Камни предложения

Nov 06, 2013 15:10


И некоторые фарисеи из среды народа сказали Ему:

Учитель! запрети ученикам Твоим.

Но Он сказал им в ответ: сказываю вам,

что если они умолкнут, то камни возопиют.

Евангелие от Луки (гл. 19, ст. 39-40)

Сегодня я отпинал камень на дороге. Да-да, отмутузил его что было сил! Бил минут пять - ожесточенно, прицельно, прямо по его корпусу.

Пришел домой, лег на кровать. Пальцы ног - отбиты, ботинки - порваны. Настроение - ни к черту. Как он там? Одинокий, в пыли, лежит, никому не нужный... Не выдержал - вскорчил, вернулся на дорогу.

А обратно мы пошли вдвоем - я и мой камень. Он грелся у меня в кармане куртки, а я представлял, как отмою его душистым мылом, в какую мягкую кровать положу его...

Скажи, читатель, ты серьезно озабочен, не правда ли? Судьба камня волнует тебя? Как? Тебе волнует лишь мое душевное состояние? Тебя тревожит, на какие еще поступки способен столь неординарный человек?

Постой, но разве камень не заслуживает хотя бы мысли о нем? Легкой тревоги? Будет ли он доволен жизнью в новом доме? Быть может, холод дорог лучше подходил его натуре? Сколько друзей он потерял, так и не сказав им что-то главное?

Постойте, постойте, что вы говорите! Камень - не ощущает? Камень - не мыслит? Камень - не обладает сознанием? Ему не бывает больно, и у него нет друзей?

Но разве это достойные аргументы? Вот, например, курица, которую вы съели намедни - она ведь и чувствовала, и мыслила, у нее были подружки-куры и тот красавец петух, о котором она вспоминала по ночам... И что же - мы часто поедаем кур, но часто ли нас тревожит мучительное чувство стыда и раскаяния за поедание трупа?

Так, может, что-то не так с вами, мои бесчувственные читатели? Текут ли у вас слезы по щекам, когда вы, в прогулке по магазинам, видите нарезанные в ломтики кусочки мяса свиней и коров? Быть может, вас до глубины души трогает невинно убиенная рыбка, из которой вынули внутренности, чтобы удобнее лечь в ваш ротик?

Что же, назовите мне то блюдо, при виде которого вы воскликните - да как это и есть возможно - жалко же! Быть может, жаренная собачка вам не по нраву? Однако жители Вьетнама будут удивлены вашей брезгливостью. Змеи и лягушки? Положим, вам будет противно это есть, но давайте не будем путать брезгливость и жалость.

Как насчет жареных кусочков бонобо? Это такие милые обезьянки, одни из самых близких к нам по эволюционному древу. Станет ли вам грустно, что еще одной обезьянкой на свете стало меньше? Или не стоит беспокоиться о тех, чей уровень сознания так далек от нашего?

Не заинтригует ли вас мясо дельфина? Необычайно вкусное, слюнки потекут! Покрошенная печень, сваренные мозги, обильно политые кровью. Или лучше без крови? Кровь как-то неприятно ассоциируется с болью...

Впрочем, нам жалко животных. Будет ли вам приятно убить самому курицу, чтобы потом ее съесть? Или жестокость, сделанная вами - это чересчур; а то, что регулярно делается другими ради вас - это допустимо и нормально? Зрелище, как корова превращается в говядину, не для слабонервных; скажу более, это зрелище даже более для тех, у кого мало сострадания к живому; однако это убийство делается ради нас с вами. Не желаете видео, как убивают коров? Нет? Действительно, как можно такое и предложить!

Говорят, в африканских странах какие-то дикие, необразованные, далекие от цивилизации люди поедают друг друга. Дикость, правда? Ну зачем есть друг друга, когда можно есть животных!

Тут ведь такое дело. Убивать людей в целом - плохо. Правда, все равно ведутся войны, и миротворческие силы стреляют в плохих ребят - приходиться убивать, да. Это даже круто, во имя закона, "бах-бах", и нет бандита. Но чтобы потом съесть труп? Ах, как можно о таком и думать!

Ну а если в ресторане вам принесут ломтик хорошо приготовленного мяса, а потом обрадуют - из свежеприготовленного сирийского боевичка-с. Молодой, здоровый, с гарантией качества! Ваша реакция, мой читатель?

Мясо ведь было вкусным, что уж тут. Но ведь это же - мясо ... че...ло...ве...ка!!! Желудок, скорее, скорее, исторгай из себя эту невозможную для еды пищу! Ах, сколько же думал этот человек! Быть может, у него были друзья, может, у него была подружка! А я его - взял - и съел! НЕВОЗМОЖНО!

Быть может, все дело - в сознании поедаемого? Быть может, именно возможность перенестись в шкуру подобного тебе и играет столь значительную роль? Это ж брат мой, человек, как я могу?

А если представить, что есть мы будем младенца, рожденного без головного мозга? Все его возможности ограничиваются тем, что стержень головного мозга поддерживает дыхание - впрочем, не надолго. Однако даже гипотетическая возможность поесть ребеночка вот уже заставляет читателя поскорее отписаться от новостей Антона Субботы. Есть младенцев. Да и подумать страшно! Думать - оно вообще страшно! Лучше - не думать!

И все же некоторые народы в Африки едят... Что ж они, бесчувственные, что ли? Да ладно бы врагов, ведь своих же едят, умерших! Садятся за трапезу, и поминая покойника, им же и закусывают. Это - что? Это, братцы, ритуал, полный смысла. Это все - в честь покойника, соединение с его силой.

Странно? Ну что вы, читатель. И сейчас христиане регулярно совершают литургию, на которой под видом хлеба и вина принимается тело и кровь Христа. И сейчас, при сомнениях в том, что это действительно тот самый Христос, верующие могут напомнить те чудесные рассказы про то, как сомневающиеся видят на блюде реальное мясо и кровь.

Так что, дело - в воспитании? Научит общество, что каннибализм - вообще-то плохо - поверит человек; научит обратному - будет есть человечину. Отчасти - так и есть. Впрочем, и гены играют значительную роль - иначе как объяснить, что и в наш век неодобрения каннибализма в интернете есть тысячи мечтающих съесть кого-нибудь и даже быть съеденными. Неужели в Германии так дурно воспитывают, что в ней рождаются такие, как Армин Майвес?

Что же, мои дорогие читатели, мы достаточно далеко ушли и от камня, и от начала моей статейки - стало быть, пора делать какие-то итоги. Впрочем, для итогов текста было еще слишком мало - разве что заметить для себя, насколько, казалось бы, непреложные истины человеческого поведения ("не ешь людей!") кажутся относительными, когда мы узнаем больше о поведении человека в исторической и географической перспективе. Пожалуй, самый легкий и на мой взгляд самый неверный вывод, который мы можем сделать - это однозначно осудить все проявления каннибализма (заочно осудив и тех негров, которые сотнями лет таким образом почитают своих предков) и благополучно забыть о факте поедания животных ("ем и буду есть. кушать то хочется. не порти аппетит!"). Вот такое черно-белое видение мира (так успешно навязываемое многими представителями религии) мне кажется поклепом на истину.

Между бесчувственным камнем и чувствующим в полноте человеком - пропасть; и разум человеческий силится найти четкие грани между живым и неживым, чувствующим и не чувствующим, имеющим сознание и не имеющим его. Однако грани эти условны; зачастую они не покоятся на твердом основании знания, но на субъективном чувстве - приятно/противно. Мы полагаем эти чувства хорошим индикатором добра и зла, однако люди с генами, что провоцируют на асоциальное поведение, не согласятся с нами.

Так не пора ли немного отложить чувства и призвать разум в подобных вопросах?

PS А что же камень? За камень следует благодарить Дэниела Деннета и его "Виды психики: на пути к пониманию сознания".

http://vk.com/note2888170_11674569
Previous post Next post
Up