Вьется в тесной печурке огонь,
На поленьях смола как слеза...
Археологами не выкопано ни одной стальной лопаты, ни одного напильника, ни одной пилы - хотя это как бы более простые и важные для развития цивилизации вещицы, чем высокотехнологичные рыцарские латы и прочие бесспорно лживые древнеримские кольчуги.
Зато вот чего-чего, а древние сыродутные печи археологи выкапывают буквально тысячами.
Возле них всегда находят и железную руду, и продукты обжига этой руды - и делается неоспоримый вывод, что неандертальцы в шкурах вот таким вот образом получали что?
Конечно, ископаемые железяки.
А значит, аж тогда и наступил "железный век".
Ура.
То есть вполне серьезно считается, что уже тогда было выплавлено первое железо.
Официальное описание: железная руда плавилась в этих смешных печках вперемешку с углем, пламя раздувалось ветерком (плавили, вероятно, только в ураганы), в результате чего и получалось кричное железо.
Затем печь разбивали, доставали крицу и весело ковали ее непонятно чем на ближайшем пеньке, который при этом обгорал, заодно насыщая будущий наконечник копья углеродом.
О, пардон, пеньков тогда не было.
Ладно, ковали камушком на камушке.
Кому интересно - в общем-то, "ковкой" это назвать трудно, скорее это похоже на выколачивание затвердевшего мусора из, например, железной губки для мытья посуды.
Есть еще деликатные технологические мелочи: даже при удаче этого процесса - для получения готового наконечника копья все это надо было еще и сварить в горне в железный слиток, при еще более трудных температурах и условиях.
А затем снова долго и трудно греть и ковать. Вот тут уже именно ковать. Тяжело и целенаправленно.
Как? Чем? Чем хотя бы держать то, что куёшь?
Учонные так далеко не заходят, им не до того.
Есть более важные идеи.
Но даже и не доходя до этого этапа, никому из учонных все равно особо не интересно, что:
- температура для получения железа нужна не меньше хотя бы 1300 градусов, и это фактически недостижимо в сырой печи с подачей холодного воздуха (а эти печи потому и назывались "сыродутными");
- для получения одного наконечника копья нужно сначала примерно тонну дров превратить в древесный уголь, а это - тоже технологии, время, труд (а на дровах процесс вообще не пойдет);
- химреакция восстановления железа из руды требует такого количества кислорода, что даже подача воздуха компрессором при современном моделировании процесса часто приводит к результату "фигвам";
- и так далее.
Много еще чего.
То есть все эти выкопанные печи "железного века" - сплошная ненаучная фантастика.
Ну, что ж.
Тогда, по совокупности учонного вранья, выдаю вполне себе версию:
Потому что гладиолус охра.
Технологический процесс тот же самый, но для получения охры из железной руды достаточно 800-900 градусов.
Сразу получают объяснение и многочисленные сыродутные печи, и железная руда рядом с ними, и низкие температуры, которые только лишь и способны давать такие печи, и разрисованные пещеры.
Да и результат как бы налицо:
Для особо сомневающихся:
Использование охры носит особенно интенсивный характер: нет ничего необычного в том, что слой на полу пещеры пропитан красновато-пурпурной охрой на глубину до 20 см. Размер этих залежей охры вызывает проблему, которая до сих пор не решена. Окраска настолько интенсивная, что практически весь рыхлый грунт, по-видимому, состоит из охры. Можно представить, что люди ориньякской культуры регулярно красили свои тела в красный цвет, окрашивали шкуры животных, покрывали охрой оружие и посыпали ею пол в своих жилищах, и что паста из охры использовалась в декоративных целях на всех этапах их повседневной жизни. Мы должны предполагать не меньше, если хотим объяснить наличие настоящих залежей охры, на которых жили некоторые из них...
Леруа-Гуран, А. 1968. Искусство доисторического человека в Западной Европе. Лондон: Темза и Гудзон, стр. 40. Вот еще:
Древние пикты, по свидетельству готского историка Иордана, красили себя в "железный красный" цвет. Частые упоминания в ирландских мифах о "красных людях" (гэльское: Fer Dearg) свидетельствуют о том, что подобная практика была распространена среди кельтов Британских островов, болотное железо было особенно распространено в центральной части Ирландии.
Охра используется не только в качестве краски: "племена, живущие в наши дни... используют ее либо для обработки шкур животных, либо в качестве средства от насекомых, либо для остановки кровотечения, либо в качестве защиты от солнца. Возможно, охра была первым лекарственным средством".