Над вечным покоем...

Aug 30, 2013 18:29



.



Над вечным покоем космический вид,
Как будто церквушка над миром парит...
Бескрайние дали, убогий погост,
От церкви лежит во Вселенную мост.
Отсюда стартуют бессмертные души,
С последнего мыса окраины суши,
Оставили здесь они тяжесть оков,
И машут им вслед только руки крестов.
Их ветер уносит в безбрежную даль,
А здесь остаются тоска и печаль...
Уходит на запад прощальное солнце,
Лишь светится ветхой церквушки оконце.




Художник Исаак Левитан  "Над вечным покоем" /кликабельно/

Волга была как  прекрасная  царевна,   окруженная тайной.  Никогда еще Левитан  не чувствовал такое божественное  н е ч т о,  разлитое во всем и непостижимое разуму.   Они плыли на  пароходе  вместе   с Софьей Петровной Кувшинниковой.  Пароход  шел  по   излучине  реки,   и   вдруг,   словно годами, веками поджидая Исаака Ильича,  выступила  из-за   поворота  взобравшаяся  на   холм  маленькая деревянная церковь. Чем ближе подходил пароход,  тем  явственней различалось, что она  старым стара.   Пароход   бежал    мимо,   и   она   как будто поворачивалась, глядя ему вслед, смиренно готовая к тому, что тот, кого она ждала, пренебрежет ею.   Но  Исаак Ильич и Софья Петровна  уже лихорадочно собирали вещи.

Плёс, -- так назывался городок, где они вышли.  Путешественников приютила  хозяйка, которая им сразу понравилась.   Плёс  тоже   понравился.    Как-то  удивительно хорошо тут было, и они не знали, откуда возникало ощущение счастья: от песен ли,  которые  доносились с  улицы  по вечерам и   казались    порождением   Волги,  или  от  забавного   случая,  что  произошел  с   Левитаном,  когда   он  за  городом   писал   этюд?  День  был  праздничный,    после обедни   в церкви  женщины   возвращались   в     соседнюю      деревню и    с    любопытством останавливались возле художника: постоят, посмотрят и проходят. Но вот приплелась дряхлая  подслеповатая  старушонка.   Тоже  остановилась,   щурясь  от солнца, долго смотрела   на   Левитана   и  его   работу,  потом   истово  перекрестилась  и,  вынув из кошелька  копеечку,  осторожно  положила  ее    в   ящик с красками.  Бог знает, какие мысли   явились у нее в тот момент,  но  Исаак  Ильич  усмотрел  в поступке нищенки  Божий перст.

И  действительно,  Волга,   до    того   казавшаяся  ему  неприступной, вызывавшая  глубокое     страдание,  что  не  сможет он,  не  сумеет   выразить     бесконечную     красоту ее, сокровенность  ее тайны,  стала  раскрываться ему навстречу. Левитан  работал с таким рвением, словно боялся, что в этом  милом  краю побыть ему дано недолго, он не успеет  написать все, что поражало его вокруг.

Софья Петровна  уговорила батюшку Якова отслужить молебен в церкви на  холме,  той  самой,  что так очаровала их с Левитаном, когда подплывали к  Плёсу.   Завозились  на  церковных карнизах  потревоженные  голуби,   ударил   раз, другой,   словно   откашливаясь   после   долгого  молчания,  колокол,  невесть откуда взялись  три   древние старушки,  крестившиеся   двуперстным  знамением.  Левитан  был в  сильном   волнении  и    попросил    Софью    Петровну    показать,    как    и   куда  ставятся  свечи.   Вспыхнули  огоньки.    Из   темноты,     дотоле     скрывавшей иконостас,   выступили   строгие  и добрые лики святых, они словно испытующе вглядывались   в   тех,    кто   потревожил   их   покой.   И  как будто  даль -- времени прожитого здесь людьми, их суровых  забот и тайных упований -- замаячила тогда перед  глазами  художника.
            Побывав в церкви, растрогавшись до слез молитвой,  которую назвал  м и р о в о й  («Не  православная  и  не  другая   какая  молитва, это мировая молитва…»),  Левитан страстно потянулся к  цельности, естественности и богатству   духовной жизни, очищенной  от   мелких житейских сует.  Он задумал написать картину «Над вечным покоем».     Несколько лет он работал над ней по заготовленным в Плёсе этюдам. И когда она  появилась на выставке, это   был   образ   вечно  земной  красоты,  вечного  порыва  духа.

Левитан  и   прежде говорил,    что  красоте,  разлитой  в  природе, можно молиться как Богу и просить  у   нее  вдохновения и  веры в себя.  Но здесь  эта мысль   была   выражена   особенно   сильно,   и    к    ней     добавилось     новое --  почувствованная   художником    зыбкость   и кратковременность    бытия,  что  эту кратковременность   всегда  надо  помнить и не размениваться  на   погремушки,  как   бы   красиво  они ни назывались: «признание», «слава»,  «избранность»…
              Картина  вызвала  много  восхищенных  толков.  Даже  те,  кто  был равнодушен к пейзажу,   смотрели с умилением.  А  те,  кого  в  искусстве коробили религиозные ноты, были единогласны  в  суждении, что величие этой картины как раз и заключено в  маленькой церквушке  на фоне  безбрежия и бездонности.
               «Я так несказанно счастлив! -- писал Исаак Ильич  Третьякову, купившему  у  него   «Над вечным покоем». --  В  этой  картине  я весь, со всей своей психикой,  со  всем  моим   содержанием,  и  мне до слез было бы больно, если бы она миновала Ваше колоссальное собрание».

http://www.proza.ru/2010/08/18/1377

Проза, Поэзия

Previous post Next post
Up