о постановке "Горбунов и Горчаков" Е. Каменьковича (театр Современник)

Jan 28, 2012 21:53


Проблема поэмы "Горбунов и Горчаков" - проблема раздвоения сознания, открывшись в истории литературы еще до Доктора Джеккила и Мистера Хайда - не перестает быть актуальной. Абсурд, лежащий в основе замысла поэмы, казался мне невозможным для постановки, однако, режиссер Е. Каменькович эту постановку осуществил в прошлом году.

Теперь я буду самозабвенно (пока СМИ описывают memory art) описывать спектакль Евгения Каменьковича, премьера которого состоялась в октябре 2011 года.  Каменькович, не исказив текста «Горбунова и Горчакова», сумел создать образ сумасшедшего в самых нейтрально-сочувствующих тонах. Сама не видела, но тот факт, что Е.К. рискнул поставить "Улисса", говорит, что режиссеру не так травматично было отсутствие в "Г и Г" голоса автора

Имеющийся в основе сюжета трикстер предстает в виде раздвоенной личности актера.  Никита Ефремов (Горбунов) и Антон Смольянинов (Горчаков) - внешне не похожие - существуют в рамках одного нарратива, размывая границы монолога и диалога. Интересно, что в одном из интервью Ефремов (можно предположить, что он играет роль И.Б. в 28 лет) признается, что не до конца понимает весь смысл произносимых им слов. Речь идет о концентрации мысли в слове и об игре слов.

Главные образы поэтики И.Б., которые задействует в спектакле Каменькович - море, картины Айвазовского, больничная палата, оперная музыка - кстати, что это за мелодия напевается сумасшедим (может быть, Сидней Бише), телевизор, вид из психиатрической больницы на ленинградскую зиму. Время действия - февраль. (Почти как сейчас).

Еще один важный момент относительно постановки - декорации белые, бумажного цвета. Подобная инсталляция была сделана в Фонтанном доме на 70летие поэта. Белая комната, которая изображала «полторы».

О декорациях - готические окна и арки белого цвета в свете проектора играют фасады ленинградских домов и фасады домов на набережной в Венеции. Окончание пьесы - в тех же окнах декораций появляются витражи часовни Собора Св. Иоанна Богослова на Манхэттене, где И.Б. отпевали 40 дней.

Я встраиваю «Горбунов и Горчаков» в один ряд с фильмом А. Хржановского «Полторы комнаты» и анимацией «Полтора кота». Речь идет о ключевых образах: белый цвет, Венеция, черная гондола, старый телевизор, а вот и витражи в часовне:




Previous post Next post
Up