Записки непутёвого дядьки. Часть 3 (спешл к 23 февраля).

Feb 22, 2011 23:42


Об этом случае не писали в "широкой" прессе в то время, но он был, и мы тому свидетели.

Итак, 28 и 29 мая 1988 года, легкомоторный самолет "Сессна" несколько раз нарушил Государственную границу СССР в Заполярье. Взлет самолета осуществлялся с аэродрома Новежского города Киркинес. Далее курс самолета был направлен на поселок Никель, который находился в нескольких километрах от государственной границы с Норвегией.
"Сессна" имела на крыльях опознавательные знаки Германии, кресты, а также символику Асов Геринга - бубновые тузы. Как следовало из разведсводки, самолет принадлежал Гамбургскому авиаклубу, пилотировал его Андрес Соммерс.
Летчик на малой и предельно-малой высоте летал над крышами жилых домов п. Никель, выделывал фигуры высшего пилотажа.
Высыпавший на улицы поселка народ видел все это "безобразие" и реагировал весьма бурно, и мало понимая, в чем тут дело.
Нарушения Государственной границы фиксировалось ближайшими подразделениями РТВ (радиотехнических войск ПВО), а также нарядами погранвойск.
По нарушителю госграницы поднимался истребитель Су-27 с ближайшего аэродрома ИАП ПВО п. Килп-Явр.
Полет истребителя к месту нарушения госграницы, поселку Никель, контролировался радиолокационными разведсредствами Норвегии. Возле Киркинеса тогда стояли (может и сейчас стоят - не знаю) несколько белых "куполов", прикрывающих радары. При приближении нашего истребителя к району, где находился самолет-нарушитель, тому, видимо, передавалась информация об угрозе. Потому что нарушитель тут же начинал "отход" к госгранице, затем пересекал ее и уже продолжал полет над территорией Норвегии и посадку на аэродроме г. Киркинес.
Далее все в "повторе": нарушение, полет, отход при опасности.
Воздействовать ЗРВ ПВО по нарушителю не представлялось возможным: ближайший ЗРДН С-75 находился на такой дальности от места нарушения границы, что не обеспечивался обстрел маловысотной цели из-за характера местности, весьма высокие скалистые горы и сопки (большие углы закрытия).
И тогда где-то в "в верхах" принимается решение о передислокации ЗРДН С-125, прикрывавшего аэродром ПВО в п. Килп-Явр, непосредственно к поселку Никель.
Получив приказ, дивизион свернув матчасть, совершает почти 300-км марш и встает на сопке прямо над поселком. Проведя развертывание, немедленно заступает на Боевое дежурство "по охране и обороне..." Буквально на второй день развертывания на дороге к позиции ЗРДН были замечены несколько легковых машин - "Жигули". Явно не военных - разноцветных. Часовой остановил. Пришлось идти разбираться вместе с замполитом, что случилось. Оказывается, приехали мужики - жители п. Никель. Там живут, в основном, шахтеры. Народ нахорошо прямой в изъяснении. Поздоровались. Они нам: "Командиры, ребята! Вы уж этого гада сбейте! Ведь, сука, прямо над крышами летает! С крестами!" Дальше шла ненормативная лексика в адрес нарушителя. На наш ответ, что все, что сможем, сделаем, но над поселком сбивать нельзя. Обломки самолета могут упасть на жилые дома - получаем ответ от одного из делегации: "Командир! Да пусть на мой падает! Хоть прославлюсь!" Народ принял наши уверения, и автомашины уехали. Через час - опять едут! Послали замполита выяснять, что теперь-то? Замполит возвращается и докладывает - мол, мы ушли, а за мужиками старшина ломанулся, попросил консервами помочь, бойцов кормить уже почти нечем. Когда еще полевую кухню и продукты из бригады привезут - питались сухпаем, что увезли с места дислокации из "НЗ". За неделю подъели почти все.
Что ругать старшину? Так он за бойцов, как за детей заботился. Единственный был у меня за службу такой: порядок в службе бдил и сволочью не был.
В общем, привезли продуктов мужики, хватило нам до бригадных харчей. Вот такие были тогда люди и отношение к Армии.

...Легкомоторник продолжает полеты вдоль границы со стороны Норвегии. Матчасть ЗРК работает практически круглосуточно, так как вдоль границы вдруг залетало что-то много и вертолетов Норвегии. Практически каждый день "Сессна" имитировала нарушение госграницы внезапным маневром, отворачивая у самой "ленточки".
Ракеты ЗРК теряли ресурс, находясь ежедневно в готовности к пуску. Матчасть перегревалась, бывало, техника ломалась, ее вводили в строй, как можно быстрее. Боевые расчеты из кабин не уходили. Питались прямо на рабочих местах. Подменяли друг друга на несколько часов поспать.

Потом пришло жаркое лето 88-го.
Вокруг позиции ЗРДН стали гореть высохшие болота.
Дым хоть как-то маскировал позицию, но дышать им было отвратительно. Температура воздуха достигала 25 градусов по Цельсию.
Если командование нашей части еще как-то помогало своему убывшему ЗРДН (хотя, были случаи, когда не было даже чем накормить бойцов - брали продукты в долг и у погранцов), то остальные, из Корпуса и штаба Армии старались "ущучить, уличить" во всем: от не выпущенного боевого листка и наглядной агитации (это был такой Нач. ПО корпуса), до "почему не укрыты кабеля" (это командующий армией). Все топали ножками, грозили парткомиссиями и всем-всем остальным. И похрен им было, что люди дежурят на износ, и некогда долбить скалу под кабелегоны, и то что техника уже "сыпется", что Слава тем, кто делает все, чтобы ЗРК С-125 1976 года выпуска (без единого заводского ремонта) еще в строю..
Но зато прислали представителя военной прокуратуры, и тот провел инструктаж по Уголовному кодексу, все офицеры расписались за... "до 7-ми лет, за последствия нарушения Правил несения Боевого дежурства". Тень от крыльев "Сессны" Руста вовсю накрыла систему ПВО.
Позиция была выбрана кем-то в "верху", более чем отвратительно: поселок впереди, как на ладони - стреляй, а влево-вправо-сзади - горы. Слева - "этот" не полетит, надо над горами подниматься и лететь над ними. А вот справа - в самый раз!
Начинается дорога Никель-Мурманск, которая крутится между скалистых сопок. Хороший ориентир для полета на малой высоте. Вот туда, видимо, "Сессна" и будет пытаться прорваться. Разведка давала такую информацию:
- После нарушения границы "Сессна" летит в сторону Мурманска над дорогой. Совершая полет на МВ и предельно-малой высоте, самолет плохо обнаруживается средствами ПВО (такой уж рельеф). Далее сценарий такой - или летит до Мурманска, а затем над Заливом в нейтральные воды. Если будут проблемы, то свернув уходить по одному из фьордов опять в сторону нейтральных вод.
Был ли Маршрут такого полета правдой, или это была "деза", точно не знаю.
Главное для нас, не дать ему проскочить нашу зону поражения. А стрелять ЗРК мог, по-честному, только в секторе 30-ти градусов справа, очень горы мешали. Если не сбиваем, то все - уйдет! Ну а нас "уйдут"...
Да! Приезжал же топограф, границу уточнить, чтобы точно нанести на ВИКО СРЦ и планшет.
Короче, ту границу, что мы с КАРТЫ КОМАНДИРА перенесли, он пересчитал по-своему, и уехал. Так совпало, что противник как-то вяло себя вел, пока топограф возился, а мы уточненную границу рисовали... А потом понеслось! Мля!
"Сессна", как обычно, летит курсом на границу и... пересекает ее. Ну, началось!

"Дивизион, к бою! Готовить непрерывно четыре двадцать седьмых ГПУ..."
Перевелись в готовность N1, ракеты на подготовку, поиск цели, обнаруживаем "Сессну", захватываем. Офицер наведения на кнопке "Пуск" палец держит.
Все! Стреляем!? Времени-то совсем мало! Уйдет же!
Вдруг самолет начинает разворот, ну, как обычно у нашей границы. Что-то не то! Чего он дальше-то не летит?!
Хорошо, что КАРТУ далеко не убрали, и что все экраны и приборы офицера наведения были точно настроены - он одну дальность до цели дает, тогда, вроде, цель как за границей. А смотришь по планшету и ВИКО СРЦ - уже вроде как нарушила. Тогда чуть не поседели.
Границу нарисовали по-старому, послали на хуй топографа и приняли спиртику (шильца). А что делать, нервы!

В общем, "бился" дивизион все лето 88-го. Прилетела вторая "Сессна" из того же авиаклуба. Полетали они вместе. Но немного. Погода испортилась, пошли дожди. И в один день при посадке какая-то из них капотировала. Вторая улетела из Киркинеса.
А дивизион так и остался на этом месте, обжился, построил нормальную позицию, казарму и т.д. Его ввели в штат другой ЗРБР, жить стало легче, но в 94-м его сократили со всей этой бригадой. Для борьбы с такими нарушителями в конце 80-х на аэродром Килп-Явр была перебазирована эскадрилья Ми-24. Наверное, лучшее средство. Хотя, в то время, когда происходили указанные выше события, где-то в 40 км стоял мотострелковый полк (или бригада), которая имела такие средства ПВО, как ЗРК " Куб" и ЗСУ "Шилка". Но никто об их применении по нарушителю и не вспомнил. С их мобильностью и боевыми возможностями на малых высотах, они бы, конечно, перевесили стационарный С-125. Но у нас были разные ведомства и этим все сказано. Хотя, граница СССР была тогда у ВСЕХ одна.

Все. От того времени остался только кусок никелевой руды, на память..

Момент !
Когда прошло где-то с месяц этой "гонки", поступил приказ из части оказать вяческую помощь одной команде:
На позицию ЗРДН несколько раз приезжал ГАЗ 66 (кунг) якобы от пограничников. Но почему-то форма была как у моих бойцов и офицеров (полевая) .Машину "прятали" между кабин ЗРДН , укрывали маскировочной сетью Что было в машине не знаю, но просили подключить их к моим дизелям и выдать питание. Разворачивалось что-то типа антены. Ни с кем они не общались - сами по себе.
День, два побудут, вечером свернулись и уехали...
Но немец то причем ? Летал он , мы по нему вели боевую работу. "Светили" в эфир. Какую систему обороны (пусть ПВО) его полетами можно было вскрыть ? Норги нас сразу вычислили и видимо визуально тоже видели...
Когда 16-ть ракет на 4-х пусковых разворачиваются в сторону границы...ммм грех не увидеть ! Красиво однако!

А норвежцы - суки, и это еще наверное мягко сказано...
Но радиперехват, радио а может и другая разведка работали:

Редкое состояние ЗРДН - "Готовность Н2" Раннее-раннее утро.
В УНК (кабина управления ЗРК) прибегает боец- связист. Глаза Во!
Кричит :" Товарищ командир ,товарищ командир.. Там !.. Там!.." -и рукой куда-то машет. Разворачивается и убегает...
"Ну все, что-то хреновое стряслось" и бегом за ним в кабину связи.
Там он протягивает наушники от радиостанции Р-109 (дежурный канал оповещения). А в наушниках , сквозь шум эфира голос, как "металлический", по русски : " Поздравляем с Днем рождения. Успехов в службе. Да хранит Вас Бог !". И так несколько раз ,потом обычный шум эфира.
Я радисту-" А кого поздравляли ?"
Он- " Я незнаю. Как услышал речь, так в кабину и побежал доложить".
...Пока шел до УНК все думал - кто и кого поздравляет ?
В кабине сел на табурет, напротив Индикаторов офицера наведения и все голову "ломаю" что за херня.? А в это время оператор УНК число на заставке для фотоконтроля меняет... Как очнулся - глянул : е-мое ! Так мой же ДР ! Вчера однокашник заранее поздравил по связи, мол потом возможности не будет. А я так "закрутился" , что и сам забыл!
Ну а далее- связисту все кары - если расскажет кому, а вечером когда "гад" уселся на аэродром, мы с мужиками "шила" хлебнули.

Потом отошли чуть от позиции и в сторону Норвегии хором поссали.
Ночь, а светло и тихо. Солнышко не заходит- полярный день. Если бы не "фрицы" рядом , то совсем хорошо...

литература, непутёвый дядька

Previous post Next post
Up