.
Осень в живописи русского художника Б.М.Кустодиева (1878- 1927)
________________________
На террасе
Осень жжёт на подмосковных дачах
прошлых дней весёлые костры.
На детей, в усах улыбку пряча,
старики, печальны и мудры,
смотрят … и не могут наглядеться,
как огнепоклонник - на огонь.
Грезится им ситцевое детство,
рыжий, горячо любимый конь
и «ночное» под звездатым небом
на большой поляне у реки….
Как чужую завидную небыль
детство вспоминают старики.
Осень в провинции, 1926
Отошло, позиции сдавая,
лето в историческую тьму.
Осень - налитая, молодая
ворожит хозяйкою в дому.
Но в цветной осенней круговерти
тоже нету места старикам,
что спокойно думают о смерти,
спрятавши на донце в сундуках
скудные, смешные сбереженья -
«гробовые» на помин души -
«…всё же будут детям в облегченье»
жалкие отцовские гроши.
Осень, 1924 г.
А у внуков - радостные лица,
сажей перемазаны носы,
и по возвращении в столицу
всем расскажут про свои костры…
И, конечно, невдомёк ребятам,
детские творящим чудеса,
отчего .. как-будто виновато
дед отводит мокрые глаза.
Осеннее гулянье, 1922 г.
Пейзаж с цветочной клумбой, 1917
Купчиха
Вид с Воробьевых гор, 1919 г.
Крестный ход, 1915 г.
Осень в Суздале
Купчиха, 1915 г.
Праздник в деревне, 1907 г.
Деревенский праздник (Осенний сельский праздник), 1914 г.
Деревенский праздник, 1910 г.
Деревенский праздник, 1910 г.
Купчиха на балконе, 1920 г.
Осень над городом, 1915 г.
Костёр (Ночное), 1917 г.
Ярмарка, 1908 (фрагмент)
Ярмарка, 1908 г.
Торговка овощами, 1920 г.
Ярмарка, 1906 г.
Провинция, 1919 г.
Осень (Над городом), 1918 г.
Над рекой
Старая Русса 1921 г.
Две купчихи, 1913 г.
Купчиха, 1915 г.
Автопортрет (На охоте), 1905 г.
Краткая биография:
Родился 7 марта 1878 г. в Астрахани в семье преподавателя семинарии. Отец рано умер, и мальчик обучался в этом заведении на казённый счет.
В 1896 г. Кустодиев поступил в петербургскую Академию художеств, где занимался у И. Е. Репина. Ему было доверено участие в работе над репинской картиной «Заседание Государственного совета»: молодой художник выполнял для неё этюды с натуры. Кустодиева ожидала слава блестящего портретиста, но, сделав ряд истинных образцов в этом жанре, он избрал другой путь.
Борис Михайлович видел своё призвание в создании живописи, в которой максимально выразились бы русская жизнь и русская душа. Одной из лучших ранних работ Кустодиева стала «Ярмарка» (1906 г.). Особую монументальность народный идеал обрёл в образах кустодиевских купчих - они предстают своего рода русскими богинями, торжествующими над миром и вобравшими все его краски («Красавица», 1915 г.; «Купчиха за чаем», 1918 г., и др.).
В 10-х гг. XX в. к художнику пришло признание. Его работы представлялись на выставках петербургского объединения «Мир искусства» и московского Союза русских художников. С «мирискусниками» Кустодиева роднило присущее им в творчестве соединение реальности и фантастики. Групповой портрет художников «Мира искусства», который начал писать Кустодиев, остался неоконченным: в 1916 г. в результате операции на спинном мозге у живописца отказали ноги, он оказался прикованным к инвалидному креслу. Долгие месяцы провёл в больнице; тогда были задуманы многие его будущие картины.
Благодаря феноменальной зрительной памяти делал массу эскизов. А вскоре создал «Масленицу» (1916 г.), с её удивительной стереоскопичностью, панорамностью охвата пространства. Художник много работал и над эскизами декораций, костюмов для театральных постановок.
Однажды к нему в мастерскую пришёл Ф. И. Шаляпин. Портрет великого русского певца (1922 г.) стал последним значительным произведением Кустодиева.
Умер 26 мая 1927 г. в Ленинграде.
.
Click to view
.
Осень
.