"Не покидай" резали по живому

Jul 14, 2008 22:15

Интервью Леонида Нечаева еженедельнику "События"
http://www.sobytiya.com.ua/index.php?number=127&doc=1215765535

Леонид Нечаев: Я снова стал отцом в 67 лет



60 с лишним лет назад никто не мог предположить, что из мальчишки-оборванца, мелкого хулигана Леньки Нечаева, которого однажды до полного онемения избил ловец собак (только спустя два года мальчик смог произнести первые слова, и то сильно заикаясь), вырастет знаменитый советский киносказочник. Фильмы "Буратино", "Красная Шапочка", "Проданный смех", "Рыжий, честный, влюбленный" не дали состариться целому поколению взрослых. Леонида Нечаева называют эксцентричным и веселым клоуном детского кино. Поэтому не удивительно, что этот человек стал главным гостем XVI Международного детского кинофестиваля "Артек". 69-летний сказочник в страну детства приехал со своим маленьким сыном и новой картиной "Дюймовочка". 4-летний Алексей помогал именитому папе проводить мастер-классы, творческие встречи и абсолютно не мешал общаться с нашим корреспондентом.

"СобЫтия": Простите за любопытство, сколько у вас было браков?

ЛН: Не будем об этом. Понимаете, профессия режиссера - это образ жизни. И не всем женам нравится то, что их покидают на год. Вот надо написать сценарий, дома это сделать невозможно. Уезжаю… Сложная жизнь. (Смеется.) Для любопытных: моя супруга - ровесница одной из моих дочерей.

"СобЫтия": А почему она не приехала с вами в Ялту?

ЛН: Осталась с младшей дочкой.

"СобЫтия": ???

ЛН: Да, Елизавете Леонидовне 1,5 года. Я в пятый раз стал отцом в 67.

"СобЫтия": А как произошла ваша встреча с молодой женой?

ЛН: Звонок. Приятный женский голос в трубке говорит: "Вы знаете, я учусь в Рязанском институте культуры. Мне надо написать курсовую работу об интересном человеке. Для меня самый интересный человек - это вы". Меня подкупило это признание, и я пригласил ее в Москву. Она вошла. Вот такие синие глаза и коса до пояса. Мы проболтали весь день, а вечером я ей сделал предложение. Она согласилась.

"СобЫтия": Вы режиссер, который доказал, что детское кино по кинематографическому классу гораздо выше, чем взрослое. Почему решили снимать для детей?

ЛН: Я - ребенок войны. Рос не в самом благоприятном районе Москвы. Помню, когда шли парады, мы с мальчишками вклинивались в колонну, проходили по Красной площади, выходили обратно и опять вклинивались, чтобы посмотреть на Сталина. А еще - выпрашивали разноцветные флаги у тех, кто уже прошел. Матери из них шили трусы и нарукавники. Всякое было - и ларьки громил, и стащить мог то, что плохо лежало, попадал в милицию. Меня от судьбы моих друзей, которые отсидели, спас Дворец пионеров. А когда началась новая жизнь, я сыграл Емелю, стал знаменитеньким и понял, что детский зритель самый благодарный. К тому же мне казалось, что со сказкой редактуре будет труднее бороться.

"СобЫтия": Какие ваши картины больше всего пострадали?

ЛН: "Не покидай", "Проданный смех". Причем когда резали, говорили: "Лень, ты извини, нам дали перечень песен, и эти песни надо убрать. Но зато картина выйдет в эфир на Новый год".

"СобЫтия": И что же крамольного было в притче о мальчике, обменявшем на богатство свой талант быть счастливым?

ЛН: Например, в сцене на ипподроме герой должен был петь: "Верю в то, что стану я богатым, там, там, там…", а весь ипподром встать и голосом академического кремлевского хора запеть: "Хочется, хочется выиграть внезапно...", а черти: "Ставьте на лошадку, ставьте на лошадку". В общем, резали по живому. Убрали несколько песен, а после резки оставались дырки на пленке. И когда она попала к техническим службам, те вынесли вердикт - брак. Более того, Павел Кадочников, который исполнил в фильме роль барона Треча, позвонил председателю Госкино и попросил не показывать "Проданный смех", пока он жив. Во время съемок трагически погибли два его сына. И кто-то сказал ему: "Это тебе наказание за то, что сыграл дьявола". Семь лет картина провалялась в пылесборниках.

"СобЫтия": Прокат ваших фильмов начинался с госдач?

ЛН: Конечно, я помню, к Брежневу возили и "Буратино", и "Шапку". Меня не было. На встречу ездил автор песен Юрий Энтин.

"СобЫтия": А вы лично с Брежневым встречались?

ЛН: Нет. Но у меня есть замечательная газета - Брежнев в траурной рамке, рядом - статья о моей картине, причем с подтекстом: Нечаев снимает фильм о детстве Брежнева, называется "Звездный мальчик". Я был в шоке.

"СобЫтия": Как вам удалось снять шедевры, которые десятилетиями не сходят с экрана?

ЛН: Не знаю. "Буратино", "Про Красную Шапочку" были обречены на успех. Я снимал по-новому, радостно хулиганил. Кстати, "Буратино" на киностудии "Беларусьфильм", где мы его снимали, официально не приняли. Начальство негодовало: "Ужас! Кот без хвоста, а лиса в платье". Я повез картину в Москву. Просмотр закончился аплодисментами. Мне приходили горы писем примерно такого содержания: "Мы посмотрели, обалдели, теперь работаем счастливо".

"СобЫтия": "Буратино" за 30 с лишним лет оброс легендами. Говорят, съемки сцены с поющим Карабасом чуть не закончились трагедией?

ЛН: Там такая штука была. "Мы начинаем представление..." мы снимали на узкой ялтинской улочке, которая шла под откос. Сзади повозку привязали канатами. И люди ее постепенно спускали. Но на одном повороте подломилось колесо, команда тягачей ослабила канат - и карета вместе с Карабасом и куклами понеслась вниз. Как раз в это время на съемках был папа Мальвины - Танечки Проценко - не кто иной, как зампредгоскино, большая шишка. Он бледный, я зеленый. Тишина, грохот, карета в заборе, Этуш на земле весь перекошенный, дети друг на друге. К счастью, отделались синяками. Этот вечер у нас закончился грандиозной попойкой.

"СобЫтия": Как вы относитесь к употреблению алкоголя на площадке?

ЛН: Отрицательно. Это был экстренный случай, тогда все перенервничали. Кстати, с Басовым я в этом смысле не мог справиться. Помню, в "Красной Шапочке" он так напился - мы должны были снимать сцену, когда волки в женских нарядах с кружевными зонтиками бегают по лесу. Басов упал, не дойдя до нужного дерева, его даже не могли поднять...

"СобЫтия": Вы ничего себе не оставили на память после "Буратино"?

ЛН: В последний съемочный день после команды "Снято!" я сунул за пазуху золотой ключик. Позже уговорил руководство продать реликвию. У меня до сих пор хранится квитанция, где черным по белому написано: "Получено от Нечаева за реквизит - ключ: 30 рублей".

"СобЫтия": Чтобы работать с детьми, надо быть не только хорошим режиссером, но и психологом...

ЛН: Я никогда не работал с детьми! Это не работа, это жизнь. Я не ездил в отдельной машине, все вместе - вместе ели, вместе проводили свободное время. У них не было момента перенесения из жизни реальной в нереальную. Выходя на съемочную площадку, они играли то, что было нужно. Вот насколько было трудно Саше Продану в "Проданном смехе" держать лицо и не рассмеяться. Он очень смешливый, у него такая шикарная улыбка, а 90% роли - маска, улыбаться нельзя. Он стойко держался, только к концу съемок расплакался и сказал: "Папа Леня, я больше не могу, у меня лицо болит".

"СобЫтия": А почему папа?

ЛН: Так меня до сих пор называют все мои маленькие актеры. Даже Красная Шапочка, Янка Поплавская. Уж насколько вредина! И то зовет папулей. Я помню, после этого фильма я ее сразу взял в "Примите телеграмму в долг". И мне надо было, чтобы ей выпрямили волосы. Она разнылась: "Не хочу, у меня завитушки". Я сказал: "Так, билеты Яне и маме, до свидания!" Псих как рукой сняло.

"СобЫтия": Вы свои фильмы смотрите?

ЛН: Да, сейчас вместе с младшими детьми. Я профессиональный зритель, искренне верю тому, что происходит на экране. Заканчивается моя картина, и я реву. Прячусь за режиссерский пульт и плачу...

Беседовала Ольга Свиридова
 

Про Красную Шапочку, Нечаев, Проданный смех, о фильме, Приключения Буратино, Сказка о звёздном мальчике

Previous post Next post
Up