Случайный маршрут... (1)

Jan 05, 2014 19:15

Ненароком занесло нас тут в Реймс... Спонтанно, без подготовки... Ну и впечатления такие же, обрывочные, неупорядоченные :)
С чего начать?


Начнем, пожалуй, с Шагала.
В Реймсском соборе, торжественно отметившем в 2011 году свое 800-летие, много окон. К великому сожалению, шедевр пламенеющей французской готики остался без значительного количества средневековых витражей. В его богатой коллекции цветного стекла обнаруживаются картины вовсе не древние, а даже совсем младенческие, установленные как раз к юбилею и являющие собой абстрактный набор цветных пятен. Шесть новых витражей заказали немцу из Дюссельдорфа Ими Кнобелю (Imi Knoebel): http://rusoch.fr/files/2011/06/ivo-faber.jpg
В окружающих апсиду капеллах внимание сразу привлекает срединная. Она выделяется большими пятнами и массами цвета, проникающими сквозь ее высокие окна. Окна, оформленные в 1974 году по эскизам Марка Шагала.
Витражами мастер начал серьезно заниматься в конце 50-х годов, уже в преклонном возрасте - художнику было 70 лет.
В 1971 году Марк Шагал согласился декорировать окна одной из капелл собора в Реймсе. Витражи создавались с помощью двух мастеров стекольного дела - Шарля Марка и его жены Бриджит Симон, чья стекольная мастерская в Реймсе была и остается одной из старейших во Франции. Их сын Бенуа Марк и сейчас продолжает семейное дело.
Для получения особенного синего цвета, формирующего фон окон, Шарль Марк применил методы, использовавшиеся средневековыми мастерами Реймса еще в 13 веке. Шагал нарисовал эскизы, а в мастерской наблюдал за процессом и наносил последние штрихи перед отправкой стекла в обжиг.
Витражи Шагала пластично-живописны, они целы и целостны внутри собственной художественной системы.
Однако, художественное решение окон неоднозначно, оно диссонирует с обликом собора в целом и с другими, старыми витражами в отдельности.
Неоднозначна и нравственная сторона витражей Шагала в католическом соборе... И это вопрос не национальности, а вопрос вероисповедания.
По-видимому, проект был обоюдовыгодным: Шагалу - деньги, городу - туристы.
Чистого искусства не бывает и упрекать кого-либо в этом бессмысленно. Приходится лишь с сожалением признать, что деньги по-прежнему правят этим миром...
Крупным планом для "поразглядывать":








вдруг, дребеденьги, путешествия, Франция, искусство

Previous post Next post
Up