Aug 31, 2010 15:30
На Спасской башне вновь появилась надвратная икона
Когда-то, чтобы попасть на территорию Кремля через главные ворота, граждане спешивались и снимали шапки перед образом Спасителя, который смотрел на всех с внешней стороны Спасской башни, освещенный неугасимой лампадой. В советские времена икона исчезла. Как казалось многим, бесследно.
В минувшую субботу Красную площадь буквально заливало дождем, а шквалистый ветер выворачивал зонты многосотенного собрания народа наизнанку. Но никто этого как будто не замечал. Взгляды всех были устремлены на икону Спаса Смоленского, которая вновь заняла свое законное место. И была освящена Патриархом Московским и всея Руси Кириллом. На церемонии присутствовал Президент России Дмитрий Медведев.
Доподлинно известно, что четыре башни из двадцати носят названия в честь святых, чьи лики были на их входах. Спасская - в честь самого Иисуса. На Боровицкой башне был изображен лик Георгия Победоносца. Долгое время считалось, что все иконы, располагавшиеся на башнях Кремля, полностью утрачены, но ученые не находили этому никакого документального подтверждения. И указывали на напоминающие киоты углубления на стенах сразу шести башен. После нескольких лет рассуждений, по инициативе Фонда Андрея Первозванного, в апреле этого года были сделаны зондажи в киотах Спасской и Никольской башен. Так и обнаружились “замурованные” фрески.
В субботу москвичам открыли отреставрированную надвратную икону Спасителя с преподобными Сергием Радонежским и Варлаамом Хутынским у его ног. Правой рукой Христос благословляет, в левой держит Евангелие, открытое на словах: “Придите ко мне вси труждающиеся и обременении и аз упокою вы”. Размер иконы: 2,2 на 1,5 метра. Как рассказали “МК” в Фонде Андрея Первозванного, считается, что первый образ был написан еще в 1514 году; существующие сейчас красочные слои относятся к середине XVII века.
Толпа на Красной площади и прилегающих территориях - храм Василия Блаженного и ГУМ тоже тонули в зонтах - собралась задолго до начала церемонии. Никого не смущали ни ледяной дождь, ни зверский ветер. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл появился из Спасских ворот вместе с президентом Дмитрием Медведевым. Запел хор. Патриарх прочитал молитву. Он
поднялся на небольшой подиум, увитый белыми цветами, который, как подъемный кран, доставил его прямо к надвратной иконе. Толпа ахнула и начала креститься. Владыка торжественно освятил икону, окропив ее святой водой и, повернувшись к народу, окропил и собравшихся на Красной площади.
В годы лихолетия, говорил патриарх, по приказу властей иконы должны были быть уничтожены, но нашлись люди, которые закрыли их рабицей, бетоном и, не побоявшись никого, спрятали лики в стенах башен Кремля. Тогда казалось, продолжал владыка, что ценности разрушены, а вера - утрачена. “Но никуда она не делась - вера нашего народа. Пусть Господь поможет стране нашей”, - торжественно заключил Патриарх.
“Мы сегодня должны вспомнить всех, кто способствовал и помогал восстановлению этих икон, в том числе и тех, кто в очень тяжелый для нашей страны час, в период безбожия, в период лихолетья укрыл их, рискуя не только своими должностями, но и жизнью, и сохранил это чудо до наших дней для тех, кто сегодня присутствует здесь, и кто будет приходить в Кремль, кто будет восхищаться подвигом наших отцов и будет вдохновляться образом, который защищает Москву, защищает Кремль, защищает всех нас”, - обратился к собравшимся президент Медведев, поблагодарив всех, кто “стоит сейчас на Красной площади”. “Я уверен, с момента обретения и освящения этих икон, восстановления справедливости наша страна получает дополнительную защиту, а стало быть, все присутствующие здесь, все молящиеся и все любящие нашу страну”, - проникновенно проговорил глава государства.
Кстати, в 1917 году надвратный образ святителя Николы Можайского на Никольской башне (через несколько месяцев, как уверили “МК” в Фонде Андрея Первозванного, закончится и ее реставрация) был изрешечен пулями и осколками, но сам лик ничуть не пострадал. Что москвичи расценили как настоящее чудо. А на праздновании пролетарского Первомая в 1918-м ветер сорвал с нее кумачовую драпировку. Что, судя по всему, расценили как чудо уже участники демонстрации.