Jun 16, 2014 12:14
Продолжаем рассказ. Если вы хотите поговорить с Гришей, забудьте об этой идее. Он не говорит, он произносит слова.
Разница принципиальная, как между живым человеком и, скажем, магнитофоном.
Что такое речь? Это коммуникация: вопрос-ответ, одна фраза - другая фраза, ее дополняющая. Что-то типа этого:
- Мама...
- Да, сынок.
- Можно мне пойти погулять?
- Конечно. Только оденься по погоде.
Гриша такой диалог поддержать не сможет. Не потому что он не знает слов: как раз их у него навалом. Из различных отраслей жизни, и даже на нескольких языках. Но вот в чем загвоздка: он не может их правильно использовать. Его мозг - это такое хранилище информации, из которого он временами вытаскивает то один, то другой файл, который, по мнению Гриши, подходит к ситуации. И произносит его целиком, так, как он был записан на жесткий диск. Звучит это, на первый взгляд, очень забавно:
Я: Как тебя зовут?
Он: Как тебя зовут? Гриша.
Я: Гриша, попроси у меня мяч.
Он: Попроси, дай одну.
Я: Возьми, Гриша, мяч.
Он: Это мяч. Мяч круглый, мячом играют, мяч можно кидать и катать. М - мяч. А - Арбуз. Ма-ма...
Ну и так далее.
Поток такой несвязной для непосвященного человека информации идет постоянно, практически без перерывов, потому что мозг работает и должен выдавать информацию. Мультики, стихи, песни детские и взрослые, звуковые азбуки и учебники математики, карточки Домана по темам на русском и английском языках... Воспитатели в садике были в шоке, когда Гриша, зацепившись взглядом за букву И на доске Информации, выдал им весь русский алфавит со словами на все буквы.
Фокус этот называется эхолалия - автоматическое повторение услышанных слов или целых предложений. В принципе, этап эхолалии проходят все дети, которые учатся говорить. Они таким образом набирают словарный запас и показывают собеседникам, что вообще их понимают. Но именно аутисты часто застревают на этом этапе и доходят в нем до реального абсурда.
Гриша не только цитирует целые куски мультиков и песен, но воспроизводит интонации и сопутствующие шумовые эффекты. А наша задача - расшифровать, что он этими цитатами хочет сказать. Потому что все это не просто фразы в воздух, а способ передачи информации. Поэтому я обязательно отсматриваю все, что смотрит он.
На закуску - самые популярные фразы из его репертуара и перевод на нормальный язык:
- "Вправо, вправо, сейчас я помогу!" - Если надо достать какой-то предмет.
- "Мишка, я больше так не буду, не буду!" - просит прощения.
- "Сейчас мы будем кушать, сейчас меня покормят. Кашу, кашу!" - просит есть.
- "Копатыч, миленький, как ты себя чувствуешь?" - сообщает, что у него что-то болит.
- "Сосредоточься, попробуй-ка еще!" - что-то не получается, не доволен собой.
- "Хочешь выйти из игры? Нет? Да! Нет? Да! Нет? Да! Очень жаль, но мы обязательно увидимся еще!" - борется с собой, если чего-то не хочется. Побеждает каприз. Чаще всего это происходит на улице и смотрится довольно странно.
- "Гуд, гуд, супер-гуд, аллес супер-гуд!" - хорошее настроение.
- "Оппа, Гангманстайл! Бдыщ-щ-щ!!!" - настроение еще лучше. Поется по пути в садик.
Одна беда: у мальчика, видимо, идеальный музыкальный слух. Поэтому он впадает в реальное бешенство, если слышит не ту ноту. Начинает бегать, разбрасывать стулья и столы, и хлопать дверями. Активно отучаем от этой вредной привычки, потому что люди пугаются.
Гриша