Скромность Гилеля

Dec 27, 2016 09:38

Скромность в Талмуде в разных местах понимается по-разному. И таки да, есть места, в которых первым делом напрашивается понимание скромности, как "умаления себя", по типу: "Кто я, и что я, в сравнении с такими умами?", или альтернативно: "Я червь и не достоин мыть посуду" :). Тем не менее даже в этом случае, скромность не сама по себе, а в сравнении с кем-то. Вы достойны высказываться, а мое мнение менее важно, к примеру. И очень часто скромность в Талмуде сопряжена с довольно высокой собственной оценокой, но никогда с завышенной.
В случае с Гилелем - мы знаем из истории в Талмуде, что она выражалась в том, что он готов был бросить свои личные дела и выслушать с виду абсурдные вопросы человека, который, как нам известно, нарочно поспорил о том, что он Гилеля рассердит. А тот, вот, как назло, не сердился.
Почему же не сердился? А из скромности! Религиозная скромность, это признание, что ты всегда знаешь меньше, чем Бог, и вообще говоря, чем любой другой человек. Поэтому глупо претендовать на то, что ты полностью владеешь ситуацией и понимаешь, что с тобой происходит и с кем ты имеешь дело. Вот Гилель и готов всегда рассмотреть новый взгляд на ситуацию. Это скромность по жизни. И она годится даже тогда, когда ты опоздал на важное свидание или на самолет. Кто его знает, какой еще поворот жизнь сделает, можно это принять без злобы.
Другая сторона его скромности - попытка понять вопрос человека максимально широко, не навязывать ему свой взгляд на мир. И, если кто-то что-то, спрашивает, признать, что, видимо, вопрос ему важен. В истории с человеком пришедшим нарочно довести Гилаля до раздражения, мы-то знаем, что вопросы заданы из вредности, без глубокой мысли, но Гилель - не знает, и в каждом вопросе находит довольно важные жизненные принципы.
Так например вопрос: "Почему у вавилонян головы овальные?" - видимо хочет обидеть Гилеля, который родом из Вавилона. Но Гилель отвечает: "Потому что там повитухи неумелые". Есть два разных объяснения этого ответа. Первое это, что так как повитухи в Вавилоне не умелые, Провидение устроило так (или сделало человеческую природу так, чтобы она могла приспособиться) чтобы головы младенцев в Вавилоне были удобной для рождения, вытянутой формы. Второе объяснение - что голова ребенка при родах вытягивается, чтобы легче пройти по родовым путям, а потом повитухи подправляют форму головы, а в Вавилоне этого делать не умеют. Вообще говоря, это правда, кости головы в момент родов мягкие, чтобы голове было легко вытянутся. И, действительно, я слышала, что акушерки немного подправляют форму головы ребенка после родов. (Но может это только было в России?) Как бы то ни было, но в конце концов, голова все равно выравнивается, и то, что происходило при родах остается в прошлом. Так что в таком объяснении слов Гилеля, есть некоторая неувязка. Ну, при всем при том, может быть, все же не все полностью выравнивается, кто это проверял?
Но если немного абстрагироваться от реальности Вавилона и Израиля, и залезть в философские спекуляции, то можно предположить, что речь идет о соотношении между идеалом и реальностью. Когда круг воспринимается, как идеал, а овал - как отклонение от него. Круг, как природное, а линия, входящая в круг и изменяющая его, как нечто, нарушающее природность или дополняющее ее. (Игуль и йошер на языке каббалы). И тогда можно было бы сказать, что при всей идеальности круга, рождение происходит с вмешательством линии и направления, и это относится, как к рождению ребенка, так и к рождению идей, так и ко всему миру в целом.
А то, что в этой истории глубокомыслие Гилеля было как бы не к месту, и расточалось перед провокатором, совершенно не важно, поскольку идея была сформулирована и сохранилась не зависимо от того, что было ее источником. И еще важнее то, что рядом в Талмуде есть история принятия геров, где способность Гилеля признать, что его представление не всеобъемлюще, и как следствие - готовность увидеть все под другим углом зрения - приводит людей "Под крылья Божественного Присутствия". (Извините, не умею лучше перевести слово "Шхина")
Тогда как педантизм Шамая не приводит.

А я бы даже сказала, обобщая, что некоторых и уводит...

This entry was originally posted at http://nechaman.dreamwidth.org/1003830.html. Please comment there using OpenID.

философское, иудаизм

Previous post Next post
Up