.
"Русский Север - это был последний дом, последнее жилище былины. С уходом Кривополеновой совершился закат былины и на Севере. И закат этот был великолепен..."
31 марта 1843 года родилась Мария Дмитриевна Кривополенова - знаменитая русская сказительница, сказочница, песенница, благодаря памяти которой до нас дошли сотни народных шедевров.
Жила Мария Дмитриевна чрезвычайно бедно, просила милостыню по деревням.
В 1915 году с ней познакомилась московская артистка О.Э. Озаровская и привезла ее в Москву, а затем в Петроград. Озаровская организовала более 60 концертов Кривополеновой, которые прошли с огромным успехом. Но после событий 1917 года Мария Дмитриевна вернулвсь на родину и вновь стала побираться по деревням.
В следующий раз про Марию Дмитриевну вспомнили после выхода в 1919 году сборника «Былины», в который вошёл её знаменитый сказ «О Вавиле и скоморохах». В январе 1921 года Марии Дмитриевне Совнаркомом назначается пенсия и академический паёк, как виднейшему деятелю русской культуры.
Мария Дмитриевна Кривополенова скончалась 2 февраля 1924 года в деревне Веегоры Пинежского уезда. Похоронена в деревне Чакола. Борис Шергин, лично знакомый с Марией Дмитриевной, художественно описал её кончину:
«Однажды отправилась она в дальнюю деревню. Возвращалась оттуда ночью. Снежные вихри сбивали с ног. Кто-то привел старуху на постоялый двор. Изба битком набита заезжим народом. Сказительницу узнали. Опростали местечко на лавке.
Сидя на лавке, прямая, спокойная, Кривополенова сказала:
- Дайте свечку. Сейчас запоет петух, и я отойду.
Сжимая в руках горящую свечку, Марья Дмитриевна сказала:
- Прости меня, вся земля русская…
В сенях громко прокричал петух. Сказительница былин закрыла глаза навеки...»
. . . . . . . . . . . . . . . .
Когда очеркист Ларин приехал в Чаколу, чтобы поклониться праху сказительницы, его провожала на кладбище старая крестьянка Анисимова. На обратном пути очеркист спросил у неё, помнит ли она Марью Дмитриевну.
«Махоню-ту? - живо откликнулась Анисимова. - Как не помнить-то? В Веегорах она жила. Во-он Веегоры-то. - Она рукой показала на противоположный берег Пинеги… - Чисто место, далеко видко - версты на две. А мы, ребятишки, ждём, высматриваем. А она идёт оттуда. Снежком похрустывает, тропку прокладывает. Маленька така, худошшава, а колобком катитсе… У нас шуму-то, радости: ведь видко, всё видко! Мы с горы - и к ней. Кто на санках, кто на чём. «Бабушка, - кричим, - давай старинку сказывай». Она тут зарадуется заразговариват. Говоркая была старушка. Пела, как с полки брала, и всё разно… Она нам и «Вавилу» сказывала и «Соловья Будимировича». А о князе Романе ведёт, как он жену терял, - дак плачот, и мы плачом».
Корин Павел Дмитриевич.
«Старинный сказ» - правая часть триптиха Александр Невский. 1943
http://www.bibliotekar.ru/rusPovetkin/9.htm .