Торе однозначный пшат, где надо, и альтернативный, где надо. Принимать сложный за (поли-)альтернативный тоже нельзя, и поэтому тут, как и дОлжно, работы невпроворот, только (если допустить гиперболу) заниматься ей некому: одни ортодоксально зашорены, другие апикойресы...:). А третьи замок Грааля ищут, который был, есть и будет:-) Шабат шалом!

Reply

nedosionist December 23 2012, 04:39:34 UTC
А! Тут я практически со всем согласен, просто на диво. Возможно, опять имеем дело с I.F., и расхождения в этой ветке могли бы быть меньше!?

>>Нет, не missing*:) - Вроде бы отрицание слоя смысла читателем предполагает, что субъективно для него его нет. Однако я восприму это утверждение как субъективное свидетельство обратного. :)
>>в Торе однозначный пшат, где надо, и альтернативный, где надо.
ОК
>>Принимать сложный за (поли-)альтернативный тоже нельзя
ОК
>>работы невпроворот
Вот и я говорю... ;))
>>заниматься ей некому: одни ортодоксально зашорены, другие апикойресы...:). А третьи ..
Именно что. Есть еще четвертые - реформисты, и пятые - ___ (Ваша альтернатива?)
>>замок Грааля ищут, который был, есть и будет:-)
aka Temple :)

Thereupon he [R. Johanan] noticed that R. Eleazar was weeping, and he said to him: Why do you weep? Is it because you did not study enough Torah? ... He replied to him: I am weeping on account of this beauty that is going to rot in the earth. He said to him: On that account you surely have a reason to weep; and they both wept. (Брахот 5b)

Reply

brotherinlaw December 23 2012, 07:18:37 UTC
(1-e, 2-e,)третьи .. четвертые IMHO во многом все они хорошие умные евреи (в разной степени, не могу не добавить). Сам я никакой специальной альтернативы не представляю (их и так более чем хватает), отнес бы себя, по аналогии с Вашим ником, к "недоортодоксам".
Расхождений у нас с Вами, похоже, действительно меньше, чем если судить по дискуссиям. Возможно, одно из главных - в онтошении к тайнам Торы (терминология Маймонида). Вы, по моему впечатлению, приписываете их первичному намерению Всевышнего - например, туда специально засунут материал нееврейских мифов, чтобы мы поработали, распутывая все это. Мне же представляется, что тайны возникли в результате того, что Тора (по выражению Мудрецов, к которому столь часто обращается Маймонид) говорит на человеческом языке, а точнее - на языке человеческих представлений (соответствующих времен), причем по необходимости так; и так на протяжении всей традиции, все носители-развиватели которой - тоже получатели откровения. Т. е. Его мотив в этом - не первичное намерение (МН: first intention), а "требование Его мудрости" (МН: requirement of His wisdom), иначе говоря, здесь Он действует как бы по необходимости. И начал Он, как мне кажется и говоря несколько условно, с того, что обратился к образованному Моше на языке материала его образования, в котором большУю часть как раз составляли нееврейские представления и предания. Но на самом деле и это расхождение - меньше, чем кажется, просто у Вас Он тайны Торы заложил из имманентности, по волеизъявлению во времени, а у меня - из трансцендентности, извне времени, по необходимости - которую, впрочем, Он Сам же создал вначале.

Reply

nedosionist December 24 2012, 03:41:42 UTC
>>никакой специальной альтернативы
Тогда приходиться выбирать: 1,2,4, или на худой конец, 3. :)
>>(их и так более чем хватает
Вот не уверен я в этом; или, иначе, количество не переходит в качество. Что, другой глобус заказывать!? Так ведь и глобусом-то не обойдешься.
>>к "недоортодоксам"
Делая rujew-us, я имел в виду его позиционировать в религиозном смысле несколько 'левее' маханаима, по оси рационализм - зашоренность. Кстати, насколько я понимаю, пост о Полонском/Каине был первым для Вас в общине; с почином!

у Вас Он тайны Торы заложил из имманентности, по волеизъявлению во времени, а у меня - из трансцендентности, извне времени, по необходимости
Ср. с недавним Мое текущее понимание - скорее даже не правосудие в обычном смысле, опирающееся на выбор, а (почти?) необходимое действие в этой ситуации

К поднятой Вами теме надо будет еще вернуться. В рамках этого поста я отмечу, что эта моя серия постов - о методологии, т.е. о том что именно нам говорится, и как мы знаем, что мы знаем, и как корректировать ошибки. Ваш фокус больше на метафизике, выводимой из базовых априорных соображений; где наши дискуссии тормозят из-за разницы в предполагаемой картине. Заметьте, что позитивизм как механизм научной революции достиг значимых успехов аналогичным смещением фокуса научного процесса с того 'что', на то 'как', с онтологии на эпистемологию.

Reply

brotherinlaw December 24 2012, 06:03:06 UTC
более чем хватает в печальном смысле - хватает для разобщенности еврейства. И здесь количество, увы, перешло (для пессимистов) или угрожает перейти (для осторожных оптимистов) в качество. На сегодняшний день аутентичная традиция - в основном ортодоксальная, поэтому я и размещаюсь около ортодоксов - раз мы с ними не ругаемся из-за некоторых практических и теоретических расхождений:)
Ср. с недавним "Мое текущее понимание - скорее даже не правосудие в обычном смысле, опирающееся на выбор, а (почти?) необходимое действие в этой ситуации" Я это Ваше соображение имел в виду, когда писал о Его действиях "по необходимости" - оно позволяло мне рассчитывать, что это не вызовет у Вас автоматического неприятия. Но насчет применимости к делу Каина - сомневаюсь. Это значило бы (а) что имело место в чистом виде неосторожное убийство и (б) что Судья, зная, что человек еще недорос до понимания разницы между умышленным и неосторожным убийством, а осудить кровопролитие все равно необходимо, "вкатил на всю катушку". Оба тезиса кажутся (по разным причинам) весьма сомнительными.

Reply

nedosionist December 30 2012, 02:12:30 UTC
применимость к делу Каина
http://machanaim.livejournal.com/704855.html?thread=9212503#t9212503

разобщенности еврейства
http://nedosionist.livejournal.com/32301.html

Reply

Re: warning: длинно! nedosionist December 21 2012, 18:03:35 UTC
галахичность В таком случае Вы правы, я не знаю реально Вашей т.з. на галахичность. Всеьма вероятно, что у нас с Вами на эту тему есть некая существенная разница во взглядах, судя по тому, чему Вы возражаете (с ней дело обстоит не так); Вы периодически критикуете меня с позиций, узнаваемо близких к условно-стандартным; Я понимаю, что Ваша позиция отличается от УС - но я действительно не знаю как именно. Впрочем, это тема для другого обсуждения.

Шабат шалом.

Reply


Leave a comment

Up