Эрмитажные хроники (28): Домье не умел торговаться и сидел в тюрьме за карикатуру на короля

Feb 06, 2014 00:34



Однажды к французскому художнику Оноре Домье (1808-1879) пришёл покупатель-американец, который по предварительной договорённости должен был купить за 5 тысяч франков одну из картин. Сделка уже была практически совершена, но любитель живописи попросил художника показать ему другие картины. Домье не любил и не умел торговаться, и согласился продать ещё одну понравившуюся американцу картину всего за 200 франков. Покупатель удивился и… вообще отказался брать у Домье картины, посчитав их коммерчески не привлекательными.

В настоящее время в 146 зале Государственного Эрмитажа висит картина Оноре Домье «Прачка» (другое название «Ноша»). До 90-х годов прошлого века эта картина находилась на специальном хранении, так же, как и другие шедевры французской живописи, перемещённые после Великой Отечественной войны из Берлинского музея.

По словам сотрудников Эрмитажа, о будущем этих коллекций французской живописи до сих пор ведутся споры. Прямых наследников у них нет, а передавать ценные экспонаты обратно в Германию, Россия не хочет по причине того, что сама во время войны потеряла немало предметов искусства. Да и времена ельцинской вакханалии прошли и сегодня «жесты доброй воли» Россия просто так делать не станет.

Если вернуться к биографии автора «Прачки» Оноре Домье можно отметить любопытный факт: первую живописную картину он написал, когда ему было уже больше сорока лет. Почему так поздно? Видимо, талантливый художник просто не имел времени для творческих опытов, так как в течении многих лет до этого зарабатывал на хлеб рисованием карикатур в журнал. За одну из них - на короля Франции (1832), он даже отсидел полгода в тюрьме. Ещё известно, что Домье в 1871 году поддержал Парижскую коммуну.

«Прачку» Домье начал рисовать в 1850 году, закончил через три года. На картине художник изобразил женщину с ребёнком, которые идут по Анжуйской набережной Сены. Самой набережной, реки, домов, практически не видно. Все детали растворены в серой мгле. Создаётся впечатление, что и сами фигуры возникли только лишь на мгновение и вот-вот исчезнут.

Считается, что художник на десятилетия опередил своё время. Так как Домье другие начнут писать только лишь в начале 20 века.

Интересно, что другую картину французского художника точно с таким же названием «Прачка» Парижская академия сначала отказалась размещать в салон (1861), посчитав, что прозаическая, будничная сцена из жизни черни не подходит для стен привилегированного учреждения. Правда, через год картину в салоне всё-таки повесили.

культпоход, музеи, культура, Франция, Петербург, Германия, эрмитажные хроники

Previous post Next post
Up