АРТЕМ ТЫНКАСОВ: «Свойственна мне тоска по лучшей жизни...» Человека можно обучить всему. Даже лицедейству. Но бывают люди, о которых принято говорить - прирожденный актер. Артем ТЫНКАСОВ - актер театра “Содружество Актеров Таганки”, необыкновенно пластичный, музыкальный, запоминающийся своей яркой игрой,- именно такой, рожденный играть на сцене.
- Какие факты твоей биографии помогли тебе осознать то, что ты без сцены прожить не сможешь?
- Как-то все определилось само собой еще в детстве. В народном театре играл в “Трех толстяках”, других сказках, выигрывал областные конкурсы чтецов. А потом уехал в Нижний Новгород, поступил в театральное училище. Уже со второго курса начал сниматься в кино. Первая картина была “Стукач” на студии М. Горького, потом - замечательная сказка “Не покидай” Л. Нечаева. В этом фильме я играл вместе с Л.Федосеевой-Шукшиной, В. Невинным иностранного принца. И даже пел. А на пробах все вышло очень смешно: поднялась температура, я вышел - текст не помню, тут свет, камеры. И мне стало так плохо, что я упал в обморок. А перед тем, как упасть, сказал “извините”. Меня забрали в больницу, а на следующий день приехал второй режиссер и принес мне радостную весть, что меня утвердили.
- Увидели такую самоотверженность и воспитанность и сразу утвердили… Получается, что первые роли были все-таки в кино.
- Да, и очень серьезные роли. Третья была в фильме “Клим Ворошилов”. Для молодого актера очень удачное начало. Мне казалось, что так будет всегда. А потом целых 10 лет не предлагали ни одной роли. Я уехал в Ригу. Там работал в театре Русской Драмы. Работать было легко, тем более, что сразу получил Чонкина. А после - Москва, Щепкинское училище и театр “Содружество Актеров Таганки”.
- Можно рассматривать твою актерскую судьбу, как судьбу баловня?
До поры до времени. На Таганке поначалу все было очень скромно, пока меня не заметил С. Соловьев в массовке в “Чайке”. Он сказал: “Вот, вот, именно его я искал давно”. Так я получил роль Треплева. А потом уже Николай Николаевич Губенко разглядел во мне актера.
- Педагогика - это отдельная глава твоей жизни…
- И по-моему такая, к которой я отношусь с трепетом, в которую уходят все силы и нервы. Потому что за себя отвечать и проще, и приятней. А я, закончив в 1994 год “Щепку”, так и остался работать на кафедре. И первый мой выпуск - именно те ребята, которые сыграли в спектакле “Оглянись во гневе”. Сейчас я преподаю в ГИТИСе на факультете музыкального театра.
- Как бы ты оценил тех, кто сейчас поступает в театральные учебные заведения? Чем они отличаются от твоих однокурсников?
- Отличаются. Они больше соображают, мозги у них лучше работают. У меня долго была какая-то инфантильность, детская вера, непосредственность. А они более целеустремленные, практичные.
- Это не мешает творчеству?
- Практичность иногда мешает. Нам было наплевать, когда мы были студентами, в чем мы ходим, на что мы едим, а у них уже по-другому.
- Актер, педагог…А как произошел переход к режиссерской деятельности? Королевство стало маловато?
- Ни в коем случае! Я бы никогда не решился сам поставить спектакль. Но полтора года назад ко мне пришли мои любимые первые выпускники: Илья ДРЕВНОВ, Алексей ДУБРОВСКИЙ, Антон ФИГУРОВСКИЙ, Мария СКОСЫРЕВА, Екатерина КОРОЛЕВА. Я сначала отказался. Они сами работают сейчас с крупными режиссерами. Зачем это надо? Прошло время, они, что называется, меня за шкирку - и к стенке (Вот так и надо обращаться с учителями! - Е.А.).
Сами выбрали пьесу - дипломный спектакль их курса.
- Пьеса Джона Осборна “Оглянись во гневе” далеко не нова. И ставят ее в наших театрах с 60-х годов. Что же твои ученики в ней нашли?
- Да, эта пьеса обошла всю страну, весь мир. Это был некий Гамлет XX века. Просто жизнь нам подсказала другой вариант прочтения. Получился спектакль не о социально значимых идеях, а о людях, которые любят и страдают, о важности духовного мира. Удивительно, что молодые режиссеры восприняли пьесу как современную. Мы ее, конечно, очень сократили.
- “Мы” - значит “коллективное творчество”?
- В конечном итоге, я за все отвечаю. Решает один человек, он ведет этот корабль…
- И он очень переживает, когда сидит за пультом. Просто не знаешь, где страданий больше - на сцене или в режиссерских глазах. Что ты пишешь во время спектакля?
- Замечания или, наоборот, “Наконец-то!”. Надо сказать, что актеры сохранили какую-то удивительную чистоту человеческую, отношение к профессии студенческое, распахнутое. Ведь в театре очень быстро налипает на тебя всякое. Они работали совершенно бесплатно, мало того, привлекли к работе замечательных людей: Ирину БАШБЕУК-МЕЛИК, Антона ЛЕЩИНСКОГО, Олега УРАЗБАХТИНА. Из дома приносились декорации, вообщем, работа кипела. И когда Николай Николаевич Губенко посмотрел, он наговорил нам столько хороших слов, все воспринял очень серьезно, сделал по-отечески несколько замечаний. Конечно, то, что он принял чужих актеров, дал нам возможность играть, оформил весь спектакль, помог с костюмами, просто потрясающе. Даже Ирина (художник) сказала, что впервые сталкивается с тем, что художественный руководитель так загорелся молодежной работой.
- Талантливые учителя выпускают талантливых учеников?
- Я с иронией отношусь к себе, как к учителю, потому что сам учусь у своих учеников.
- Чехов в одном из писем к брату писал, что “пьесы очищают нравы”. Нужно ли ставить перед собой такую цель?
- Все-таки театр - “кафедра, с которой миру хочется сказать много добра”. Это действительно так. Нам хотелось бы хоть какой-то кусочек мира очистить от зла и ненависти. Если возможно.
- Есть ли что-то такое в жизни, от чего ты отказываешься из-за работы в театре?
- Нет. Мне так интересно в моей профессии! У меня столько планов, столько поставленных перед собой задач, что дай бог их выполнить. Мы уже выбрали с ребятами новую пьесу, пока не скажу, какую. Совсем в другом ключе - радостную, звонкую.
- Если предложат сейчас большую роль в кино, откажешься от театральных работ?
- Ни за что! Я люблю все свои роли, во всех спектаклях. Они настолько разноплановые, позволяют проявить себя. И в хорошем фильме тоже соглашусь сниматься.
- Накануне праздника есть какие-нибудь пожелания, поздравления?
- Конечно! Я рожден под знаком Венеры, поэтому очень любвеобильный человек. Дамский угодник. Мужчина всю жизнь должен посвятить самому прекрасному на свете - женщине. Женщина - муза, не случайно это слово женского рода. Если бы предоставилась такая возможность, я бы сказал всему миру: “Люди, любите друг друга!” С возрастом все-таки появляется ощущение, что мы так ненадолго в этом мире. А мир так замечателен, но все время какие-то войны. Мы разрушаем, разрушаем, разрушаем… Давайте созидать, обращать друг на друга внимание... Свойственна мне тоска по лучшей жизни.
- Ты же не просто тоскуешь, а пытаешься создать этот лучший мир вокруг себя.
- Да. А потом удивительно: вот так что-то делаешь, делаешь, и оказывается, что это кому-нибудь кроме тебя тоже нужно. Осознание собственной необходимости приносит радость.
И еще. У Зиновия Гердта в одном из последних интервью спросили, понял ли он, что такое счастье. И он ответил: “Счастье - это те минуты, те секунды, когда встречаешь единомышленников”. Для меня это тоже верно. Сам по себе я ничего не значу. Без своих учителей и учеников я бы не состоялся. Творчество, доброта - когда вместе, тогда и сила.
- Твое добро с кулаками?
- Я очень мягкий человек и считаю, что добро с кулаками не добро. Никогда не буду бороться, сразу закрываюсь и ухожу в песок. Поэтому и со студентами так работаю. Слишком много пряника и мало кнута. Могу, конечно, накричать. Но… Две минуты ругаюсь, пять минут извиняюсь.
А вообще, оглядываясь назад, хочу сказать, что мне в жизни повезло. Очень важно, даже погрузившись в сиюминутные проблемы, без гнева посмотреть на свою жизнь и увидеть то хорошее, что есть в твоей жизни.
Беседу вела Елена АЛЕКСАНДРОВА
Материалы об Артёме Тынкасове в интернете
Отличные фотки "
Дорога в детство"
http://www.kinox.ru/index.asp?comm=5&kw=17487 http://www.kinoexpert.ru/index.asp?comm=5&kw=17487 http://taganka-sat.ru/main/index.php/index.php?module=Encyclopedia&func=displayterm&id=23&vid=3