Серьёзное дополнение к посту "Первая звукозапись".

Apr 07, 2011 19:55

Нашёл отличную статью у dominustus, являющуюся серьёзным дополнением к моему старому посту Первая звукозапись.
Здесь оригинал статьи.


Я не могу заниматься одним и тем же постоянно. Это вгоняет меня в какое-то истерически-депрессивное состояние. Мне нужно менять поле деятельности.
Сегодня нашел в сети очередное забавно-бесполезное - Самая старая в мире звукозапись. Скачал послушал. Шипит. Поклонникам белого шума рекомендуется. Сделал очистку на скорую руку. Ну да, что-то есть отдаленно напоминающее голос человека. Из забавного - перегруз в некоторых местах. Так сказать, первый в мире дисторшн :)
Только с какого перепугу решили, что голос женский? Я понимаю что похоже, но ведь совершенно не очивидно что правильно выбрана скорость воспроизведения. Тем более, что фоноавтограф приводился в движение руками. Да и более простой вопрос в этом случае у меня возникает - на кой ляд в лабораторию тащить кого-то со стороны, когда ты сам можешь проорать в рупор что угодно? Тем более, что это не звукозапись как таковая, а всего лишь "визуализация звуковых волн", и подразумевается что никто ее воспроизводить и слушать не будет. Опять же, откуда такая уверенность в том что там "Au clair de la lune"? Похоже, но не до конца. И то если за уши притянуть... Вобщем, буду разбираться уже дома...

Я был неправ. Более кропотливая очистка звука дала интересный результат.
Собственно, сама запись, обработанная мной - 1860-Au-Clair-de-la-Lune.mp3
Итак, по пунктам.
Во-первых, это действительно человеческий голос. Исходя из предположения, что Мартенвиль сам пел в свое изобретение, дабы "визуализировать" звук, голос должен быть мужским, и, значит, в оригинальном файле неверно выбрана скорость воспроизведения. По счастливой случайности, нашел кучу файлов подобного рода здесь. Среди всего прочего, там есть еще пара записей Мартенвиля, где голос все-таки похож на мужской. Поэтому возьму их за отправную точку. Первое, что бросается в глаза - подозрительно одинаковая длинна - 14 секунд. При этом известно, что все они записывались на одном (или схожих аппаратах). То есть, геометрия валика, скорее всего, была одинаковая. Значит и время на всех образцах должно быть приблизительно одинаковым. Хотя есть вероятность того, что ручку фоноавтографа крутили с огромной разницей по скорости. В силу некоторых причин, отбрасываю это предположение. Итак, время нашей записи - 10 секунд. Значит, пробую увеличить длинну воспроизведения до 14 секунд. Как результат - голос стал похож на тот что в других 2-х файлах. Выходит, предположение о скорости верное. Идем дальше.
С французским языком у меня, мягко говоря, совсем никак. Поэтому ищу песенку "Au clair de la lune" в другом исполнении, чтобы хотя бы иметь представление, как должны звучать слова. Я взял как подспорье вот этот файл, а так же слова и ноты из Wikipedia. При более внимательном рассмотрении, звуки на исследуемой записи очень сильно напоминают заявленную песенку. Лишь с одним отличием - указанная в Компьюленте, Reuters, а так же Times фраза "Au clair de la lune, Pierrot répondit" отличается от той что на записи. Сколько я не слушал, по-моему, все-таки там "Au clair de la lune, mon ami Pierrot". Собственно говоря, вот график на котором выделены отдельные слова:



Цифрами обозначены:
1 - Начало слова Clair, которое, по всей видимости не поместилось на барабане.
2 - Звук съезжающей иглы.
Я предполагаю, что Мартенвиль спел лишь первую фразу и решил пропеть ее еще раз, до тех пор пока не кончится барабан. Отсюда и повторение "Au clair". Если это, конечно, оно. Но судя по высоте звуков, похоже на правду.
И еще один момент в первом слове Clair и в слове Pierrot слышно звук "р". Вся песня тянется на распев, видимо, для того, что бы получить более четкую графическую запись на бумаге.
Выходит, это действительно похоже на старую французскую песенку...
После посещения First Sounds и чтения их выкладок, засомневался в правильности собственных выводов. Для того чтобы, проверить свою версию на счет окончания фразы "mon ami Pierrot" провел эксперемент с исскуственным ухудшением качества. Для этого на манер Мартенвиля пропел и записал целиком несколько фраз "Au clair de la lune, mon ami Pierrot", "Au clair de la lune, mon ami répondit", "Au clair de la lune, Pierrot répondit". В результате получил следующий результат - визуальное сходство осциллограмм моей записи с исходным материалом, а так же однозначно узнаваемое гроссирование, о котором я уже упоминал. Причем, звук "р" узнается однозначно при любых потерях и изменениях динамического и частотного диапазона. Далее, не пологаясь на собственный слух и чтобы исключить возможность ошибки при слуховом восприятии, я сделал несколько осциллограмм для звуков "А", "I", "R". Выявление очень близко встречающихся "А" и "I" в исходном материале позволит говорить о высокой степени вероятности появления слова "ami", звук "р" поможет достаточно точно указать на появление в песне слов "clair", "répondit" и "Pierrot". Все осциллограммы, приводимые ниже построены по следующему принципу - слева оригинальный голос, справа запись сделанная мной отчетливого соответствующего звука. Цифрами в черной рамке указано местоположение взятого образца в исследуемой записи в милисекундах.

Осциллограмма для звука "А"



Осциллограмма для звука "I"



Осциллограмма для звука "R"



Как видно из представленных графиков, звуки достаточно схожи по своей форме, но на правых графиках отчетливо видно наличие обертонов и гармоник.
В исследуемой записи протяжный звук "А" с некоторыми искажениями можно наблюдать в момент времени приблизительно с 0:08.458 до 0:09.020. Практически сразу за ним идет звук "I" - c 0:09.237 до 0:09.373 и с 0:09.619 до 0:09.835. Разделяющий промежуток с 0:09.374 до 0:09.619 ничто иное, как повреждение звуковой дорожки. Поэтому, с огромной долей вероятности можно гворить о том, что звуковые колебания с 0:08.458 до 0:09.835 на самом деле и есть слово "ami".
Изучая осциллограмму всей записи, можно обратить на наличие двух особых мест - одного более короткого в начале и более длинного в конце. Это гроссирование.

Первый встречающийся звук "р"



Второй встречающийся звук "р"



Теперь я возвращаюсь к первоначальному графику, в котором расставил слова. Нетрудно заметить, что участки со звуком "р" относятся к словам "clair" и "Pierrot". При прослушивании записи, нужно обратить внимание на звук, следующий за динным гроссированием. Отчетливо слышно, что следующий звук - глассный, и он последний в слове. Также, слово начинается со звука отличного от "р". Поэтому "répondit" не может заканчивать фразу. Из взоможных вариантов, только "Pierrot" может быть на этом месте. Кроме того, во фразе "mon ami répondit" 6 слогов, а на записи слышно только 5. Так же, эта фраза не укладывается в такт песни.
Из вышесказанного следует, что фраза действительно "mon ami Pierrot", и в данном случае First Sounds оказались неправы. Поэтому, как бы там ни было, но это действительно "Au clair de la lune", как она есть с первой строки первого куплета.
Рассмотрю теперь нотную запись. Чтобы окончательно исключить возможность ошибки восприятия на слух, попробую использовать автораспознование мелодии. Для этого приведем форму сигнала в записи близкой к синусоидальной. Затем, удалим звуки шумов между словами, а так же звук скрежета (на первом графике он обозначен цифрой 2), заменив их на тишину. Так же, заменим поврежденные участки фонограмы на схожий сигнал, предшествующий им. И уже после этой операции, амплитуду сигнала постараемся привести к одному уровню. В результате получим файл с мелодией, которую легко будет распознать.
Собственно сам файл здесь - Solo-Au-clair-de-la-Lune.mp3

Результат его распознавания в нотную запись предствален на следующем рисунке:



Сравнивая нотную запись песенки, взятую отсюда, с тем, что получилось, видим 100% совпадение, не считая, конечно, мелких огрех распознования, длительности нот, и транспонирования мелодии. Звуки по высоте полностью соответствуют 2 первым тактам песенки. Последние 2 фрагмента, звучащих в файле - это начало 3-го такта, который не поместился на валике фоноавтографа. И ничего более.

Последние изменения - 18.03.2010

ретрозвук

Previous post Next post
Up