Учение, которое предлагает способ прекратить страдания, должно давать представление о том, откуда они берутся, так как, чтобы прекратить страдания, мы должны остановить его там, где оно появляется, устранить его причины. А чтобы устранить причины, нужно очень хорошо понимать их и как они работают. Поэтому Будда посвящает значительную часть своего учения объяснению "истине происхождения дукхи". Корень страдания, как определяет Будда, находится внутри нас. Это такой фундаментальный дефект, который присутствует во всем нашем бытии, приносит беспорядок в наши умы и влияет на наши отношения с другими людьми и миром.
Эта патология проявляется в нашей склонности к определенным нездоровым состояниям ума, которые на языке Пали называются "клешами", что по-простому означает "дефекты". Основными клешами являются следующие три: жадность, ненависть и заблуждения. Жадность, она же "лобха", включает в себя желания обладания и удовольствий, стремление выжить, желание укрепить свое эго через власть, статус и престиж. Ирония состоит в том, что даже те вещи, которые в обществе считаются нормальными, такие как инстинкт самосохранения, привязанность к родным и желание самореализации несут в себе печать этой "клеши".
Враждебность или ненависть ("доса") включает в себя отрицание, которая проявляет себя как отвержение, раздражение, ненависть, проклятие, враждебность, гнев и насилие. Заблуждение ("моха") означает ментальное омрачение или толстенный слой бесчувственности, который блокирует ясное понимание.
Из этих трех корневых дефектов происходят дефекты поменьше: тщеславие, ревность, амбиции, летаргия, надменность и прочие. А из них всех рождается страдание во всех его формах: как боль и сожаление, страх и неудовлетворенность, как бесцельное блуждание по кругу рождений и смертей. Чтобы получить свободу от страдания мы должны убрать эти дефекты. Но вот так просто волевым усилием сделать это не получится, так что даже не переживайте по этому поводу. И на данном этапе не стоит задаваться вопросом: "Почему это я должна отказаться от истинкта самосохранения и прочего полезного мне на данном этапе? Вы там очешуели, что ли?" Отвечаю: "Нет, не очешуели. В таком разрезе от инстинкта самосохранения отказываться не стоит. В результате практики он потом сам отвалится за ненадобностью, когда вы окончательно просветлеете. Так что сейчас не парьтесь. Но если ничего не делать, то просто будете страдать, часто очень нехило, потому что так вот это все уж устроено."
В общем, избавляться от клеш нужно методически и системно. Волевым усилием сделать это не получится. Сначала их надо хорошенько исследовать. Мы должны выяснить, от чего они зависят, а потом понять, что мы можем сделать, чтобы убрать эту зависимость. Будда учит, что есть один мега дефект, который дает начало всем остальным. Это невежество или "авидья". невежество это не просто недостаток знания недостаток какой-то информации. Невежество может присутствовать посреди большого объема накопленного знания, которое может быть очень обширным, системным и могущественным. Как основной корень страдания, невежество это фундаментальное омрачение, действующее на ум. Иногда невежество действует в пассивной манере, просто мешая правильному пониманию. В других случаях оно действует активно и становится великим обманщиком. Оно сотворяет огромное количество искаженных концепций и идей, которые ум принимает за реальные атрибуты мира, не понимая, что это всего лишь конструкты собственного воспаленного разума.
В этих искаженных идеях и концепциях наши ментальные дефекты находят благодатную почву. "Заглючило" это оттуда. Ум уловляет некую возможность получения удовольствия, цепляется за нее, принимает за реальность, и мы имеем жадность в результате. Нам что-то не обламывается, появляются препятствия, и в нас возникает враждебность и гнев. Или мы теряемся при каких-то неясностях, и у нас появляются иллюзии. Вот так и работает эта цепочка: невежество - дефекты - страдания. До тех пор, пока эта причинно-следственная матрица существует, мы будем этому подвержены. Мы все еще можем находить удовольствия и наслаждения для ума и сердца, но как много бы мы удовольствия ни испытывали, как бы успешно мы ни избегали боли, основная проблема остается - мы продолжаем жить в границах действия страдания.
Дальше мы будет рассматривать, как нам качественно отрезать эти самые корни страдания.