Такая русская французская ривьера. Часть 7

Dec 07, 2010 18:39

У детей Павла Григорьевича фон Дервиза было слабое здоровье, врачи рекомендовали сменить климат. Павел Григорьевич купил в Ницце участок размером в 10-11 га и начал там строительство дворца. Было это в 1867 году. Строили роскошный «Шато де Вальроз» с концертным залом на 400 мест(!) два русских архитектора - Гримм и Макаров и два местных (по другим данным - Гримм и Антонио Кроччи из Швейцарии). Восемьсот рабочих трудились три года.
Парк вокруг дворца разбивали самые известные специалисты. Были тут и гроты, и ручьи, и водопады. Цвели розы, росли пальмы, редкие растения радовали глаз.

Павел Григорьевич тратил огромные средства на благотворительность. Он содержал на свои деньги школу (которая до сих пор существует и носит его имя). В Ницце фон Дервиза называли «русским Монте-Кристо».

Интересно, что на территории усадьбы Павел Григорьевич установил каменную плиту, на которой было выбито: «Я русский, родился в России, люблю Россию и не нашёл бы никакой надобности устраиваться где-либо в другом месте, если бы не находился в положении исключительном по состоянию здоровья моих детей».

На территории своего парка Павел Григорьевич поставил настоящую русскую избу, её привезли из-под Киева, из его имения.

Позже вместо концертного зала появился настоящий театр с самой современной сценической техникой. Павел Григорьевич очень любил музыку, он держал свой оркестр - более пятидесяти музыкантов (по другим данным - семидесяти) и с десяток певцов. Все стремились попасть на званые вчера в Шато де Вальроз. Проходили концерты для семьи, для гостей, устраивались благотворительные концерты и балы, после которых в казну города Ниццы перечислялись огромные суммы.
В январе 1879 года здесь была поставлена опера Глинки «Жизнь за царя».

В марте 1881 года в Вальрозе был большой праздник - в гости приезжал великий князь Николай Николаевич. (Это так у Носика написано. Но что-то я сомневаюсь, что в марте 1881 года Н.Н. участвовал в праздниках, траур же). Играла музыка, в небе полыхали фейерверки… А через три месяца в Германии умерла дочь, любимая дочь, 16-летняя Варенька. Павел Григорьевич решил похоронить ее в Москве, в склепе на территории Владимирской больницы, в котором в 1874 году похоронил своего сына Владимира. (Ира il_ducess писала про эту больницу: http://il-ducess.livejournal.com/84975.html). На вокзале, куда прибыл гроб с телом дочери, Павел Григорьевич упал замертво. Не выдержало сердце. П.Г. фон Дервизу было 53 года.

После смерти хозяина парк и замок несколько раз меняли хозяев. И русские банкиры владели ими, и боливийский богач, и немецкий. А потом здесь поместили университет города Ниццы.

Носик, рассказывая о посещении Вальроза, пишет: «Я забрёл с авеню Вальроз, вошёл и увидел обезображенного хулиганской раскраской бронзового коня работы Паоло Трубецкого, увидел просторы парка, деревянную резную избу и двух милых зубрил-аборигенов, листавших учебник химии и никогда даже не слышавших о бароне фон Дервизе…»

Мы приехали на авеню Вальроз, увидели ворота, но они были закрыты.



Выходящие оттуда люди пользовались какими-то пропусками, открывающими дверцу.

Взгляд через забор:



Коня не видно. Есть собака:)
И избы не видно. Есть ли она сейчас?




Очень жаль, что не видно самого дворца, ну нисколечки не видно!




Носик написал, что у Павла "Георгиевича" (а не Григорьевича) была красавица жена, что звали её Нина Николаевна, и привёл в книге её портрет. Очередная ошибка Носика. Насколько я знаю, жену П.Г. звали Верой, а на портрете - жена его сына, Сергея Павловича. Портрет этот я видела в музее изящных искусств Ниццы…

У этого сына, Сергея Павловича, туберкулёз тоже отнял дочь, 17-летнюю Марину. Склеп Марины фон Дервиз находится на кладбище Гран-Жа в Каннах. Он стал фамильным. Этот склеп-часовню мы увидели издалека












Рядом с усыпальницей Марины Дервиз - могила Альбединских, Александры и её детей, Ольги и Александра:




Мать - урождённая Долгорукова.



А в каком родстве она была с Екатериной Михайловной Долгоруковой (Юрьевской) - не знаю, не рылась, некогда… UPD: Это та самая Александра, которую так ярко описала в своих воспоминаниях Тютчева. Я и забыла, но мудрые люди в комментариях напомнили:))









Видела ещё могилу генерала А.М.Сутулова



Могилу Глеба Ванновского не нашла.

У Николая Попова, известного лётчика, могильного камня нет, есть доска на стене








Одна русская могила - ухоженная, с цветами




На этом кладбище похоронена Ольга Хохлова-Пикассо, но мы её могилу не видели. Знаю, что лежит она вместе с внуком Паблито, отравившимся в день похорон Пикассо. Помните, наверное, эту историю…
И могилу Шарля Фаберже мы тоже не нашли.

Кладбище очень большое, границ не видно, расположено оно уступами.
















Ходили мы по кладбищу без карты, почти безо всякой информации, где что находится. Конечно, можно было бы пойти в контору, но говорят ли там по-английски? И была надежда, что на месте разберёмся. Я думала, что есть православная часть кладбища, которую нетрудно будет найти по крестам. Но ничего подобного. А на плане кладбища, который есть у входа, обозначены только пронумерованные сектора и дорожки.

P.S. Фотографии виллы Вальроз можно посмотреть здесь: http://elena-masque.livejournal.com/73021.html

Франция, путешествия

Up