Часть 5. Экзотика и ретро

Feb 07, 2011 02:37

Под экзотикой я понимаю автомобили, которые на дорогах встречаются очень редко или не встречаются вовсе, как болид Формулы-1 команды Vodafone McLaren Mercedes со стенда “масляной” компании Mobil. Судя по единичке на носовом обтекателе, это - McLaren MP4-25 сезона 2010 года, на котором гонялся чемпион Формулы-1 2009 года Дженсон Баттон. Конечно это не настоящий гоночный автомобиль (безумно дорогой), а всего лишь его макет, но кое-какие детальки у него настоящие - руль, колеса… Выглядит гоночный болид конечно непривычно по сравнению с обычными дорожными автомобилями, и технологии, которые применяются при его разработке и постройке, ближе к космическим, чем тем, которые применяют в автомобилях для широких масс (тем более отечественных). Недаром Формулу-1 называют королевой автоспорта! Самому же Дженсону вся эта крутизна и технологии не позволили проявить себя в полной мере в новой для него команде, и в ноябре 2010 года он добавил к своему титулу чемпиона приставку ‘экс’.

1.


Американские мускул-кары хорошо известны и любимы по всему миру. Сами автопроизводители всячески культивируют эту любовь, рекламируя свои детища самыми разнообразными способами, включая съемки в художественных фильмах. Ну, в самом деле, какой мальчишка (любого возраста, в том числе и преклонного) откажет себе в удовольствии, катаясь на Chevrolet Camaro, представлять, что постоянно находится под защитой могучего автобота Бамблби из голливудского блокбастера “Трансформеры”? Официально такие машины в Украину не поставляются, но если очень хочется… серые дилеры помогут. В районе, где проходила выставка, была замечена парочка Камаро непременного желтого цвета.

2.


3.


Извечный конкурент Камаро на рынке мускул-каров - Ford Mustang. Даже в упомянутой первой части “Трансформеров” Камаро-Бамблби пришлось сражаться с плохим десептиконом в образе полицейского Мустанга. Новое поколение автомобиля было представлено в 2009 году (как модель 2010 модельного года), но на Столичке я впервые увидел этот Мустанг вживую. Года идут, но мустанг только хорошеет :)

4.


5.


Предыдущее же поколение этого автомобиля, наоборот, хорошо известно в Украине. Яркое впечатление майского тюнинг-шоу - шесть Мустангов из одноименного автоклуба собрались в одном месте. Все машины в глубоком тюнинге и не похожи друг на друга. Один из тех клубных автомобилей посетил и нынешнее тюнинг-шоу на Столичном шоссе.

6.


Еще один Мустанг на Столичке по праву занимал место в экспозиции ретро-автомобилей. Это Ford Mustang второго поколения, производство которого началось в 1974 году. Он выглядит намного компактнее, чем его потомки, да и предшественник (помните киношный Элеонор из “Угнать за 60 секунд”?). Ощущения правильные - в те годы разразился нефтяной кризис, который вынудил американцев бережнее относиться к природным ресурсам. Как результат - на смену полноразмерным американским автомобилям 60-ых годов пришли подобные среднеразмерные “карлики”. Меньше размеры авто, значит меньше его масса, значит меньшего объема двигатель ему требуется, а значит меньше расход топлива. Так, второе поколение Мустанга комплектовалось четырехцилиндровым двигателем мощностью 86 л.с., хоть это кажется сейчас смешным. Но на фото самая заряженная версия Мустанга того поколения с бензиновым V8 объемом 4,9 литра и мощностью 140 л.с. И, более того, это люксовая версия Ghia (итальянское ателье, которое разработало дизайн Мустанга второго поколения), которая узнается по виниловой отделке крыши. Похоже не кабриолет, но кабриолетов в модельном ряду Мустанга №2 не было вовсе.

7.


8.


Еще одна американская легенда - Hummer H1. Рекламными роликами этому автомобилю служили телевизионные репортажи из Ирака в начале 90ых о ходе военной операции “Буря в пустыне”. В кадрах хроники частенько мелькали армейские HMMWV (“высокомобильное многоцелевое колёсное транспортное средство”) - многофункциональный автомобиль повышенной проходимости. Могучий “Хамви” выглядел необычайно круто и стал символом победы американского оружия над темными силами международного терроризма. После этих репортажей “по многочисленным просьбам граждан” корпорация General Motors наладила производство облагороженной гражданской версии армейского автомобиля под именем Hummer. Автомобиль, не смотря на всю его необычность, громоздкие размеры и тесный салон, пользовался неплохой популярностью, поэтому вслед за моделью T1 последовали модели T2 и T3 меньшего размера, которые не имели к армии уже никакого отношения. Казалось, что хорошо будет всегда. Но мир постоянно меняется, и во второй половине 2000-ых годов оказалось, что американцам уже не нужны большие прожорливые внедорожники, корпорация GM оказалась на грани банкротства и стала распродавать и закрывать свои бренды, а современные реалии ведения военных действий в Афганистане и Ираке показали, что армейские Хаммеры тоже весьма не совершенны и плохо защищены от взрывов мин и фугасов, закладываемых террористами. Производство Хаммеров прекратилось 26 мая 2010 года, после этого марка Hummer перестала существовать.

9.


10.


2000-ые годы стали последними для еще одной автомобильной марки, на этот раз советской. Луцкий автомобильный завод был хорошо известен в Советском Союзе своими небольшими полноприводными автомобилями для сельской местности, построенными на базе узлов и агрегатов ЗАЗовского “Запорожца”. Не слишком комфортабельный автомобильчик, тем не менее, заслужил хорошую репутацию благодаря своей отличной проходимости. Наверно именно фактор и стал решающим при разработке на базе вездехода ЛуАЗ-969 армейского автомобиля-амфибии ЛуАЗ-967 или ТПК (транспортер переднего края). Основное предназначение этого вездехода - использование в боевых порядках подразделений, близко соприкасающихся с противником. Водитель сидел посередине, а справа и слева от него оставалось место для носилок с раненными. Для обеспечения скрытного перемещения водитель мог управлять этим автомобилем полулежа(!). Интересный автомобиль. На Столичном автошоу с его помощью демонстрировали эффективность автомобильной косметики “Turtle Wax”. Причем, что интересно, этот автомобиль ранней серии - бампер с двумя фарами это просто тюнинг, этому ТПК полагалась всего одна фара головного света, которая находится за лобовым стеклом.

11.


Этот экземпляр был припаркован на парковке рядом с комплексом, где проходило автошоу. Мимо него я просто так пройти не мог, ибо это автомобиль относится к категории “сделай сам”. В его основе явно лежит рама от “козлика” ГАЗ-69, причем удлиненная и мосты от него же. Кузов цельнометаллический (чему заводская версия “козлика” может только позавидовать), причем построенный вокруг кабины от грузового “газона” ГАЗ-52. Капот от него же. Элементы оперения и облицовки радиатора позаимствованы так же у 69го и 52го ГАЗиков. Эдакий собирательный образ памятника советскому автомобилестроению. Сейчас так не делают. Настоящая экзотика!

12.


13.


Переходим к ретро-экспозиции. Для начала я бы хотел сказать пару слов про тенденции украинского движения автомобильного ретро в 2010 году. Как в классике, есть новости хорошие и плохие. Хорошая новость заключаются в том, что авто-ретро движение в Украине живет и продолжает набирать обороты, не смотря на общие кризисные явления в экономике и прочих сферах жизни. Более того, оно начинает принимать цивилизованные формы. Свидетельством тому является проведение в 2010 году специализированной выставки Retro & Exotica Motor Show в Киеве. Даже двух выставок: одна - весенняя в апреле, вторая - осенняя в октябре. Эти выставки обещают стать традиционными, и они собираются стать тем центром, вокруг которого могут сплотиться как владельцы ретро-автомобилей, профессиональные реставраторы так и просто любители автомобильного ретро. Тут и появляется плохая новость. Дело в том, что ранее, практически каждая автомобильная выставка в Киеве (SIA или Столичное автошоу) сопровождалось представительной выставкой исторических автомобилей. Были они и в этом году, вот только ретро-экспозиции эти были на редкость немногочисленными. Да и ретро-экспозиция на севастопольской Автоэкзотике в августе была достаточно хилая. Я это связываю, в первую очередь, именно с появлением мощной альтернативы в виде Ретро и Экзотика моторшоу, которая и перетянула традиционных участников у прочих автомобильных выставок. Посмотрим, что будет дальше. Что же было представлено на Столичке? В первую очередь, по части ретро, сейчас наиболее сильные позиции у отечественных (т.е. советского производства) автомобилей. Среди них традиционно преобладает продукция Горьковского автомобильного завода. Среди модельного ряда ГАЗа самым массовым автомобилем оказалась Победа разных версий. Всю историю этого выдающегося советского автомобиля парой предложений не охватить, она заслуживает отдельного рассказа. Замечу только, что именно так, когда машины стоят рядом друг с другом, можно рассмотреть отличия ранних Побед ГАЗ М-20 так называемой второй серии, которая выпускалась в 1949-1955 годах…

14.


15.


16.


…от машин третьей серии с индексом М-20В выпуска 1955-1958 годов. Самой молодой Победе сейчас более 50-ти лет!

17.


Как простым советским людям были чужды всякие излишества, так и советские легковые автомобили не предполагали наличие большого количества комплектаций и вариантов исполнения базовой модели. Победа не исключение. Фактически таких вариантов у нее было два - полноприводный ГАЗ М-72 и кабриолет. Сейчас кабриолет ассоциируется с чем-нибудь дорогим и эксклюзивным, а в те тяжелые послевоенные годы (Победа-кабриолет выпускалась в 1949-1953 гг.) выпуск кабриолета был вынужденной мерой, т.к. в стране не хватало качественного листового проката. Вот конструкторы и экономили на крыше. Всего было выпущено 14 222 открытых Побед, но до наших дней дожили считанные единицы (все-таки климат и дороги страны Советов не располагают к долголетию автомобилей с подобным типом кузова). Один такой кабриолет был неплохо отреставрирован, живет в Киеве и является постоянным участником киевских ретро-выставок.

18.


19.


Еще одна Победа и еще один кабриолет. К заводской открытой версии эта машина никакого отношения не имеет - у нее две двери, отсутствуют рамки дверей и стойки кузова. Самоделка или, как сейчас модно говорить, кастом. Обычно я такие экспонаты оставляю без внимания (издеваться над классическим автомобилем намного проще, чем восстановить его в оригинальном состоянии), но чувство меры создателям этого автомобиля не отказало, результат получился неплохой. Во всяком случае этот кастом смотрится намного лучше, чем севастопольский победомерседес.

20.


В 1956 году на ГАЗовском конвейере Победу сменил автомобиль нового поколения - Волга ГАЗ-21. Этот, без всякого сомнения, легендарный автомобиль, воспетый во многих художественных фильмах, заслуживает отдельного разговора. Сейчас же замечу, что 21ые Волги традиционно составляют основу любого смотра автомобильной старины на постсоветском пространстве. Но не в этот  раз - на Столичном автошоу Волга уступила пальму первенства Победе. Но совсем без нее, конечно, не обошлось. В первую очередь, обращала на себя прекрасно сохранившаяся машина первой серии (со “звездой”) с индексом 21В, которая недолго продержалась на конвейере (с 1956 по 1958 год).

21.


На смену ей пришла машина второй серии (“акулья пасть”) с индексом 21И. Мне она импонирует больше всего. Неплохо отреставрированная машина второй серии с запорожскими номерами и бумажкой “продается” под стеклом стояла на парковке рядом с комплексом, где проводилось автошоу. Второе поколение выпускалось в 1958-1962 гг.

22.


23.


Потом начался выпуск третьего поколения 21ой Волги (“китовый ус”), который продолжался до 1970 года. Увы, достойного экземпляра этого автомобиля в ретро-экспозиции запечатлеть не удалось (я не считаю таковыми отреставрированные автомобили, покрашенные в какой-нибудь яркий металлик). В 1968 году, когда еще вовсю продолжался выпуск ГАЗ-21, на конвейере ГАЗа понемногу стали собирать Волгу совершенно новой конструкции с индексом ГАЗ-24. Эта Волга еще довольно часто встречается на дорогах, во всяком случае в Крыму и Севастополе, но все равно приятно увидеть этот неплохо отремонтированный янгтаймер (как-то пока рука не поднимается в отношении 24ой Волги написать “отреставрированный”) в состоянии, максимально близком к оригинальному.

24.


Однако Волга, как и Победа до нее, была основной, но не единственной моделью легкового автомобиля на конвейере ГАЗа. После того как Победа изжила свои детские болезни, на ее основе (точнее, широко применяя ее узлы и агрегаты) была разработана более крупная модель ГАЗ-12 или ЗИМ, которая оснащалась 6-ти цилиндровым двигателем (у Победы двигатель был 4-ех цилиндровый). Стилистически ЗИМ был выдержан в стиле американских автомобилей того времени, но ни один из них явно не копировал. В основном, этот автомобиль предназначался для советских чиновников, для которых ЗИС-110 был слишком крутым, а Победа наоборот - недостаточно продвинутой. При этом ЗИМ даже поступал в свободную продажу, но стоил так дорого, что у простого советского гражданина вряд ли мог представится случай проехаться на этом представительском автомобиле, кроме как в такси или скорой помощи (были и такие версии ЗИМа).

25.


На смену ЗИМу в 1959 году пришла ГАЗ-13 “Чайка”- еще одна любимица современного ретро-движения и просто очень красивый автомобиль. Однако прямой замены ГАЗ-12 не получилось, так как Чайка была больше, быстрее и комфортабельнее ЗИМа, и многим чиновникам, прежде использующим ЗИМ, она уже была не положена по статусу. К моему удивлению, в ретро-экспозиции автошоу не было ни одной Чайки ГАЗ-13. Поэтому перейдем к следующей модели, которая на выставке была - Чайка второго поколения или ГАЗ-14. Машина эта не столь почитаема широкими массами и истинными ценителями как ее предшественница, хотя, по существующей в СССР традиции, этому автомобилю представительского класса достались многие передовые опции, характерные для автомобилей зарубежного производства того времени, но недоступные простому советскому гражданину в массовых автомобилях. Я тоже не планировал подробно писать про этот автомобиль, но совсем недавно увидел его в американском фильме R.E.D. с целым рядом голливудских звезд (Брюс Уиллис, Джон Малкович, Морган Фримен и т.д.) и понял, что этот автомобиль определенно заслуживает моего внимания и отдельного повествования. Тем более что конвейерная жизнь этой Чайки закончилась достаточно печально.

26.


Еще один автомобиль, который хоть и выглядит необычно, но имеет самое прямое отношение к продукции Горьковского автозавода. Легкий бронеавтомобиль БА-64 был разработан в самом начале Великой Отечественной войны на базе горьковского полноприводного автомобиля ГАЗ-64 и является первым советским полноприводным бронеавтомобилем. В 1943 году было налажено производство модернизированной версии этого бронеавтомобиля, получившей индекс БА-64Б, на базе полноприводника ГАЗ-67, производство которого также было начато в то время. Модернизированная версия отличалась от предшественника в первую очередь шириной колеи, что значительно улучшило ее боковую устойчивость. Выпуск этого автомобиля продолжался до самого конца войны. Оружие Победы, можно сказать, хоть и менее знаменитое, чем танк Т-34 или грузовики ГАЗ-АА или ЗИС-5. До настоящего времени дожили единичные экземпляры этого бронеавтомобиля, все они находятся в музеях. Большая же часть БА-64, которые участвуют в выставках и реконструкциях, как правило, являются новоделами. Шасси - оригинальное, от “ГАЗика”, которых сохранилось значительно больше, а кузов - воссозданный заново мастерами по результатам обмеров существующих экземпляров, иногда с применением сохранившихся бронелистов. Этот образец не исключение.

27.


28.


Вторым по численности после ГАЗовского в ретро-экспозиции на Столичном автошоу было представительство клуба любителей автомобилей марки Mercedes-Benz. Если не считать старичка W136, который я изучил еще на севастопольской автоэкзотике, то самым пожилым автомобилем из представленных был удлиненный седан W115 шестидесятых годов. Знаменитый “штрих 8” - далекий предок нынешнего E-класса. Мерседесы этой модели знамениты своей феноменальной надежностью и неубиваемостью. Недаром многие экземпляры этой модели до сих используются в качестве такси в Африке и на Ближнем Востоке, и пробеги некоторых из них уже превысили миллион километров.

29.


Купе с заводским обозначением С107 выпускалось с 1972 года, было выпущено в больших количествах и раритетом по мировым меркам не является. Но все равно это очень интересный и красивый автомобиль! Насколько элегантнее он выглядит своего потомка - современного купе Мерседеса CL-класса.

30.


И еще парочка автомобилей - купе на базе весьма популярного в наших краях седана в кузове W124, который после рестайлинга в 1993 году получил привычное нынче обозначение E-класс. Заводское обозначение - С124. По современным меркам это авто не тянет даже на янгтаймер, но на наших дорогах встречается нечасто, оттого может считаться эксклюзивным и интересным :)

31.


32.


Еще один автомобиль… честно говоря, я даже не знаю как его толком величать. Украшен он эмблемами Horch, но, насколько я знаю, оригинального в нем не так уж и много. Фактически, это новодел по мотивам. Но выглядит все равно внушительно!

33.


От роскоши немецкой, к роскоши социалистической. Мы слабо знакомы с историей автомобильного производства в странах-соседях по социалистическому лагерю - Чехословакии, Польше, Венгрии, ГДР. Автомобили оттуда в СССР практически не поставлялись (за редким исключением, например автобусы Ikarus или троллейбусы Skoda), а ведь там тоже есть автомобильные марки с вековой историей, которые выпускали интересные и необычные машины. К примеру - Tatra из Чехословакии, которая знаменита своими легковыми автомобилями представительского класса необычной заднемоторной компоновки с двигателями воздушного охлаждения. Производство модели 613, унаследовавшей все эти особенности, началось в 1974 году. Этот автомобиль, который оснащался двигателем V8 объемом 3,5 литра мощностью 168 л.с. воздушного (конечно же!) охлаждения, как и советская Чайка, был предназначен для высокопоставленных чехословацких чиновников и простым гражданам не продавался. Легковые Татры собирались практически вручную в небольших количествах и отличались высоким качеством. Производство легковых автомобилей Tatra прекратилось в конце 90-ых годов, затем фирма полностью сосредоточилась на выпуске грузовиков. Автомобиль на фото с аэрографией и отделкой в стиле “совиет романтик” был подвергнут этому “тюнингу” во время съемок в телевизионной программе “Алло гараж” - украинском варианте эМТиВишной программы “Тачка на прокачку”. Американскую культуру грамотного обращения с автомобилями мы еще не переняли, но культуру эти автомобили портить, позаимствовать, похоже, успели.

34.


35.


Без всяких сомнений, самым красивым и запоминающимся автомобилем ретро-экспозиции был американский Dodge Darts Phoenix. Он был разработан в период расцвета американской автомобильной индустрии (1960-1961 гг.), когда каждая новая модель автомобиля американского производства была крупнее и мощнее предыдущей, а внешний декор становился все пышнее, и когда еще совсем не думали о будущих нефтяном и экономических кризисах, банкротствах, слияниях и ликвидациях брендов.

36.


Вместо вступления
Часть 1. Корейцы и японцы

Часть 2. Европейцы
Часть 3. Наши и китайцы. Легковые автомобили
Часть 4. Наши и китайцы. Коммерческая техника
Часть 5. Экзотика, ретро
Часть 6. Тюнинг, девушки

ретро, Столичное автошоу 2010, экзотика

Previous post Next post
Up