Яйои Кусама

Apr 09, 2023 17:44


Вчера мы были на очередной выставке Яйои Кусамы - японской художницы, известной своими зеркальными комнатами и провокативным перформансом. Очень яркая личность, особенно в старости. Она стала очень заметной старушкой. Впрочем. она всегда рассматривала себя как объект искусства.





Родилась она в 1929 году, когда Япония развернулась к своим консервативным корням. Семья у Кусамы была типичной патриархальной, а Кусама с детства интересовалась искусством. Семья это не поощряла, но остановить девочку не смогла. В итоге, Кусама сначала уехала учиться в Киото, а потом, в 1957 году в США.



Она часто фотографировалась сама внутри своих работ, была, так сказать, в центре своей творческой вселенной.



В США ей пришлось несладко, так как после войны японцев не любили. Она часто сталкивалась с дискриминацией и сексизмом. Успеха в искусстве обычно достигали белые мужчины, а азиатка-женщина должна была прибегать к провокативным формам, чтобы быть замеченной. Отсюда эксперименты Кусамы с наготой и фаллическими игрушками.



Это одна из ее последних работ. По замыслу нужно было посмотреть в одно из окон в этом кубе. Там должно быть бесконечное пространство, и лица людей должны были бесконечно отражаться в многоцветных зеркалах.



Я честно пыталась смотреть, но у меня как-то не вышло. Проблема была в том, что очень близко к кубу приблизиться было нельзя.



На этой фотке она мне френдессу senso_n напоминает.



Вот одна из ее провокационных работ, которые привлекли к ней внимание западной публики в 1960-х.



Секс, обнаженное человеческое тело, мужчины и женщины.



Она использовала много обычных предметов обихода, включая зеркала, мебели даже макароны. Она представляла их в неожиданных и странных ракурсах, создавая чувство тревоги. Эт роднило ее с сюрреалистами начала 20 века.

Быть в центре своих композиций для нее было важно, это было средством борьбы с культурным наследием, когда правильная японская женщина должна была не отсвечивать, быть тихой, скромной и послушной.





Ее зеркальные комнаты работают на эффекте погружения. Ты заходишь туда, а освещение все время меняется.



На стенах зеркала, а дорожка, по которой идешь, окружена водой. Это создает эффект бесконечных отражений.



Она начала создавать их в 1968 году. Для того времени спецэффекты были крутыми. Сейчас же, после опыта виртуальной реальности, уже как-то не очень впечатляет.



На выставке нужно было стоять в очереди минут 20, чтобы попасть внутрь. Запускали по шесть человек, предварительно проинструктировав - в сторону от дорожки не ходи, в воду попадешь, совсем мокрый будешь.



Запускали ровно на две минуты, но этого хватало.

А это следующая комната - Канделябры горя. Кусама страдает психическим заболеванием. Одним из симптомов были галлюцинации, которые отражались в ее творчестве.



Перед входом в эту комнату висело предупреждение, что если вам станет в ней плохо, то нужно было постучать в дверь.



У меня каких-то неприятных эффектов не возникло, за исключением того, что иногда было трудно ориентироваться, так как было не всегда понятно, где проход, а где отражение.



Еще было интересно смотреть на под и на потолок, где тоже были зеркала, и видеть бесконечно отражения люстр.



Туда тоже запускали на пару минут небольшими группами. Было красиво, но эмоцию горя я не уловила. Иногда проникаешься настроением, но у меня не вышло.



Но было красиво.



Она вернулась в Японию в 1973 году. В настоящее время ей 94 года, и она живет в психиатрическом госпитале в Японии. Рядом с госпиталем находится ее студия, где она продолжает работать.

japan, art

Previous post Next post
Up