О вождении авто для полных новичков

Oct 23, 2012 11:56

Этот текст - лёгкая редакция старого текста на http://www.bedal.ru/ARO/experience.htm
Причина написания сего небольшого опуса - недоумение, переходящее в негодование, от книг, посвящённых этому вопросу. В большинстве случаев в книгах, например, Цыганова, или публикациях в журналах, речь о вождении в управляемом заносе, предельно быстром прохождении поворотов и прочих фокусах, не совместимых с ПДД и неисполнимых в реальных городских условиях, например, при движении в потоке.
Так что в пику "продвинутым" -  набор личных наблюдений за тем, как учился сам и учил некоторое количество знакомых. Старался их как-то сверить с жизнью - по крайней мере демонстрация в автоконфах особого отторжения не вызвала.

Эти советы - действительно начинающему. То есть, когда написано "быстро пройти поворот", - то это не проход на пределе машины, а так, чтобы новичку казалось быстро.

Вообще начинать регулярно ездить лучше так: сначала наметить маршрут, по которому будешь ездить часто. Потом проехать его, допустим, вечером или рано-рано утром, когда нет машин. И так - несколько раз. Когда поймёшь, что этот маршрут проходишь "на рефлексе" - начинаешь ездить днём, с машинами. После того, как освоишься и с этим - можешь ехать куда угодно.

Не держись слишком вправо, не жмись. Ехать надо уверенно по середине полосы - справа часто бывают ямы, бугры и железки. Кроме того, лучше иметь пространство справа, чтобы было куда уходить, если что. В незнакомом городе при относит ельно интенсивном движении лучше ехать по второй полосе, а не по правой крайней. Правая часто занята стояищими машинами, она может быть "только для автобусов" или "только направо" - последнее встречается чаще, чем "только налево". В этой же правой полосе шатаются, как пьяные, таксисты и газельщики. Так что вторая удобнее. И видно из неё лучше, куда дальше ехать.

Обязательно:
Выбери пустую широкую дорогу, разгонись до, хотя бы, 60 и затормози РЕЗКО. Уверен, с первого раза до стрекотания АБС или шуршащего звука, когда колёса идут юзом - не доберёшься. Пробуй ещё. Не бойся сломать машину :-) Если машина без АБС: Когда услышишь звук юза - (шуршание или свист - зависит от асфальта) чуть отпусти тормоз и нажми опять. В первый раз, кстати, это не получится, тем более не получится само собой, когда надо будет впервые тормозить "в жизни". Тормозить надо учиться - это та пара метров, которая спасает жизнь. И вообще ты _должен_ знать, как ведёт себя твоё авто в торможении. Выехав на дорогу с изменившейся погодой (дождь прошёл, заморозки, поменял покрышки) - тормозни, почувствуй, что изменилось.
В порядке развлечения и лучшего понимания - попробуй, опять же на пустой дороге, затормозить левой ногой. Сюрприз почти гарантирован. :-) Зачем это сделать? Во-первых, это забавно, ну и в зимней широкой обуви можно левой ногой задеть тормоз, выжимая сцепление, совсем не нарочно.

Если машина с передним приводом: выбери достаточно крутой, но широкий, поворот и пройди его на максимальной скорости, как сумеешь. Не боймся улететь юзом - ты до этого машину довести с первого раза не сумеешь :-) Скорей всего - поворот ты закончишь на разделительной полосе.
Теперь снова, но попробуй в середине поворота, когда круче всего, добавить газа. Почувствуй, что на переднем приводе в сложных ситуациях надо не бросать газ ни в коем случае, а наоборот, поддавать сильнее. В повороте не бойся кренов. Новичок пугается гораздо раньше, чем надо, и выкатывается из поворота, часто на встречку, в самых невинных ситуациях. Вот тут-то и полезно учиться управлять машиной в повороте. В повороте ведь машина управляется скорее газом, чем рулём. ( Кстати, лёгкий самолёт в посадочной конфигурации тоже начинает управляться "наоброт", по скорости - рулями, а по высоте - тягой :-)
Вообще очень характерный признак плохого водителя - выкатывание в скоростном повороте из полосы на разделительную. Если навстречу другой такой же - ну, ты понял...

Всегда помни: в ПДД нет понятия "объезд препятствия", зато есть "торможение вплоть до полной остановки". Так что имей в виду - если ты на дороге что-то случилось, не пытайся объехать (подсознательно экономя тормозные колодки:), а тормози именно вплоть до остановки. Если будешь объезжать, и что-то случится - виноват по ПДД будешь ты. Да и множество случаев, когда объезжая на дороге собаку мало того, что всё равно не спасёшь, да ещё и своих пассажиров подставишь.

Если приходится остановиться или даже оттормозиться (снизить скорость с крейсерской до маневренной) на трассе или вообще там, где ездят быстро - обязательно и сразу включай аварийку. Французские машины частенько сами при резком торможении включают аварийку - полезное умение.
Иначе - запросто могут въехать в зад, или, объезжая в последний момент, пронестись в опасной близости.

Другой случай, когда надо включать аварийку - если тебе начали сигналить сзади и торопить. Например, на светофоре. Никакой другой реакции не должно быть. То есть - не торопись. Если ты спокойно с той скоростью, с какой можешь, покинешь перекрёсток - это будет лучше всего.

Если при трогании нажал газ слишком сильно - не бросай, а работай педалью сцепления. Только когда уже поедешь - убавь газ. Бросишь газ сразу - с высокой вероятностью заглохнешь. Вообще про трогание отдельный текст будет.

Важно:
Брось пижонствовать и всегда пристёгивайся. Достаточно резкого торможения на каких-то 40км/час, чтобы пассажир выбил себе зубы об панель -тому множество примеров. Человеческая реакция не бывает быстрее 0.3сек, то есть на 40км/час тело успевает пролететь 3метра до того, как хоть что-то заметишь. Нельзя питать надежду на то, что успеешь упереться руками. Сам как хочешь - а пассажиров пристёгивай. Когда попробуешь первый раз тормозить левой ногой - поймёшь, как действительно может швырнуть при неожиданном торможении.

На обгоне не ленись переключить передачу пониже. Бывает психологически тяжело ехать с повышенными оборотами - шумно, и чувствуешь, как бензин в трубу летит. Но между тем, перед обгоном со скорости 80км/час надо втыкать именно третью передачу, и обгонять быстро и безопасно. При этом за время разгона набирается от 20 до 40 км/час в зависимости от длины обгоняемого.
Такой обгон наиболее безопасен, так как ты располагаешь тягой, чтобы выскочить, ты наименьшее время находишься на другой полосе.
Помучаю арифметикой:
вот едет фура, 72км/час. Навстречу, в 500 метрах (довольно далеко вроде бы) едет некто на 108 км/час (паrдон, заставил его нарушить, но так легче считать, это ровно 30м/сек). Скорость сближения 50м/сек, 500м пролетят за 10 секунд.
Начинаем обгонять. Нам надо "прыгнуть" вперёд метров хотя бы на 25 (длина фуры, да мы начинаем всё же чуть не доехав до неё и заканчиваем несколько за ней). Если мы за этот обгон ускоримся на 36км/час (10м/сек), то потратим на это 5 секунд.
Вроде бы всё в порядке? Половину дистанции спасли, до встречного 250м, всё прекрасно и безопасно. Но. Чтобы так ускориться на обычной машине, надо именно перейти на третью передачу!
Обгон на таких скоростях на четвёртой передаче (некоторые ухитряются тошнить в обгоне на пятой) - ОПАСЕН, даже 500м не будут безопасным запасом. Часто проблему решают способом "с хода", то есть разгоняются до сотни (или просто не сбрасывают скорость) и выскакивают так на встречку.... и попадают в хроники лобовых столкновений, потому что оценить ситуацию у них не было времени и возможности.

Другая и немалая польза от обгона на высоких оборотах - высокий уровень торможения двигателем. Обнаружилось, что завершить обгон не получится, надо тормозить, ещё только несёшь ногу с газа на тормоз  - а оно уже и так прилично тормозит.

Почему приходится всё это советовать? Потому что так частенько не делают. А не делают, потому что подсознательно избегают рёва двигателя на 5000 оборотах (а ведь можно и выше). И избегают - зря. Время от времени раскручивать движок до 5000об/мин - движку _полезно_.  Выжигается нагар на свечах и клапанах, масло повышенным давлением уносит мусор в масляный фильтр и ещё кое-что по мелочи полезного есть.

Как тормозить движком на АКПП? Даже если нет ручного переключения передач - есть режимы overdrive off, "3", "2". Эти режимы как раз ограничивают включение высших передач и позволяют тормозить движком. Пользуйтесь!

Важно: если впереди идущий авто подтормаживает и принимает вправо - НЕ обгоняй! Сначала пойми, почему он это делает. Почти наверняка либо впереди препятствие, либо он (жигули-классика этим болеет) собирается повернуть круто влево(!).

Об уходе за движком, раз уж было упомянуто его здоровье:
Не беспокойся, если масло быстро потемнело. Хорошее масло должно быстро темнеть, так как должно обладать моющими свойствами. Если ты _не_ меняешь тип масла - забудь о промывках всех видов - они не нужны, более того, вредны. Да даже если меняешь - промывки не нужны. Есть сомнения - после первой заливки нового масла отъезди не 10, а, допустим, 5 тыс.км до замены. При нынешних ценах на бензин замена масла обходится относительно недорого - в 1-2 заправки.

На нейтралку для экономии топлива переходить категорически нельзя!
Причины:
  1. При езде накатом на передаче мозги отключают подачу топлива, это сэкономит топливо, причём лучше, чем при езде накатом.
  2. Если двигатель только и ждал, чтобы заглохнуть (это, увы, бывает. Тривиальные неполадки в системе ХХ) - ты окажешься без усилителя тормозов и ГУРа, если он есть. (И без электричества, если проблемы были электрического плана. Но это уже слишком:)
  3. При возникновении опасной ситуации ты - без движка. Попытка включить передачу будет медленной, так как надо будет заново соображать, на какой точно скорости едем, и какую передачу воткнуть. Автоматизм, когда переключаешь, не задумываясь - сбивается.

Поучись трогаться со второй передачи, потом разик даже с третьей - поможет зимой. На скользком слишком большой крутящий момент на колёсах может привести к проскальзыванию колёс, и тогда можно засесть надолго. Трогание же с повышенной передачи заставляет аккуратнее работать со сцеплением.

При движении задним ходом учись ездить по зеркалам. Если не позволяют - менять зеркала или использовать внешнего помощника. Удивишься, но въезжать задом в какую-нибудь узость гораздо точнее получается именно по зеркалам.

Но вообще при езде надо считать, что мёртвая зона есть всегда. Какие бы зеркала ни стояли, как бы ты ни был хорош - обязательно иногда будет ситуация "ничего не было, и вдруг ОНО несётся".

Всегда пользуйся поворотниками - если ты ими не пользуешься, то, скорей всего потому, что неправильно держишь на руле руки. Если ты на Волге - этот совет не для тебя, всё равно никто не поверит, что ты включал.

Поучись водить одной левой рукой. Когда едешь по прямой - левую руку поставь на 12 часов и убери правую с руля. Поезди так до обретения уверенности. А то поначалу машину швыряет при любом отвлечении правой руки, при переключении передач, например.
Но вообще - держи руль как положено, двумя руками, это не для проформы придумано. Если замечаешь, что держишь руль одной рукой - значит, тебе просто неудобно правильно сидеть Ищи другую позу за рулём, другое положение сиденья, руля, наклон...

Нельзя держаться за руль - надо держать его. Частая ошибка - в повороте, как только начинает ощущаться центробежная сила, водитель крепче хватается за руль. При этом способность управлять автомобилем резко падает, и возникает ситуация, про которую потом пишут "не справился с управлением". И надо бы повернуть руль - а не можешь, потому что ты ж за него держишься.
Попробуй крепче упереться левой ногой, и лёгкими движениями покачай руль в повороте. Так, чтобы почувствовать, что теперь ты легко управляешь, как будто едешь по прямой.

НИКОГДА не считай, что теперь-то уж ты умеешь всё. На дороге ВСЕГДА может (и регулярно, увы, будет случаться что-то совершенно неожиданно для тебя и/или для окружающих.

авто

Previous post Next post
Up