По рекомендации
spiritus-malus Очень странное произведение. Какой-либо центральной сюжетной линии мною замечено не было. А что же есть? А есть описание жалкого серого быта и медленное и неотвратимо наступающее безумие от всего этого. Помимо очевидного безумства главного героя, остальные второстепенные герои при пристальном рассмотрении оказываются не менее безумными, просто про их сущность не описано так подробно. Бытовое безумие главного героя выливается в тупую необоснованную жестокость. Неудовлетворённость, ленность, страх, отсутствие всяких устремлений и желаний выливаются в совершенно чудовищное помешательство.
В романе то и дело появляется какое-то существо недотыкомка, которое, по всей видимости является некой персонификацией безумия, типа бесёнка или чертёнка.
Откуда-то прибежала маленькая тварь неопределенных очертаний - маленькая, серая, юркая недотыкомка. Она посмеивалась и дрожала и вертелась вокруг Передонова. Когда же он протягивал к ней руку, она быстро ускользала, убегала за дверь или под шкап, а через минуту появлялась снова, и дрожала, и дразнилась - серая, безликая, юркая.
И здесь:
Недотыкомка бегала под стульями и по углам и повизгивала. Она была грязная, вонючая, противная, страшная. Уже ясно было, что она враждебна Передонову и прикатилась именно для него, а что раньше никогда и нигде не было ее. Сделали ее - и наговорили. И вот живет она, ему на страх и на погибель, волшебная, многовидная, следит за ним, обманывает, смеётся: то по полу катается, то прикинется тряпкою, лентою, веткою, флагом, тучкою, собачкою, столбом пыли на улице, и везде ползет и бежит за Передоновым, - измаяла, истомила его зыбкою своею пляскою. Хоть бы кто-нибудь избавил, словом каким или ударом наотмашь. Да нет здесь друзей, никто не придет спасать, надо самому исхитриться, пока не погубила его ехидная.
Под катом небольшое исследование этого существа.
Оригинал статьи здесь. Кто же эта недотыкомка?
Роман Ф.Сологуба «Мелкий бес» полностью вышел в 1907 году и, по словам А.Блока, был прочитан "всей образованной Россией". И критики, и читающая публика ставили Ф.Сологуба в один ряд с крупнейшими писателями, а «Мелкий бес» называли классическим произведением. Имя главного героя Ардальона Борисовича Передонова вскоре стало нарицательным, а слово недотыкомка запомнилось читателям, привлекло внимание критики. "Много и умно говорит о ней критика; Горнфельд пишет о том, что это слово областное, что в толковом словаре оно означает что-то вроде недотроги. Но у Сологуба, как признаёт Горнфельд, оно обозначает совсем другое", - писал в 1907 году А.Блок [1]. Поэт-символист и критик, преклоняющийся перед талантом и творчеством Ф.Сологуба, А.Блок по совершенно понятным причинам интересуется не лексикографическим смыслом слова, а тем символическим смыслом, которым оно наполнено. Поэтому Блок один из первых задаётся вопросом: "Кто же эта Недотыкомка?" Попытаемся и мы ответить на этот вопрос, но прежде всё-таки дадим языковую характеристику слова "недотыкомка".
В современных толковых словарях этого слова нет; нет его и в «Толковом словаре» В.Даля. Приводится оно только в Словаре русских народных говоров: "Недотыкомка - то же, что недоруха - обидчивый, чрезмерно щепетильный человек, не терпящий шуток по отношению к себе, недотрога". Встречается это слово во многих областях России, в том числе и в Новгородской. Возможно, учительствуя в Крестцах Новгородской области, Ф.К. Сологуб услышал там слово недотыкомка, но, как это бывает в художественном тексте, расширил его семантическую структуру и, наполнив его новым содержанием, сделал это слово символом в романе «Мелкий бес». И конечно, понадобились творческое мастерство Ф.Сологуба и его опыт поэта-символиста, чтобы в повествование бытового реалистического романа ввести фантастический образ недотыкомки, используя его не в функции объясняющей галлюцинации (такие примеры были в литературе и до Сологуба), а в функции символического образа.
Работа над романом «Мелкий бес» длилась десять лет - с 1892 по 1902 год, а в 1899 году Ф.Сологуб опубликовал стихотворение, в котором и появилось серое назойливое существо, названное недотыкомкой:
Недотыкомка серая
Всё вокруг меня вьётся да вертится, -
То не Лихо ль со мною очертится
Во единый погибельный круг?
Недотыкомка серая
Истомила коварной улыбкою,
Истомила присядкою зыбкою, -
Помоги мне, таинственный друг!
Недотыкомку серую
Отгони ты волшебными чарами,
Или наотмашь, что ли, ударами,
Или словом заветным каким.
Недотыкомку серую
Хоть со мной умертви ты, ехидную,
Чтоб она хоть в тоску панихидную
Не ругалась над прахом моим.
В стихотворении Сологуб употребляет слово "недотыкомка" с единственным определением - серая; в романе к этому постоянному эпитету добавляются многочисленные прилагательные, в том числе и цветовые.
Сначала среди цветовых прилагательных преобладают слова, близкие по семантике к серому оттенку, - дымная, синеватая, грязная, пыльная; потом недотыкомка резко меняет окраску: она "вспыхивает тускло-золотистыми искрами", является Передонову "то кровавою, то пламенною"; на маскараде оборачивается веющим в толпе веником ("позеленела, шельма"), а потом "навязчиво подсказывает Передонову, что надо зажечь спичку и пустить её, недотыкомку огненную... на эти тусклые, грязные стены". И, повинуясь ей, Передонов "зажёг спичку, поднёс её к оконному занавесу снизу... Огненная недотыкомка юркою змейкой поползла по занавесу".
Цветовой облик недотыкомки дополняется другими характеристиками: она безликая и многоликая, юркая, грязная, вонючая, противная, страшная, злая, бесстыжая, волшебная, ехидная... Нетрудно заметить, что употреблённые для характеристики недотыкомки прилагательные довольно разнообразны по семантике, но почти все из них наделены негативно-оценочной окраской (вонючая, бесстыжая, ехидная и так далее), а употреблённое в таком ряду прилагательное волшебная (в значении "фантастическая") лишь усиливает гротесковый образ недотыкомки.
И по мере того как обрастает всё новыми и новыми эпитетами внешний облик недотыкомки, усложняется внутренняя семантическая структура слова - оно становится многозначным, "многослойным" символом, равного и подобного которому нет в русской литературе.
Ф.Сологуб, один из основоположников русского символизма, определил символ предельно кратко: "Символ - окно в бесконечность". Его единомышленник по литературному течению Вяч. Иванов расширил это определение: "Символ только тогда истинный символ, когда он неисчерпаем и беспределен в своём значении, когда он изрекает на своём (иератическом и логическом) языке намёка и внушения нечто неизгладимое, неадекватное внешнему слову. Он многолик, многосмыслен и всегда тёмен в последней глубине"[2].
Следует дополнить эту характеристику символа несколькими фразами из Литературного энциклопедического словаря: "Смысловая структура символа многослойна и рассчитана на активную внутреннюю работу воспринимающего... Смысл символа объективно осуществляет себя не как наличность, но как динамическая тенденция: он не дан, а задан. Этот смысл, строго говоря, нельзя разъяснить, сведя к однозначной логической формуле, а можно лишь пояснить, соотнеся его с дальнейшими символическими сцеплениями, которые подведут к большей рациональной ясности, но не достигнут чистых понятий" [3].
Отмеченные свойства символа позволяют читателям по-разному воспринимать и осмысливать его внутреннее содержание, которое скрывается за внешним "предметным" образом, и только в связи с событиями произведения, в связи с его героями можно в какой-то степени (именно - в какой-то степени, потому что символ "всегда тёмен в последней глубине") выявить смысл символа.
В романе «Мелкий бес» недотыкомка появляется почти в середине повествования, во время молебна на новой квартире Передонова, когда он уже "возбуждён ожиданиями и страхами". Однако появление недотыкомки не испугало Передонова, а только смутило его: "Откуда-то прибежала маленькая тварь неопределённых очертаний - маленькая, серая, юркая недотыкомка. Она посмеивалась и дрожала и вертелась вокруг Передонова. Когда же он протягивал к ней руку, она быстро ускользала, убегала за дверь или под шкаф, а через минуту появлялась снова, и дрожала, и дразнилась - серая, безликая, юркая".
Это фантастическое существо (нечисть, тварь), названное недотыкомкой, не соответствует тем значениям слова, которые приводятся в словаре; разве что значение "недотрога" (недотыка, недотка - "кого или чего нельзя дотронуться") можно включить в систему значений сологубовского слова недотыкомка: "Когда же протягивал к ней руку, убегала за дверь или под шкаф". Но примечательно другое: одно из значений слова недотыкомка (то же, что недоруха - обидчивый, чрезмерно щепетильный человек, не терпящий шуток по отношению к себе) можно отнести к самому Передонову. Действительно, Ардальон Борисович человек щепетильный, то есть придирчиво-педантичный, мелочный; ему постоянно кажется, что над ним смеются, обманывают, строят козни, и потому не удивительно, что именно ему "на страхи и погибель" является ужасная недотыкомка.
Блок считает Передонова верным рыцарем недотыкомки, но вряд ли это так, потому что при первом же появлении он чурается её и всякий раз надеется, что, исчезая, недотыкомка уходит навсегда. Да и поджог он совершает по её настойчивому внушению в надежде, что "тогда, насытясь истреблением, пожрав это здание... она оставит Передонова в покое".
Передонову мерещится не только недотыкомка: он видит и глаз-птицу, и карты ему ухмыляются, как Варвара, и кот вырастает до страшных размеров, стучит сапогами и прикидывается рыжим рослым усачом. Но среди всей этой чертовщины недотыкомка занимает особое место. Это не просто маленькая тварь неопределённых очертаний: "если угодно - это ужас житейской пошлости и обыденщины, а если угодно - угрожающий знак страха, уныния, отчаяния, бессилия" - так одним из первых определил внутреннее содержание символа А.Блок [4]. Впоследствии исследователи, как правило, расширяли эту характеристику различными определителями: недотыкомка - это символ косности, жестокости, жадности, агрессии, символ неуловимо гадкого и скользкого начала. Есть и более короткие, но не менее ёмкие определения: недотыкомка - это суть, символ передоновщины, символ абсурда.
Все эти определения, дополняя или включая друг друга, создают довольно полное представление о содержании анализируемого символа. Однако ещё больше расширяет его семантическую структуру сравнение с другими образами "нечистой силы" в русской литературе. В отличие от чёрта в «Братьях Карамазовых» и чёрного монаха у Чехова, "недотыкомка гораздо более объективный образ. Передонов скорее лишь медиум, способный в силу своего болезненного состояния увидеть её, но это не означает, что болезненное состояние Передонова породило недотыкомку. Недотыкомка не столько свидетельствует о безумии Передонова, сколько о хаотической природе вещного мира. Она - символ этого хаоса и как таковой принадлежит миру, а не Передонову", - пишет наш современник В.Ерофеев [5].
Такая многозначность символического образа недотыкомки - символ передоновщины, символ гадкого и скользкого начала, символ абсурда, символ хаотической природы мира - соответствует природе "истинного" символа, но какой смысл вкладывал сам автор в этот символ - на этот вопрос ещё предстоит ответить.
Примечания
1. Блок А. Собр. соч.: В 8 т. М.-Л., 1962. Т. 5. С. 128.
2. Иванов Вяч. По звёздам. СПб., 1909. С. 39.
3. Литературный энциклопедический словарь. М., 1987. С. 378-379.
4. Блок А. Указ. соч. С. 162.
5. Ерофеев В. На грани разрыва // Вопросы литературы. 1985. № 2. С. 156.