Вчера мы с мужем ходили в Мыстецкий Арсенал на Арсенале-2012, выставку современного искусства. Выставка очень большая, обойти её всю нам не удалось, к тому же на половине выставки у меня села батарея в фотоаппарате. Но что есть, поделюсь.
На входе встречает "Золотой лотос" корейского художника и дизайнера Чой Джонг Хва:
Цвет лотоса автору навеяли золотые купола церквей Киева.
Здесь хочу сделать лирическое отступление. Мы ходили по выставке, фотографируя понравившиеся работы и даже не пытаясь запомнить всё обилие имён и названий. Я была уверена, что всё это смогу найти потом в интернете. Как же я ошибалась! Ну как можно провести такое огромное мероприятие и не вывесить на его сайте фотографии работ с описанием и указанием автора?! Информацию приходилось буквально по крупицам собирать из разных заметок в интернете. Поэтому я сожалею, но к некоторым фотографиям не будет подписи.
При входе поражаешься размерами комнат и красивым сводчатым потолком:
Выставка начинается с фотографий промышленной мощи Советского Союза, которая постепенно приходит в упадок. Мне лично больше всего понравились фотографии в круглой рамке, они не такие пессимистические :)
Лучезар Бояджиев
Лица каждой из этих мумий - известные люди: Эйнштейн, Стив Джобс, Сталин и другие. Течение времени, хорошее и плохое, белое и чёрное постоянно чередуются в жизни каждого. Это постоянные противопоставления, которые делают нашу жизнь радостной, или же грустной, это не прекращающийся ритм, как вдох и выдох. Главной идеей этого проекта автор сделал противопоставление прошлого и настоящего, постоянное состояние дыхания, течения времени, надутости и спущенности.
Проект японского художника Тоя Шигео «Лес ІХ»
Автором создано 30 скульптур из дерева, пепла и акрила. Шигео Тоя работает со структурой дерева, подчёркивая его природную эстетику, усиливая красоту и гармонию. «Лес ІХ» символизирует обгорелые деревья. Они напоминают современные небоскрёбы мегаполисов - Нью-Йорка и Токио. В случае катаклизма, военных действий всё живое будет уничтожено, здания будут выглядеть, как обгорелые деревья. Города превратятся в «леса», которые погребены в пепле.
"Расщелина" Филлиды Барлоу:
Филлида Барлоу - английская художница - заблаговременно приезжала в Киев, чтобы увидеть Мыстецький Арсенал и создать инсталляцию именно для этого конкретного места. В результате вышла работа из трех частей под названием "Расщелина". По словам Барлоу, ее поразили мощь и одновременно упадок промышленных пригородов Киева, мимо которых она проезжала по дороге из аэропорта. Именно это она и хотела воссоздать в своей работе. Художница всегда создает инсталляции из неожиданных материалов, вот и тут она использовала деревянные, как будто строительные леса, войлок, сетку, цемент и полиуретановые плиты. Общие размеры самой большой из трех частей "Расщелины" 14х7х14 м действительно поражают
Вторая часть инсталляции:
Луиз Буржуа "Клетки"
Серию "Клетки" (три работы из которой представлены на биеннале) Буржуа начала создавать в начале девяностых. Они должны были символизировать изоляцию прошлого опыта, а также быть как будто пространством в пространстве, куда можно войти и увидеть совсем не связанные между собой вещи: зеркала, платья или стул. Клетка, с одной стороны, - тайник для воспоминаний прошлого, с другой - платформа для новых свершений.
"Германские клещи - Революция Махно" Стелиоса Фаитакиса
Самая большая картина биеннале - настенная роспись Стелиоса Фаитакиса "Германские клещи - Революция Махно". Фаитакис вместе с помощниками работал над росписью почти месяц по 10-12 часов в сутки. Картина состоит из двух частей - 7.80х7.60 м каждая. Греческий художник всегда знакомится с историей страны и города, в которых работает, и пытается изобразить события, наиболее его впечатлившие. В Киеве Фаитакис изобразил Нестора Махно на фоне Чернобыльской АЭС, события Второй мировой войны и массовые расстрелы в Бабьем Яру. Огромное настенное панно насыщено мелкими деталями, посылами и аллюзиями. Безусловно, возле этой работы необходимо задержаться на некоторое время и внимательно рассмотреть, какой видится украинская история греческому художнику.
Нарисовано всё в византийском стиле, использовавшемся для икон:
"Круг животных" Ай Вейвея
Круг животных" - копия голов животных с величественного фонтана в императорском дворце, который был разрушен в 1860 году французскими и британскими военными. Головы были уничтожены или исчезли, но вдруг - несколько голов появились на аукционе в Париже. Китайское правительство требовало их возвращения, но владелец готов был отдать их только при условии изменения политики Китая по отношению к Тибету. Ай Вейвей, который всегда остро реагировал на такие резонансные дела, воссоздал "Круг животных". Выставленные в два ряда величественные бронзовые головы стали настоящим украшением Мыстецького Арсенала и поражают отработанностью деталей, совершенством и спокойствием, которое они излучают.
Инсталляция "Хлам 2" китайского художника Лю Жанхуа:
Лю - мастер по работе с керамикой, он закончил высшее учебное заведение в Китае по специальности китайский фарфор и 14 лет проработал на фабрике фарфора. Все предметы в этой инсталляции - сделанные вручную керамические изделия. Мастерство автора потрясает. Хотя всё вместе это выглядит, как свалка. На фотографии внизу можно разглядеть череп:
Вячеслав Ахунов, башня из спичечных коробков, по-моему, называется "Монумент спичке":
Вячеслав Ахунов, "аллея звёзд":
Аллея похожа на голливудскую, но вместо киноактёров на ней изображены тоталитарные лидеры - Сталин, Гитлер, Ленин, Мао Цзедун, среди которых автор поместил портреты Путина и Медведева.
Следующая, довольно большая, инсталляция изображает войну между Испанией и Голландией. Испанию изображает великан, которого окружили и мучают лиллипуты-голландцы:
У солдат-голландцев довольно зверские рожи:
Хин Сёучин «Оружие»
Мива Янаги из Киото "Женщина, открытая всем ветрам":
Соединение молодости и старости в телах женщин, которые подобны богам своим величием и массивностью. Страдая от бури, ветра, который растрёпывает их волосы, грудь, сушит кожу, они всё равно непреклонно стоят, противясь и не сдаваясь.
Вид на картину сзади:
"Космос" Чой Джонг Хва
Не знаю ни автора, ни названия проета. Проект представляет из себя обложки журнала "Огонёк" 1950-60-70-х годов в церковных окладах, которые художник сверху подрисовал, чтобы подчеркнуть гротескность и искусственность:
"Монумент погибшей цивилизации" Ильи и Эмилии Кабаковых
"Монумент погибшей цивилизации" состоит из 140 предметов и занимает целый зал. Тут представлены рисунки и макеты проектов, которые супруги Кабаковы создавали в течение десятилетий. Каждый предмет сопровождается пояснительным текстом, но для человека, который жил при советском режиме или столкнулся с последствиями этой исчезнувшей цивилизации, объяснения не нужны. Даже стены зала, выкрашенные до середины то ли в красный, то ли в розовый цвет, а сверху побеленные - болезненно напоминают больничные или школьные коридоры, подъезды и кабинеты в учреждениях.
Фотография выше представляет макет музея погибшей цивилизации, который бы объединял все ранее представленные проекты. Насколько я понимаю, такого здания пока не существует, хотя идея мне нравится. Фотография ниже представляет собой внешний вид музея с крышей, на которой растёт трава:
Работа Виктора и Елены Воробьевых из Казахстана "Красная ковровая дорожка":
Соединение дорожки из овечьей шерсти, горы шерсти в конце неё с рядом фотографий, на которых пасутся овцы.
Елена и Виктор Воробьёвы «Способы выравнивания горизонта»:
Серия фотографий идёт от подачи изображений травы и овец до просто полосы неба.
Никита Кадан "Процедурная комната":
Проект посвящён привычной в Украине на сегодняшний день практике пыток в милиции.
«Вуаль IV» Рашид Ран:
На расстоянии метра зритель видит пять восточных женщин, лица и тела которых полностью укрыты тканями. Они должны быть верны своему мужу и не имеют права показать кому-то даже части тела. Подойдя ближе и всматриваясь, видишь мозаику из фрагментов фильмов для взрослых:
Лара Балади
Источник "Роза"
Источник:
Выполнена в технике цифровой печати. На фотографии чашки с кофейной гущей, на которой по просьбе Балади гадали друзья и родственники, проведывая её умирающего от рака отца. Балади - ливанка, училась в Париже и Лондоне, с 1997 года живет в Египте.
Источник Барти Кхер: «Временами это легче», «Третья особа» и «Глухие змеи»:
Первая лестница поближе:
Проект австралийца Шена Шаоминя "Я слышал голос Господа":
Без названия (Тибетские монахи), 2012. Смешаная техника, краска, полотно, коктейль Молотова, автор Радя
Названия не помню, сделано из керамики:
К сожалению, здесь заряд батареи в телефоне закончился, и дальше мы рассматривали выставку без фотографирования.