Что за странное сопоставление? - подумает читатель. - Как можно ставить рядом одну из рас с одной из наций?
Сопоставление возможное. Негры позже всех освободились от рабства и до сих пор несут на себе всего более тяжелые следы рабства - даже в передовых странах, ибо капитализм не может «вместить» иного освобождения, кроме правового, да и это последнее всячески урезывает.
Про русских история говорит, что они «почти» освободились от крепостного рабства в 1861 году. Приблизительно в то же самое время, после гражданской войны с американскими рабовладельцами, освободились от рабства негры в Северной Америке.
Освобождение американских рабов произошло путем менее «реформаторским», чем освобождение рабов русских.
Поэтому теперь, полвека спустя, на русских осталось гораздо больше следов рабства, чем на неграх. И даже было бы точнее, если бы мы говорили не только о следах, но и об учреждениях... Но мы ограничимся в данной статейке одной маленькой иллюстрацией сказанного: вопросом о грамотности. Известно, что безграмотность - один из следов рабства. Не может быть грамотно большинство населения в стране, угнетенной пашами, Пуришкевичами и т. п.
февраль 1913 г. Ленин В.И. Полное собрание сочинений Том 22
Параллели (так же, как и различия) между российским крепостным правом и американским рабством отмечались в чёрной прессе США уже в 1820-х годах, и позднее многократно повторялись. «Эта система именовалась крепостным правом, но была худшей разновидностью рабства», - писал Роджерс. Два описания жизни Пушкина, того же автора (опубликованные в 1929 и 1947 годах) написаны языком, понятным жителям американского Юга: «Пушкин научился русскому языку от своей няни, белой «мэмми» [негритянки-кормилицы] и рабов, работавших на плантации его отца». «Тридцать миллионов его русских собратьев, белых, содержались в жестоком рабстве», и, зная об их тяжелой участи, Пушкин сочувствовал мятежникам, «посвятившим себя делу свержения самодержавия и освобождения рабов». [Далее] " ... Для российского правящего класса, назначившего себя на роль воспитателя «вечных детей», неполноценность основной массы великорусского населения была аксиомой. «С ними надобно обращаться, как с детьми. Невежество, mon cher…» - говорит про своих крестьян тургеневский персонаж помещик Пеночкин (с европейским лоском колонизатора он периодически переходит на французский). Дальше в рассказе, что характерно, следуют сцена порки и сцена с крепостными, стоящими на коленях перед своим «отцом-благодетелем». Подобным образом рассуждал о своих подопечных Фредерик Лугард, «апостол» британского колониализма: «Африканский негр не жесток от природы, хотя его нечувствительность к боли делает его равнодушным к страданию. Достоинства и недостатки этой расы те же, что присущи в массе детям, которые с доверием и без зависти относятся к людям старшего возраста»...
Комментируя эту колониальную оптику правящего сословия, публицист К.Ф. Головин писал (1898): «Перед началом 1860-х гг. крестьянская жизнь была так же незнакома лучшим из тогдашних людей, как внутренность Африки. Помещики, целый век прожив в деревне, обладали странным свойством не видеть зрячими глазами, не сознавать явлений, постоянно вокруг них происходивших». Вплоть до самого краха Российской империи «народ», населявший российскую «внутреннюю Африку», оставался таинственным, отсталым, ребячливым, угнетенным и нуждающимся в попечении. «Народ» был одновременно предметом идеализации и колониального любопытства, от его имени говорили и консерваторы, и революционеры, но сам он оставался лишенным голоса. Иначе говоря, помимо Востока периферийного, в Туркестане или на Кавказе, в Российской империи существовал и Восток внутренний - в Воронежской или Орловской губернии. Этот «внутренний Восток», так же как и Восток периферийный, подлежал исследованию, сегрегации и порке...
Примечательно, что спустя столетие на предполагаемую антиколониальную «мужицкую» революцию в России, образ которой был создан народниками, ориентировались уже сами интеллектуалы Третьего мира. Так, кенийский писатель Нгуги Ва Тхионго вкладывает в уста героини романа «Кровавые лепестки», которая рассказывает о борьбе своего племени с колонизаторами, следующие слова: «Когда весь цвет илморогского воинства остался лежать на земле, пронеслась передаваемая шепотом весть, что в стране по имени Россия крестьяне, взявшись за копья, отбили у врага в бою ружья и прогнали неприятеля прочь. Интересно, русские тоже черные, как мы? И неужто они прогнали европейцев?». Необходимость борьбы с европейской колониальной администрацией как бы сближает (до степени неразличимости) русское крестьянское большинство и туземное население Африки... "
Жили-были негры. Жили вполне себе первобытно, где то в регионе от Родезии до Мозамбика, но случилось такое событие - обнаружили они, что на их земле много самородного золота. Самим неграм золото было почти что ни к чему, они больше нуждались в железе, так как из золота наконечника копья не сделать. Но зато золото было очень необходимо тем, кто плавал к ним через море - индусским, персидским и арабским купцам. До этого они плавали больше для того чтобы покупать у племенных вождей негров-рабов и слоновую кость, но когда обнаружилось самородное золото, активность купцов стала расти с каждым годом, хотя плыть до Мозамбика, что от Персидского залива, что от Индии и далеко и опасно. Шел XIII век.
Иностранные купцы построили на берегу свою факторию и начали активную торговлю с негритянскими вождями. Они покупали золото, а в обмен привозили негритянским вождям предметы роскоши. Вплоть до китайского фарфора династии Мин. Непрерывным потоком в Зимбабве шли ткани из Европы и Индии, украшения арабских ювелиров, европейский алкоголь. Все это продолжалось где-то 400 лет. Залежи самородного золота судя по всему были просто огромны. На туземных вождей упало немыслимое никому в Африке до этого времени богатство. В конце-концов они от простого потребления и накопления предметов роскоши решили, что необходимо придать больше блеска своему правлению. Пригласив туземных "церетели" и согнав тысячи подданных, вожди начали Великое Строительство.
Далее предоставлю слово английскому антропологу Дж. Бейкеру:
Идея для всех зданий, вероятно, пришла от увиденного в Софала (торговая фактория на берегу Индийского океана) теми неграми, в чьи функции входила транспортировка товаров к побережью и назад - в глубь страны. Здания, сооруженные в поселении торговцев, должны были казаться неграм, которые никогда не видели никакой части цивилизованного мира, воплощением великолепия и роскоши. Вожди во внутренних землях желали прославиться, а те из их подданных, которые видели Софалу, без сомнений, описывали ее своим соплеменникам как нечто величественное. ... Кажется вероятным, что Зимбабве представляет по существу негритянское отражение того, что они наблюдали в числе иностранной архитектуры на побережье.
...все найденное - почти исключительно объекты для торговли (в частности, бусы) и престижные подарки для вождей.
Кларк, пожалуй, передал точное впечатление, когда он говорит о «варварском великолепии» и «варварском хвастовстве» Зимбабве и остальных мест нахождения негритянских руин. Следует помнить, что величие и хвастовство стало возможным благодаря, тому, что множество ресурсов было привезено в страну из иностранных земель в обмен на экспортируемое золото. Надо признать административную мощь правителей Зимбабве, но можно поставить под сомнение полезность того результата, к которому они пришли. Как замечает Кларк: «Много амулетов, фигур-фетишей и других ритуальных предметов, найденных при раскопках свидетельствуют о процветающей вере и практике колдовства и магии». Но при этом мы не видим никаких признаков чего-либо, что могло бы быть школой, еще меньше вероятности - университетом, люди были неграмотны, и не существует никаких туземных текстов, не существует ничего, кроме самих камней и иностранных предметов роскоши, найденных в развалинах, а также смутных, малопонятных воспоминаний, которые передали потомкам те, кто пережил войны и упадок более позднего времени, когда золотодобыча иссякла.
Причем колоссальные строения негров были абсолютно бесполезны, они служили одной цели - прославлять власть и могущество внезапно разбогатевших вождей. В так называемых городах не было домов - народ по-прежнему жил в хижинах из глины и листьев, не было общественных зданий и храмов. Были лишь бессмысленные стены не служащие ничему и какие то странные копии сооружений более развитых народов, которые были построены неграми в качестве чего-то напоминающего древний "карго-культ". Вот что пишет о таких сооружениях их исследователь Гейр:
...маленькие башенки на западной стене западного корпуса в т.н. «Акрополе», демонстрируют воспоминания некоего негра о том, как он наблюдал минарет в прибрежной фактории, построенной иностранными купцами (при этом он абсолютно не понял смысла данного сооружения и просто возвел его неудачную копию).
Не правда ли, если поменять негров на "россиян", золото на нефть и газ, а туземных вождей на власти РФ, то представляется удивительно похожая картина.
Русские и негры - поразительное сходство.
1. Негры находились в рабстве до 60-х годов прошлого века. Русские были крепостными до 60-х годов прошлого века.
2. Негры живут в полуразрушенных многоэтажках. Русские живут в полуразрушенных многоэтажках.
3. Негры не любят работать; требуют подачек от государства. Русские не любят работать; с нежностью вспоминают времена когда они могли требовать подачек от государства.
4. Негры любят устраивать бунты и погромы. Русские любят устраивать бунты и погромы.
5. Большинство взрослых мужчин-негров сидело в тюрьме. Большинство русских мужчин сидело в тюрьме.
6. Негры любят кожаные куртки и золотые цепи. Русские любят кожаные куртки и золотые цепи.
7. Если у негра вдруг появляются деньги, он покупает себе самый большой джип, какой только можно. Если у русского вдруг появляются деньги, он покупает себе самый большой джип, какой только можно.
8. Самый популярный музыкальный жанр у негров - «гангстерский рэп», где «крутые парни» поют о своих преступлениях и о своих женщинах. Самый популярный музыкальный жанр у русских - блатной шансон, где «крутые парни» поют о своих преступлениях и о своих женщинах.
9. Для молодого негра-спортсмена самый реальный шанс разбогатеть - попасть в НБА. Для русского парня-спортсмена самый реальный шанс разбогатеть - попасть в НХЛ.
10. Великий русский поэт А. С. Пушкин - на одну восьмую негр.
11. Негры любят арбузы. В российских городах азербайджанцы продают арбузы на каждом углу.
12. Негры обожают курятину. Россия - крупнейший импортер американской курятины. Куриное мясо является регулярной темой для разговора между российским и американским президентами.
13. Негры любят овсянку и прочие крупы. Русские любят «Геркулес», гречку и прочие крупы.
14. Негры не следят за гигиеной. Русские не следят за гигиеной.