О питерском поэте и музыканте Михаиле Новицком можно говорить много и долго. Да он и сам, несмотря на свой частично задумчивый сценический образ рассказчик замечательный. Помню, как-то позвонил ему, чтобы получить консультацию о работе современных соковыжималок. Так и проболтали около часа. Причём начали с обсуждения конфигурации центрифуг, продолжили политикой, а закончили как всегда, нет не бабами, - творчеством. Творчеством его самого и, конечно, нашего общего с ним кумира Владимира Семёновича Высоцкого.
Кстати, в последнее время я всё чаще прихожу к выводу, что именно «наш Новицкий» сумел удержать «знамя Высоцкого», его наследие, как раз в то самое время, когда оно выпадало из рук отечественной культуры, и переставало терять всякий смысл постепенно трансформируясь в попсу.
И вовремя подхватить это знамя было намного труднее, чем просто перевирать два раза в год (на день рождения и в годовщину смерти) песни Высоцкого на центральных каналах, как делали и продолжают делать наши «звёзды».
А между тем, молодое поколение всё больше и больше переставало понимать, что же хотел сказать Высоцкий и, что успел сказать (это продолжает происходить и сегодня). Помню даже спор на одном из сайтов, кажется в 2007 или 2008 году, когда Новицкий, после проведённой им очередной «Лампушки», доказывал, что фестиваль этот не просто «тусовка на природе», а мероприятие, в первую очередь посвящённое памяти одного из самых выразительных отечественных культурных деятелей 20-го века.
При этом сам Новицкий не идеализирует Высоцкого. Он вообще старается относиться к процессу творчества честно, как к своему, так и к чужому. Причём никогда не жалеет своих мыслей. Как-то в беседе с ним он открыл для меня одну из «страшных тайн», до которой я почему-то сам дойти не мог.
- Ты считаешь Высоцкого великим актёром? А вот, давай, вспомни, какие роли ему удались больше всего? - спросил он.
Если честно, я тогда даже подвоха никакого не почувствовал. Бросил штампованную фразу, что все роли были хорошие, а потом ещё добавил, что многое он сыграть, просто не успел.
И на это Новицкий спокойно, как дважды два, объяснил, что мы по-настоящему любим Высоцкого только там, где он играет самого себя, человека бунтующего, яркого.
К примеру, Высоцкому с успехом удалось показать нам яркие образы: Воронова-Бродского в фильме «Интервенция», или Брусенцова в «Служили два товарища», или Жеглова в «Место встречи изменить нельзя».
- А вот в тех ролях, где от него требовалось перевоплотиться, показать другого человека, у него часто не всегда всё хорошо получалось, - заключил Новицкий, всего несколькими фразами выправив моё мнение. Отношение к Высоцкому как к другу помогает ему определять как сильные так и слабые стороны творчества.
- Высоцкий - больше чем актёр, и, конечно, он совсем не лицедей, коих развелось сегодня очень много, - считает Новицкий.
Кстати, вы никогда не задумывались, почему о пробеле в кинематографической карьере Высоцкого не любят говорить с больших экранов? Или сегодня намного легче и прибыльнее не разбираться в тонкостях профессии, а гнать на продажу канонизированный образ? А если публика требует чего-то этакого, то не жалко добавить в этот образ чернинки и пошлятинки, как сделали авторы насквозь коммерческого фильма «Высоцкий. Спасибо что живой»...
К сожалению, в нашем обществе сегодня всё продаётся и всё покупается. Вот и традиционный фестиваль «Лампушка» Новицкому пришлось переносить в другое место, не там где в начале 70-х пел Высоцкий. В прошлом году Михаил вообще отказался проводить фестиваль. Как он сам сейчас признаётся, очень трудно делать серьёзные проекты без помощи государства. А помощи покамест нет, и в ближайшее время не предвидится.
Здесь необходимо отметить, что пути-дорожки Новицкого и государства как такового сегодня идут параллельно, но, к огромному сожалению, не всегда пересекаются. А если делают это, то в основном только на… протестных митингах. Он ведь не только творческий служитель, но и яркий представитель оппозиции.
Мы с ним постоянно спорим на эту тему, когда говорим о политике. И однажды во дворе знаменитой «Камчатки», мне удалось вытащить из этого либеральных взглядов человека откровенное признание о том, что без наведения жёсткого порядка в нашей стране ничего сделать нельзя.
Накануне увидел его знаменитый спектакль «Наш Высоцкий», который прошёл в Театре на Таганке. А ещё у Новицкого есть замечательная акция «Цветы Высоцкому», когда розы и тюльпаны, собранные после концерта в Петербурге отвозят на Ваганьковское кладбище в Москву.
Да и мало ли что ещё, про что думает и что делает наш с вами современник сегодня! Одних только деревьев, которые он спас от вырубки в городе можно насчитать сотни. Но об этом как-нибудь в следующий раз.
Click to view