На самом деле, воспоминания у меня дырявые. До этого места, поскольку все было сильно романтическое, то запомнилось лучше. А дальше уже помню как-то кусками.
Песах, который послужил, как бы, поводом и началом ухаживания между мной и мужем праздновался с сильно большой компании. Пожалуй было человек семьдесят. Кажется, стояли даже в коридоре. И так оно и пошло дальше. Фактически я помню за все годы один раз, что на пасхальный седер у нас не было гостей. Это был седер шени, и мы первый раз тогда отпраздновали Песах, как семейный праздник, а не как публичную лекцию.
В Израиле у нас тоже было несколько раз, когда Петю приглашали проводить седер для олимов, но в основном мы перешили на семейно празднование, и даже если приходит десяток гостей, то семья все еще остается в большинстве...
Летом мы с Петей поехали на дачу в Одессу. Это дача была любимым мим местом на земле. И лето, которое мы провели там с Петей было последним. Потом папа дачу продал. А мне стало сниться по ночам, как я тем или иным способом на эту дачу проникаю и там поселяюсь. Сон не оставлял меня много лет. После приезда в Израиль, некоторое время он не возвращался, но потом снова начал сниться. Я повесила в доме фотографию этой дачи, думала, если буду видеть ее наяву, то она перестанет меня мучить ночью. Спросите, почему мучить? Потому что во всех снах я там поселялась нелегально и все время была опасность, что настоящий хозяин придет и выселит.
Потом я просила друга сфотографировать эту дачу, или что там сегодня на ее месте. Сегодня дом перестроен в шикарную виллу, и от старых деревьев не осталось следов. Но и фотографии ничего не изменили. Потом я и сама съездила в Одессу по случаю, и видела все своими глазами. И вдруг меня осенила простейшая идея, что никакой хозяин не может мне ничего сказать в моем сне! Там же я сама устанавливаю правила. С тех пор я уже не переживаю, и сон тоже перестал сниться.
Это было исключительно отступление. На дачу мы поехали с Маей и Машей Фульмахт. И там в Одессе Петя моментально завел кучу учеников. К нему стали ходить одесские евреи и он их учил Торе. Кроме этого он сидел и переводил статьи Нехамы Лейбович на русский язык. А я, обнаглев, пыталась читать комментарии Раши к Торе. В море Петя смотрелся странно, но что поделать, он оказался не водоплавающий.
Если среди моих читателей найдется кто-то, кто тогда бывал у нас на даче, было бы интересно. Но я, обладаю памятью удобной для подпольщика, и никогда не помню имен. Помню лишь Иеhудит Непомнящую, и Шаю Гисера. Дороги наши с тех пор разошлись, но так часто бывало с Петиными учениками. И я думаю, что это правильно. Нужно давать людям много материала к размышлению, и способность дальше двигаться самому и самому решать. Я думаю, что это одно из важных свойств Маханаима вообще.
Был когда-то в моей молодости среди друзей диссидентов популярен такой тост: "Так выпьем же за успех нашего безнадежного дела". С тех пор мне часто случалось ввязываться в дела, по видимости сильно безнадежные. Может это судьба, а может характер. Голосовать за Маханаим - тут:
http://www.youtube.com/Leumi1Million?x=xHpctSnG41E