Три девицы под окном пряли поздно вечерком...

May 29, 2011 14:25

Сегодня посмотрел одну из серий Сверхъестественного, одной из героинь была Судьба. Она боролась с последствиями не затонувшего Титаника убивая потомков выживших и исправляя тем самым альтернативную реальность. Но не суть...

Интересно что у нее есть еще две сестрички. Вот и решил я коротенечко сказать о этих трех девицах.

Мо́йры - греческие богини судьбы (у римлян Парки). Упомянуты в «Илиаде» (XIX 127) и «Одиссее» (XVII 327; XXIV 29). 
Мойры - дочери Зевса и Фемиды (по версии Платона - дочери Ананке, есть также версия, что они дочери Кроноса). Первоначально считалось, что своя Мойра есть у всех людей. С развитием олимпийской религии число Мойр было сведено к трем:
  • Клото́ (греч. Κλωθώ, «Пряха»,) - прядущая (нить жизни).
  • Ла́хесис (греч. Λάχεσις, «Судьба») - определяющая судьбу жизни (длину нити).
  • А́тропос или Атропа (греч. Ἄτροπος, «Неотвратимая») - неумолимая, неотвратимая участь (смерть). Перерезающая нить.
Первая, в образе прядущей женщины, олицетворяет собой неуклонное и спокойное действие судьбы, вторая - отмеряющая длину нити её случайности, третья - внезапно рассекающая нить, ножницами например, неотвратимость её решений. Платон в диалоге «Государство» изображает мойр сидящими на высоких стульях, в белых одеждах, с венками на головах; все они прядут на веретене Ананки (необходимости), сопровождая небесную музыку сфер своим пением; Клото поёт о настоящем, Лахесис - о прошедшем, Атропос - о будущем.

Кстати говоря пушкинские три девицы прядущие под окном под вечер и в процессе пряжи предрекающие царю различные направления развития его судьбы очень сильно пересекаются с мифологией о сестрах судьбовершительницах. Пусть сказка и ложь но в ней как известно есть намек и в данном случае намек на то что...



...человек сам может пытаться выбирать свою судьбу, что в общем то и сделал царь.

"Кабы я была царица, -
Третья молвила сестрица, -
Я б для батюшки-царя
Родила богатыря".

Только вымолвить успела,
Дверь тихонько заскрыпела,
И в светлицу входит царь,
Стороны той государь.
Во все время разговора
Он стоял позадь забора;
Речь последней по всему
Полюбилася ему.
"Здравствуй, красная девица, -
Говорит он, - будь царица
И роди богатыря
Мне к исходу сентября.
Вы ж, голубушки-сестрицы,
Выбирайтесь из светлицы,
Поезжайте вслед за мной,
Вслед за мной и за сестрой:
Будь одна из вас ткачиха,
А другая повариха".

Посмотрите как они похожи, особенно если дать скидку на культурологическою и временную разницу.
Вот девицы из "Сказки о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди" на городецкой тарелке



или вот еще



А вот сестры-судьбы с фламандского гобелена вероятно созданного в Брюсселе, около 1510-1520 годов - "Триумф смерти, или 3 судьбы".



а вот картина «Три мойры» (Парки) итальянского художника Содома датированная  1525 годом.



Ну и напоследок что бы разбавить текстовоописательную часть поста предлагаю вам самим почувствовать себя вершителем судьбы. Правда не человеческой (не доросли мы до этого) и судьбы зернышка. Выбирайте ключевые повороты в его "жизни" и смотрите что ему уготовано :)



Что бы пост оказался у вас достаточно нажать на ссылку "Поделиться" или на значок "+".

Содержательно

Previous post Next post
Up